Тренинговое занятие для педагогов "Техника публичного выступления"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • развитие умений и навыков, способствующих эффективному выступлению на публике;
  • формирование навыков конструктивного общения;
  • развитие самопознания.

Форма проведения: тренинговое занятие с использованием презентации <Приложение 1>.

Участники: педагоги.

Материалы: бланки для ответов на тесты, ручки, памятки.

Этапы занятия:

1. Введение в тему через ассоциации на понятие “публичное выступление”.
2. Основная часть.
2.1. Способы невербального общения.
2.2. Психологические законы публичного выступления.
2.3. Эффективные стили публичного выступления.
3. Заключение. Рефлексия.

Ход занятия.

1. Введение в тему через ассоциации на понятие “публичное выступление”.

(Слайд 1). - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня Вашему вниманию предлагаем тренинговое занятие “Техника публичного выступления”. Наша цель: познакомиться с основными законами публичного выступления, научиться общаться с аудиторией, для того, чтобы не испытывать знакомой многим дрожи в коленях.

Вопрос к аудитории: Насколько часто Вам приходится выступать, произносить речи? (заслушиваются ответы). Можно сделать вывод, что предлагаемая тема будет для вас полезной и интересной.

По данным социологического исследования 52% населения России страдают от затруднения в общении.

(Слайд 2). Начать наше занятие хотелось бы со слов Элен Кагип “Большинство из нас перед началом публичного выступления испытывают чувство волнения. Главное - не снять это чувство волнения, а использовать его, чтобы показать свою индивидуальность”.

(Слайд 3). Озвучьте Ваши ассоциации на понятие “публичное выступление”. Для этого я попрошу мою коллегу записать все, что вы скажете на доске. Напомним, ассоциация - это та мысль, которая первой приходит в голову, когда вы что-либо слышите, видите, или чувствуете. Итак, Ваши ассоциации на понятие “публичное выступление”. (Высказывания записываются на доске.) Спасибо всем. Хочу отметить, что предложенные вами варианты интересны, и они совпадают с теми вопросами, которые будут рассмотрены на нашем занятии.

Таким образом, публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений. А хороший оратор – человек, который умеет говорить публично, владеет точной, яркой, выразительной речью, может убедить, увлечь слушателей. Предлагаем Вам провести самодиагностику, используя тест «Оратор ли Вы? Умеете ли Вы связно и ясно излагать свои мысли?». <Приложение 2>. Обработка полученных результатов.

2. Основная часть.

2.1. Способы невербального общения.

Рассмотрим внешние проявления при выступлении. И вот для чего. Ученые, которые занимались исследованием техники публичных выступлений, пришли к выводу: что если весь объем информации, который мы получаем в процессе общения принять за 100%, то на информацию, передаваемую вербальным способом, т.е. с помощью слов, приходится лишь 7%. А остальные 93% приходятся на невербальные способы общения. Психологи вывели следующий постулат: Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко!

(Слайд 4). Профессор Альберт Мерабиан, когда речь заходит о языке тела, утверждает, что важнейшую роль в общении играют 3 основных фактора:

  • Что мы говорим – 7%
  • Как мы говорим – 38%
  • Язык нашего тела – 55%

Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать её наличие элементарно. Проведём эксперимент:

Попробуйте откинуться на спинку стула и закинуть руки за голову, попробуйте почувствовать себя несчастным. Получается?

Не получается? И не получится, потому что горе нас сгибает, а радость заставляет раскрыться.

(Слайд 5). Итак, общение с аудиторией состоит из двух частей: вербальной, т.е. того, что мы произносим словами, и невербальной, того, что за нас говорит наше тело:

  • зрительный контакт
  • мимика
  • жесты
  • поза
  • дистанция
  • месторасположение
  • внешний вид
  • тембр голоса
  • интонации
  • темп речи
  • паузы
  • частота дыхания

2.2. Психологические законы публичного выступления.

(Слайд 6). Публичное выступление начинается с подготовки. Рассмотрим карикатуру Херлуфа Бидструпа “Оратор”. Вопрос к аудитории: «Как Вы можете ее прокомментировать?» (заслушиваются ответы).

Вы правы, не стоит слишком затягивать свое выступление, как говорится: «Краткость – сестра таланта».

