Однородные члены предложения как синтаксическое средство изобразительности (на примере рассказа Л.Н. Толстого "После бала")

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель:

  • познакомить с речевыми эффектами предложений с однородными членами;
  • дать представление о стилистических фигурах речи: бессоюзии, многосоюзии, градации, антитезе, организовать наблюдение за использованием этих стилистических фигур в рассказе Толстого “После бала”.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить элементарный языковой анализ художественного текста;
  • понимать, что стилистические фигуры речи как синтаксические построения обладают повышенной экспрессией и выразительностью;
  • схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами;
  • грамотно оформлять пунктуацию предложений с однородными членами.

Оборудование:

  • запись мазурки,
  • текст рассказа Л.Н.Толстого “После бала”
  • презентация “Однородные члены предложения как синтаксическое средство изобразительности”.

Ход урока

Слово учителя:

Мы с вами продолжаем изучать однородные члены предложения как синтаксические единицы. Но синтаксис – это не только особые синтаксические конструкции, синтаксические единицы. Синтаксис – это и источник образности и экспрессии русской речи (экспрессия – выразительность).

Каковы же изобразительные возможности предложений с однородными членами? Разобраться в этом вопросе мы и постараемся сегодня на уроке.

На доске записано предложение. Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить. (индивидуальная работа)

А (н..) узнав (н..) мог поступить в военную службу как хотел прежде и не только (н..) служил в военной но (н..)где (н..) служил и (н..)куда как видите (н..) годился.

В это время для класса синтаксическая пятиминутка:

Повторить услышанное предложение, дать характеристику, объяснить знаки препинания (устно), составить схемы (письменно).

Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А.Толстой)

Слово учителя:

Мы не случайно обратились к этому мудрому изречению.

Бережному обращению с языком нас учат, в первую очередь, писатели. Ведь жизнь отображается в литературе посредством слова. Есть очень известное определение М.Горького:

“Первоэлементом литературы является язык, основное орудие ее и – вместе с фактами, явлениями жизни – материал литературы”.

А современный филолог А.И.Горшков считает, что “говорить о писателе, о его произведениях и не сказать, как он владел словом, как использовал возможности языка, - все равно, что оценивать, скажем, певца только по его репертуару, ничего не говоря о его голосе, мастерстве исполнения”.

- Давайте проверим работу ученика на доске. Откуда взято предложение? (Из рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.)

В произведениях писателя используются разнообразные синтаксические конструкции, много предложений с однородными членами.

- Почему?

Давайте посмотрим, как об этом говорит автор учебника по стилистике Г.Я.Солганик:

Упр.165 (2 часть).(Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений под ред М.М.Разумовской, П.А.Леканта)

Познакомиться с речевыми эффектами предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого “После бала” - наша задача. Мы продолжим работу над стилистическими фигурами речи, понаблюдаем, как использует их Толстой в своем произведении. Ну и, конечно, не забудем об умении схематически передавать синтаксические конструкции с однородными членами и грамотно оформлять пунктуацию таких предложений.

Работа с текстом рассказа Толстого.

1. Чтение отрывка ( от слов “Бал был чудесный...” до слов “...я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела”).

Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов — я до сих пор не могу простить это ему — пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.

По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: “Encore” . И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела.

2. –Что главное в рассказе Ивана Васильевича о бале: событие или состояние героя?

- Почему вы так думаете?

( Подтверждение текстом. В предложениях с однородными членами попутно объясняем, какую роль играют союзы, какие значения выражают)

(Я не спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня.

Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них.

Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен.)

- Какова же функция однородных членов в этих предложениях?

Запись в тетрадь по теории: (Cлайд №2 – каждая функция появляется по щелчку)

Однородные члены:

  • вводят в обстановку действия;
  • описание бала;
  • портретные характеристики и Вареньки, и полковника;
  • описание эмоционального настроя персонажей.

- Каковы приемы, стилистические фигуры, основанные на использовании предложений с однородными членами?

Запись предложения. Работа с однородными членами. (Cлайд №3)

Я любил хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. (Cлайд №4 – Проверь себя)

- Обратите внимание, как расположены однородные члены предложения. Нарастает или ослабляется их смысловое и эмоциональное значение? Как называется такой прием? (градация)

(В предложении, с которым работал ученик на доске, тот же прием.)

