Особенности учебных модулей факультативного курса "Системы счисления"

Разделы: Математика, Информатика


Задача современной школы не в том, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций. ” В воспитании компетентного человека не малую роль играет модульная технология обучения. Организация обучения учащихся в модульной технологии коренным образом отличается от традиционного обучения. Сущность его состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе “учитель-ученик”.

При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки “само” учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.

Факультативный курс “Системы счисления” позволяет весьма эффективно использовать модульную технологию. Блок-схема (Приложение 1)

На курс отводится 17 часов, содержание учебного материала курса разбито на 4 модуля, в 1,3, 4 по 4 урока, а во 2 модуле - 5 уроков.

Первый урок каждого модуля

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели первого урока:

  • ОЦ - обеспечение понимания, усвоения и первичного закрепления понятийного аппарата курса;
  • РЦ - развитие познавательного интереса (умения работать с текстом, выделять главное, составлять вопросы к тексту, находить необходимую информацию);
  • ВЦ - воспитание интереса как качества личности (умения слушать и слышать, быть внимательным и сосредоточенным, в ситуациях противоречивости суждений, уметь встать на определённую точку зрения, быть убедительным);

.1) Логика построения урока

Мотивация —> актуализация опорных знаний   —> самостоятельное восприятие, осмысление и первичное усвоение  —> проверка усвоения   —> закрепление  —> анализ —> рефлекcия   —> постановка домашнего задания.

Второй урок каждого модуля

Тип урока: закрепление новых знаний

Цели второго урока:

  • ОЦ - обеспечение усвоение знаний и формирование способов по их применению.
  • РЦ - развитие познавательного интереса (стремления и умения самостоятельно найти свой подход к решению задачи, умения применять знания в сходной и новой ситуации, умения в овладении самоконтролем и рефлексией, составлять алгоритмы в виде схем, формул) .
  • ВЦ - воспитание интереса как качества личности (стремления к преодолению собственных трудностей, к выявлению причин и реализации выхода из затруднений, умение общаться на уроке, доброжелательное, сдержанное отношение к товарищам , вносить свой вклад в деятельность группы).

Логика построения урока

Мотивация  —> актуализация ведущих способов действий  —> восприятия образца применения знаний  —> самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации   —> обучающий практикум по I модулю  —> контрольное тестирование (Блок – выхода)  —> самоконтроль  —> самооценка  —> коррекция  —> рефлексия.

Третий урок каждого модуля

Тип урока: поисковый, комплексное применение знаний.

Цели третьего урока:

  • ОЦ обеспечение выработки умений и способов самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия;
  • РЦ развитие познавательного интереса (решение задач по образцу, по известному правилу, ориентация на перебор вариантов, конструирование такого перебора, проведение необходимых подсчётов и оценок, самостоятельный поиск решения задач, включающий эвристический этап, умения применять знания в новой ситуации);
  • ВЦ воспитание интереса как качества личности (активности, внимательности, умения прогнозировать результат, улаживания разногласия и конфликты, умения позитивно реагировать на различные точки зрения и тактично отстаивать свою позицию).

Логика построения третьего урока:

Мотивация  —> актуализация комплекса знаний  —> применение и показ, образец комплексного применения знаний  —> самостоятельное применение в сходной и новой ситуациях  —> самоконтроль  —> самооценка  —> коррекция  —> рефлексия.

Четвёртый урок каждого модуля

Тип урока: контроль знаний (усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе.

Цели:

  • ОЦ - обеспечение обучения, оценивания общего результата обучения (контроль, анализ, оценка, коррекция);
  • РЦ - развитие познавательного интереса (включение учащихся в репродуктивную и творческую деятельность, использование исследовательского подхода в решении задач, развитие стремления углубляться в сущность заданий, умений анализировать, сравнивать, владеть самоконтролем);
  • ВЦ - воспитание интереса как качества личности (сосредоточенности, стремления к завершённости действий).