Итак, удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

Перед выступлением важно настроиться, побороть волнение, которое мешает сосредоточиться. Немногие могут справиться с этим. Можно посоветовать незамысловатые способы снятия напряжения перед выступлением:

  • Представить самый худший вариант развития событий: выступление не удалось… Что изменится в жизни? Так ли уж это страшно?
  • Если присутствуют компетентные, важные для Вас слушатели, представьте их в смешном виде (в шапочках, блестящих париках, клоунских нарядах).
  • Некоторые физические упражнения (махи руками, приседания, глубокие вдохи и выдохи) также помогут энергию переживаний переместить в физическую энергию.
  • Некоторым помогает легкая медитация «Я – молодец!», «У меня всё получится!»

Следующий этап – разминка. Спортсмен перед выступлением долго и тщательно разминается, чтобы показать хороший результат. Мы тратим много времени на подготовку, а про разминку и вовсе забываем. Тем не менее, это необходимо, чтобы не производить впечатление усталого человека, не поправлять одежду и не прочищать горло на глазах у изумлённой публики. Предлагаем Вам один из вариантов разминки перед выступлением:

  • Лицо: начните с успокаивающего массажа висков и стимуляции щёк
  • Рот: Вообразите, что вы медленно жуёте огромную, жёсткую ириску для того, чтобы потренировать вашу челюсть. Теперь представьте, что на зубах остались небольшие липкие кусочки, которые вам нужно убрать с помощью языка.
  • Руки: встряхивайте ими, начиная от запястья. Чем быстрее вы трясёте, тем лучше.
  • Дыхание: должно идти как бы из живота, а не из верхней части лёгких. Замедлите его, сделайте спокойным, равномерным, глубоким
  • Голос: есть упражнение, которое за 30 секунд помогает разогреть голосовые связки.

(Слайд 7). Посмотрите на фотографию ребенка. Как вы думаете, чем он занимается? (варианты ответов). Я думаю, что он готовится к выступлению. Потому что, чтобы моментально разогреть голосовые связки, нужно высунуть язык как можно дальше и произнести часть текста, добиваясь максимальной ясности звучания. Это упражнение станет вашим домашним заданием. Повторяйте его перед уроками. Помните, что эти упражнения, помогают усиливать кровоснабжение сердца, горла, активизировать работу щитовидной железы, снять усталость. Выполняйте их систематически. Итак:

  • Прямая спина
  • Расправленные плечи
  • Опора на обе ноги (иначе происходит зажим диафрагмы и Вам может не хватить воздуха для выступления).
  • Подбородок параллельно полу

- Всё это говорит о том, что вы успешны!

То, что мы сейчас проделали, в психологии называется “Ситуацией успеха”.

Следующей задачей является установление контакта с аудиторией.

В психологии установление такого контакта называется раппортом (термин из классического гипноза, обозначающий связь гипнотизёра и гипнотизируемого). Психологический смысл раппорта заключается в следующем: представьте, что по трассе на большой скорости навстречу друг другу мчатся два автомобиля.

Вопрос: что необходимо сделать водителям этих машин в обязательном порядке, чтобы иметь возможность пообщаться? (Ответ: остановиться и повернуть голову по направлению друг к другу).

То же самое должен сделать каждый из нас по отношению к своему потенциальному собеседнику. Задача раппорта – остановить внимание партнёра по общению на нас.

(Слайд 8). Правила установления раппорта:

  • Привлечь к себе внимание аудитории (репликой или ожиданием тишины).
  • Установить зрительный контакт (не смотрите только на одного человека, даже если он – главная персона среди собравшихся, не “блуждайте” взглядом поверх голов, т.к. бегающий взгляд – признак обмана).
  • Не скрещивайте руки на груди, внизу живота или за спиной, не держите их в карманах (эти позы говорят о том, что вы что-то скрываете).
  • Не вертите в руках ручку (отвлекает от того, что Вы говорите).
  • Не раскачивайтесь и не скрещивайте ноги.

(Слайд 9). Начало должно быть уверенным.

С чего начать? С первых секунд выступающий должен привлечь к себе внимание, создать интерес, интригу. Примерами хорошего выступления могут служить:

  • Комплимент аудитории.
  • Интрига вопросом к аудитории.
  • Погружение в ситуацию: «Представьте себе, что мы сейчас находимся…»
  • Связь с фактами сегодняшнего дня.
  • Практическое действие, иллюстрирующее тему сообщения.
  • Аудио-визуальное вступление (музыкальный фрагмент, видеоряд).