- Давайте внимательно понаблюдаем за построением предложения. Какой еще прием использует здесь Толстой? Попробуем убрать союзы из предложения. Что-то изменилось?

(Да, перечисление однородных членов без союзов более спокойное, с союзами – подчеркивается роль каждого однородного члена, усиливается выразительность речи.)

Такой прием называется многосоюзием.

Многосоюзие (полисиндетон) – стилистическая фигура, основанная на намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. (Словарь-справочник лингвистических терминов).

- Найдите примеры с многосоюзием.

И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, все было мне особенно мило и значительно.

(конструкция с повторяющимся союзом, усиливающая роль каждого из однородных членов. Обобщающее слово стоит после однородных членов. Это тоже усиливает перечисление. Полнота и яркость описания.)

- В портретных характеристиках чем выражены однородные члены предложения?

Что это за средство художественной изобразительности? (эпитеты)

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках.

...видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза.

Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.

Записать предложение: (Cлайд №5 – по щелчку подчеркнуты члены предложения, соединенные попарно союзом и)

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы.

Еще один прием – попарное соединение однородных членов с союзом и.

Изобразительные языковые средства (прежде всего повторяющиеся эмоциональные эпитеты) подчеркивают постоянство эмоционального состояния героя.

Вывод (запись в тетрадь по теории): (Cлайд №6 – появление стилистических фигур – по щелчку, приемы многосоюзия и бессоюзия – переход по гиперссылке для повторения определения)

Приемы, стилистические фигуры, основанные на использовании предложений с однородными членами:

  • Градация
  • Многосоюзие (полисиндетон)
  • Прием попарного соединения однородных членов.

3. Итак, в душе Ивана Васильевича звучала музыка (музыкальный фрагмент, мазурка)

- Опишите прослушанную музыку, используя однородные члены, эмоциональные эпитеты.

(прекрасная, чарующая, нежная, веселая...) (Cлайд №6 – щелчок на звук)

- Что перебивает музыку, звучавшую у рассказчика в душе?

Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.

... не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.

- Как связаны однородные члены? ( намеренный пропуск соединительных союзов)

Еще один прием (запись в тетрадь по теории):

Бессоюзие (асиндетон) - стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для оживления и усиления речи.

- Что он дает здесь? (придает впечатление стремительности, быстрой смены картин)

- Приведите примеры предложений, в которых используется прием бессоюзия.

...увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне.

Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный.

(Речь рассказчика становится напряженной. Он неоднократно возвращается к одному и тому же, внося новые подробности. Такие повторения, нагромождения деталей убедительно передают душевное смятение рассказчика, нарастание охватившего его ужаса, которое передается читателю.)

- Какой еще прием использует Л.Толстой?

Сравните:

Мелодия мазурки – визгливая, неприятная музыка;

Белый, розовый – что-то черное, красное, неестественное.

(антонимичные эпитеты, прием антитезы)

4. Выводы:

- Какие же речевые эффекты предложений с однородными членами?

- Какие изобразительные средства языка, приемы, стилистические фигуры основаны на предложениях с однородными членами?

Заключительное слово учителя:

Чтобы не только почувствовать эстетические достоинства, но и понять глубоко и всесторонне содержание литературного произведения, необходимо относиться со вниманием и пониманием к языку.

Я надеюсь, что и проделанная работа на уроке помогла нам многое понять в характере рассказчика и в позиции автора в рассказе Л.Н.Толстого “После бала”.

Д/З: на выбор

  • №164 – поработать так же с отрывками из повести Л.Толстого “Казаки” - составить схемы, союзы, значения, приемы
    или
  • составить текст контрольного диктанта (100слов) на изученную тему по произведениям Толстого + схемы предложений с однородными членами.

Список использованной литературы

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.- 5-е изд. – М.: Айрис-пресс,2004.
  2. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9-кл.: Пособие для учителя. – М.,1997.
  3. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. – М., Просвещение, 1993.
  4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10 -11 кл. : Учеб. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа,2001.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://tempfile.ru/file/689760
  2. http://ilibrary.ru/text/1005/p.1/index.html