Логика построения четвёртого урока

—> Мотивация  —> самостоятельное выполнение контрольных заданий  —> самоконтроль  —> контроль  —> анализ   —> оценка  —> коррекция.

Пример занятия (уроки 2-3 каждого модуля)

Тема “Перевод целых чисел из одной системы счисления в другие системы”

Тип занятия: поисковый, открытие новых знаний, комплексное применение знаний.

  • ОЦ - обеспечение обучения и усвоения знаний, формирование способов по самостоятельному их применению и переносу в новые условия, оценивания общего результата обучения (контроль, анализ, оценка, коррекция);
  • РЦ - развитие познавательного интереса (решение задач по образцу, по известному правилу, ориентация на перебор вариантов, самостоятельный поиск решения задач, включающий эвристический этап, умения применять знания в новой ситуации, включение учащихся в репродуктивную и творческую деятельность, использование исследовательского подхода в решении задач, развитие стремления углубляться в сущность заданий, умений анализировать, сравнивать, владеть самоконтролем);
  • ВЦ - воспитание интереса как качества личности (сосредоточенности, стремления к завершённости действий, активности, внимательности, умения прогнозировать результат, улаживания разногласия и конфликтов, умения позитивно реагировать на различные точки зрения и тактично отстаивать свою позицию).

Оборудование: проектор, ПК

.Педагогические технологии: развитие познавательного интереса и модульная технология обучения.

Структура занятия

1. Оргмомент (сообщение темы, мотивационная беседа с дальнейшей постановкой цели).

2.Актуализация комплекса опорных знаний и умений учащихся.

3. Обучающий практикум: самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации.

4. Отчет микрогрупп, обсуждение решений, самоконтроль и контроль, рефлексия.

5. Контрольное тестирование (“Блок – выхода”).

6. Постановка домашнего задания.

Ход занятия

I. Оргмомент:

На этапе оргмомента учитель сообщает тему урока, проводит мотивационную беседу о важности овладения общими способами решения задач с последующей постановкой цели. Ученикам задаётся вопрос: “Зачем нужно уметь решать математические задачи? В беседе приходим к выводу: задача - это средство закрепления теории, создание и развитие практических и логических способностей, способ получения новой информации и, наконец, сильный метод воздействия на характер школьника.

Затем, учитель сообщает, что сегодня на занятии будем  закреплять задания стандартного вида, а также решать новые задания исследовательского, прикладного и творческого характера.

II. Актуализация знаний

Актуализация знаний проходит с помощью домашнего задания.

Каждая группа представляет одно из трех заданий, демонстрируя слайд с условием и решением (рассказы, стихи, кроссворды, собственную автобиографию и т.д.):

первая группа представляет зашифрованное известное высказывание и требование прочитать ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности. Приложение 2.

Задание второй группы содержит требование перевести данные координаты точек в десятичную систему и выполнить по ним рисунок. Приложение 3.

3. Отчёт третьей группы включал кроссворд :

перевести указанное слева от строки число в 2-ю систему счисления;

разместить получившееся двоичное число в соответствующей строке, расположив младшую цифру в крайнюю правую клетку;

дополнить лишние клеточки слева нулями;

заштриховать или закрасить клеточки, в которых стоят единицы Слайд 3 группы (Приложение 4)

Другие задания, оформленные на альбомных листах, вывешивались на стенд для того, чтобы стимулировать учащихся, даже слабо мотивированных к изучению темы системы счисления. Во время ответов шли обсуждения, корректировка знаний, саморефлексия (Я узнал новое..., испытывал трудности ...,сделал ошибки потому-что ,.) Для оценки домашней работы учитель использовал приём “Оценка не отметка” (ОНО); одобрял, хвалил, морально поддерживал тех, у кого не совсем удачно выполнены задания.

