Паспорт программы “Познаю себя”
1. Полное название программы | “Познаю себя” (воспитательная программа для учащихся начальной школы в форме долговременной игры, с элементами творческой и проектной деятельности) |
2. Сроки реализации программы | 4 года |
3. Цели и задачи программы | Цель программы:
Задачи:
|
4. Автор программы | Учитель начальных классов – Абрамова Т.И. |
5. Постановка проблемы, краткое содержание программы | Проблема: Содержание программы предполагает изучение вопросов этики, морали, психологии, физиологии и гигиены человека. Жизнь и деятельность группы как члена школьного объединения учащихся начальных классов “Маленькая страна” Программа представляет собой следующие виды деятельности:
Приоритетным видом деятельности является коллективное (совместное) творческое дело (КТД). |
6. Количество участников, задействованных в реализации программы | По количеству обучающихся в данном классе в данное время. |
7. Кадровое обеспечение программы | Учитель - классный руководитель -
Абрамова Т.И. Педагог – психолог Социальный педагог Педагог-логопед Библиотекарь Учителя – предметники, работающие в данном классе в данный год (музыки, изо, физической культуры, английского языка). Воспитатели, работающие с данными детьми. |
8. Ожидаемый результат | В результате работы ожидается, что
сплотится классный коллектив ребят, дети будут
более терпимы к недостаткам товарищей, будут
стараться помогать друг к другу. К концу четвертого года обучения все дети должны получить социальный опыт жизни в коллективе, уметь подчиняться общим правилам, но при этом сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности. |
9. Особые отметки и примечания | В ходе реализации программы классный руководитель отслеживает уровень вовлеченности каждого воспитанника в работу и степень активных и сознательных действий по саморазвитию и самовоспитанию, как в учебной деятельности, так и во внеучебной. |
Пояснительная записка
7–10-летние дети имеют свои психологические особенности. Они хотят чувствовать себя самостоятельными, но не имеют такого опыта. Им хочется, чтобы при выполнении будничных каждодневных дел, каждый оценил его работу. Кроме того, поступая в первый класс, прибывая в новый коллектив, дети незнакомы друг с другом, между ними нет дружеских привязанностей. А в системе интернатных учреждений контингент детей меняется очень часто. Дети в любом классе, в любое время могут попасть в новую для них обстановку, новый коллектив. Для многих становится проблемой найти себе товарища в классе, почувствовать себя комфортно в новом коллективе.
Психологи отмечают, что если в группе находится 7 и более человек, то неизбежно возникновение конфликтных ситуаций. Поэтому встает необходимость сплотить детей при выполнении общих поручений. При этом надо создать условия для самореализации каждого ребенка на основе его природосообразности. В процессе развития самосознания происходит овладение ребенком собственным поведением, уменьшается его зависимость от непосредственно окружающей его действительности. Ребенок переходит от неосознанного миродействия к осознанию своего “Я”, своего внутреннего мира и к формированию устойчивого и сознательного отношения к окружающему и к другим людям. Организация воспитательного процесса в школе предусматривает создание такой воспитательной среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей.
Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, класса, ребёнка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчётливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения “учитель – ученик”, “взрослый – ребёнок”, “ученик – ученик”. Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
Программа “Познаю себя”
(воспитательная программа для учащихся начальной школы в форме долговременной игры, с элементами творческой и проектной деятельности)
Программа “Познаю себя” рассчитана на учащихся начальной школы. Продолжительность работы по данной программе 4 года.
Цель:
- побудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, вывести личность ребёнка в режим саморазвития.
- формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребёнка.
Задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
- способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
- создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- создавать условия для поддержания стабильного здоровья;
- приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
- развивать творческую деятельность через КТД;
- формировать лидерские качества.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Используется метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто меняющихся органов самоуправления с целью обучить всех участников организаторскому мастерству.
Соуправление. Младшие дети очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.
Ожидаемый педагогический результат.
1. Программа рассчитана на 4 года обучения ребенка в начальной школе. В ней заложены принципы толерантности, воспитания самостоятельности и саморазвития ребенка в условиях концепции “Я - человек”.
2. В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу.
3. К концу четвертого года обучения все дети должны получить социальный опыт жизни в коллективе, уметь подчиняться общим правилам, но при этом сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности.
4. Учитель должен создать условия, при которых бы максимально проявлялась самостоятельность и ответственность детей при принятии решений. Дети должны усвоить, что от каждого члена коллектива зависит, какой будет атмосфера в классе, как сложится их учеба в пятом классе и в дальнейшей школьной жизни.
Содержание программы.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме.