III. Обучающий практикум.

Этап закрепления и отработки знаний I модуля проводится в форме обучающего практикума по решению задач. Каждой группе выдается карточка с одинаковыми заданиями. Содержание карточки (приложение 5)

Учитель проводит инструктаж по выполнению задания,

Каждый ученик в группе выполняет различные компоненты учебной деятельности. Ответственность за распределение обязанностей возлагается на лидера-консультанта (который на каждом занятии меняется по желанию группы). Один учащийся отвечает за формулирование познавательной цели, другой за поиск необходимой информации, первый и третий контролируют, насколько выполняемые действия соответствуют цели, затем, каждый участник группы проводит самоконтроль, самооценку своей деятельности, а консультант оценивает результат совместной деятельности. Учитель в течение всего занятия по необходимости оказывает индивидуальную помощь ученикам и корректирует ход работы группы.

IV. Отчет о результатах работы групп.

Отчёт проводится с помощью приёма “Лови ошибку” (ЛО). После проверки ответов, вызываются представители тех групп, где неверный ответ, которые воспроизводят решение на доске. Учащиеся задают вопросы, находят ошибки, исправляют их, обосновывая свои рассуждения. Если какие-то задания оказались сложными и учащиеся не справились, то эти задания решаются с помощью наводящих вопросов учителя. При подведении итогов этого этапа учениками проводится рефлексия (что не знаю, почему допустил ошибку, что нужно знать и уметь, чтобы больше не допускать такой ошибки). Здесь же ученики проводят обобщение знаний с использованием таблиц, еще раз проговаривают алгоритм перевода одной системы счисления в другие системы счисления.

V. Контрольное тестирование (“Блок-выхода”)

Затем дается контрольный тест на ПК по I модулю После выполнения, учащиеся осуществляют самооценку и письменную рефлексию (я пытался сделать такой-то шаг, его я пытался сделать так-то, но у меня не получилось то-то..). Решение ученики сверяют на ПК с эталоном, учитывая критерии отметок оценивают себя, затем оценивает учитель. На основании этих отметок учитель ставит зачёт. Содержание теста ( приложение 6)

VI. Постановка домашнего задания

1) Начать осуществлять проектную деятельность по сбору информации.

2) Повторить теорию 1 модуля,учебник Факультативный курс поматематике 7- 9 кл., п.1,2,3; № 21- 23 ( Домашнее задание записано заранее на доске).

Развития познавательного интереса способствовали:

поставленная и принятая как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на её решение и на приобретение недостающих знаний, осознание нужности получения новых знаний для последующего продвижении в освоении темы “Системы счисления”. Выбор наиболее рациональных способов решения задач. Мотивация на необходимое сотрудничество, желание поделиться новой информацией с участниками группы. Появление сильного мотива ориентации на себя, удовлетворение своих собственных познавательных интересов. Знание собственных достижений, качества знаний, ошибок и их причин, путей устранения, стремление к завершённости действий, малая отвлекаемость, желание работать, испытывая удовольствие от пробы собственных сил, от собственного продвижения и успешного выполнения заданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горячев А.В. Волкова Т.О., Горина К.И. “Информатика в играх и задачах” - М., 2001

2. Давыдов В. В., “Проблемы развивающего обучения” / учебное пособие. - 8-е изд., доработанное. - М.: Просвещение, 2000. - 181 с.

3. Третьяков П.И., “Технология модульного обучения в школе”- изд. “Новая школа”, Москва, 1997,528 с

4. Маркова А. К., “Формирование интереса к обучению у школьников”. - М.:Просвещение,2000.с286

5. Сальникова Т. П., “Педагогические технологии”/ учебное пособие. М.:Просвещение,1995,с328

6. Щукина Г. И., “Проблема познавательного интереса в педагогике “/ учебное пособие студентов пед. ВУЗа. - СПб. Просвещение, 1976. - 351 с

Ресурсы Интернета

  1. http://content.answers.com/main/content/wp/en/d/d8/EgyptphoneKeypad.jpg
  2. https://urok.1sept.ru/articles/subjects/1