- обеспечение гармонии взаимоотношений;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Основные направления воспитательной работы.
Выбор направлений осуществляется на основе и в соответствии с результатом диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Направление: “Интеллект” (общеинтеллектуальное)
Цель:оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития,
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии,
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- сохранить любопытство и информационную ненасыщенность.
Основные моменты деятельности:
- Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организация коррекционной работы.
- Интеллектуальное развитие учащихся класса. Формирование культуры умственного труда.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
- Сотрудничество с психологической службой школы по организации развивающих коррекционных занятий интеллектуальных возможностей младших школьников.
Формы реализации:
- Мониторинги знаний, умений и навыков по учебным предметам.
- Уроки знаний.
- Внеклассные мероприятия (конкурсы, викторины, познавательные игры-путешествия, интеллектуальные соревнования).
- Участие в школьных мероприятиях (предметная Олимпийская неделя, интеллектуальная ярмарка и др.)
- Проектная деятельность (“Путешествие в хлебную страну”, “Учебная книга – наш друг”, “Посох Деда Мороза”, “Растения, которые меня окружают дома”, “Комнатные растения” и др.)
- Экспериментальная деятельность. (Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. На этом и основана экспериментальная деятельность.)
- Экскурсии познавательного характера.
- организация кружков и факультативов познавательного характера (“Почемучки”, “Мозгодром”, “Умники и умницы”).
- Участие в районных, краевых, всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Направление “Общение” (социальное).
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
- формировать у учащихся культуру общения в системе “учитель – ученик”, “взрослый – ребёнок”, “ученик – ученик”;
- создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
- учить учащихся приёмам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности:
- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
- Активное включение в жизнь школы на основе работы школьной детской организации “Маленькая страна”.
- Создание положительных ситуаций общения, формирование умения общаться, проявляя положительные эмоции.
- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе.
Формы реализации:
- Организация самоуправления в классной группе “Растишки” (положение о группе “Растишки” прилагается).
- Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении.
- Игры и упражнения на формирование уверенности в себе.
- Упражнение на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
- Вести работу по вовлечению детей в различные кружки (по интересам, спортивные и др.)
- Сотрудничество с психологом, с учителями-предметниками, с воспитателями.
- Традиционные праздники: “Посвящение в первоклассники”, “Праздник Осени”, “Новогодний праздник”, “День защитников Отечества”, “А ну-ка, девочки!”, “День славянской письменности”, “До свидания, школа! Здравствуй, лето!” и др.
- Участие в работе кружков ( “Кукольный театр”, “Театральный” и др.).
Игры, упражнения, занятия в кружках помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость, смекалку, помогут получить радость от общения друг с другом.
Если не научить ребёнка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности.
Направление “Нравственность” (духовно-нравственное).
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём;
- воспитание доброго отношения к окружающим людям, к природе;
- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям;
- формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные моменты деятельности:
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся с нравственными позициями прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формы реализации:
- Уроки памяти.
- Конкурсы рисунков, газет, плакатов.
- Встреча с военной поэзией, чтение книг на военную тему.
- Цикл мероприятий “Спешите делать добро”.
- Цикл бесед: “Школа вежливости”, “О доброте и отзывчивости”, “Ты не один на свете” и др.
Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки.
Направление: “Здоровье” (спортивно-оздоровительное).
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
- способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
- знакомить с дорожными знаками, с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте.
Основные моменты деятельности:
- Сотрудничество с медицинскими работниками школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
- Сотрудничество с психологической службой школы-интерната с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
- Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
- Формирование собственной я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
- Сотрудничество с работниками ГИБДД с целью формирования навыков грамотного передвижения по улицам.
- Формы реализации:
- Спортивные праздники и соревнования.
- Недели, месячники здоровья.
- Проекты “Здоровье и безопасность”, “Утренняя зарядка”, “История Олимпийских игр” и др..
- Физкультминутки, физкультпаузы.
- Подвижные игры.
- Факультатив “Разговор о правильном питании”.
- Спортивные секции.
- Цикл бесед и игровых мероприятий по правилам дорожного движения.
Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитость творческих способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями будут использованы традиционные и нетрадиционные методики воспитательного процесса:
- методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;
- модифицированный тест Н.Е.Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”;
- методика “Герб класса”;
- тест “Цветок настроения”;
- сочинение-рассуждение “Каким я стал за этот год и почему”;
- творческая мастерская “Я и класс, в котором я живу”.
Приложение 2. Классное самоуправление(работа группы в классе)
Приложение 3. Примерное тематическое планирование классных часов (2 класс)