(Слайд 10). Избегайте этих «стратегий»:

  • оправдывающаяся: «Надеюсь, это покажется вам интересным»
  • извиняющаяся: «Уважаемые. Я очень хорошо знаю, что вы все устали и хотите домой. Я вас не задержу»
  • расплывчатая: «Давайте рассмотрим сегодня этот вопрос, потому что такие проблемы надо решать»
  • Не выходите на публику с руками за спиной, не становитесь в позу Наполеона (скрещенные руки на груди) или «позу футболиста» (руки скрещены ниже пояса); руки не должны быть и в карманах.

(Слайд 11). В ходе выступления:

  • Находиться перед слушателями в «открытой» позе. При жестикуляции держать ладони рук вверх.
  • Взглядом обводить аудиторию. Самые важные моменты проговорить самому важному человеку в аудитории.
  • Сопровождать свои слова жестикуляцией.
  • Использовать указку.
  • Двигаться.
  • Предвидеть вопросы, возражения. Подготовить аргументы.
  • Эффектно закончить выступление.

(Слайд 12). Как лучше закончить выступление?

  • Подытожить сказанное.
  • Произнести фразу, с которой начиналось выступление.
  • Пошутить по теме.
  • Сказать комплимент аудитории.
  • Раздать что-нибудь на память о выступлении.

Не бывает неудач! Есть только опыт.

Не забывайте вкладывать душу в своё выступление!

(Слайд 13). Таким образом, успешное публичное выступление складывается:

  • Начинать с подготовки: репетировать перед зеркалом, не менять в последний момент свои планы.
  • Необходимо размяться.
  • Создавать самому себе «ситуацию успеха».
  • Установить зрительный контакт с аудиторией.
  • Помнить, что «хорошо» может быть лучше, чем «безупречно»
  • Не забывать вкладывать душу в своё выступление.

2.3. Эффективные стили публичного выступления.

(Слайд 14). Для начала предлагаем Вам самодиагностику, направленную на определение стиля вашего выступления по тесту «Человек на трибуне» <Приложение 3>. Обработка полученных результатов.

А теперь рассмотрим наиболее эффективные стили публичного выступления.

(Слайд 15). Артист. Это яркий, запоминающийся стиль, хорошо позволяет поддерживать внимание и мотивированность зала. Но при этом требует от оратора определённого артистизма, харизмы и чувства баланса – иначе легко скатиться к «Клоуну». Несколько драматичен и наигран. Предполагает использование метафор и демонстрацию себя. Жесты обычно широкие, энергичные. Голос разнообразный. Маркирование больше на себя и зал. Позиция сверху.

Хороший пример – Владимир Жириновский при выступлении, например, в Думе Жириновский, кстати, очень техничен в этом плане – отлично поставленные жесты, грамотное маркирование, метафоры, вторые смыслы.

(Слайд 16). Барин. Стиль довольно расслабленный, вальяжный. Характерна определённая снисходительность к публике. Требует большой уверенности в себе, харизматичности и конгруэнтности – без этого зал может скушать такого горе-оратора и не подавится. Жесты широкие, плавные. Маркирование больше на себя. Голос плавный, бархатный, но при этом уверенный. Позиция сильно сверху. Пример – Никита Михалков.

(Слайд 17). Свой парень. Очень искренний и открытый стиль. Практически без игры, позиция на равных. Здесь очень важно чутко чувствовать настроение аудитории, понимать и опираться на её ценности. Предполагает активное взаимодействие с аудиторией, высокую конгруэнтность, позицию «на равных». Маркирование больше в зал, часто на конкретных людей. Жесты разнообразные, но не слишком энергичные. Голос относительно ровный. Примером может служить стиль Джона Кеннеди, который, считался отличным оратором.

(Слайд 18). Специалист. Стиль сухой, отстранённый, слегка дигитальный. Уверенность в себе, профессионализм, хорошее знание темы. Позиция сверху, жестов мало, голос относительно монотонный. Маркирование обычно жестами и больше на информацию. Любимый стиль всяких представителей банков, инженеров и компьютерщиков. Пример: Виктор Геращенко.

(Слайд 19). Аристократ. Немного напоминает «Специалиста», но несколько более живой. Жестов мало, но они выверенные, плавные, широкие. Хорошо поставленный голос, но часто относительно тихий. Позиция довольно сильно сверху, но без «барской» снисходительности. Требует большой уверенности в себе, харизматичности. Пример: Уинстон Черчилль.

(Слайд 20). Милашка. Стиль ориентирован на то, чтобы вызвать умиление. Много внимания в зал, позиция немного снизу, улыбка, часто «скромная», небольшая нарочитая неконгруэнтность – «Милашке» требуется поддержка, которую зал с удовольствием оказывает. Но данный стиль требует подходящей внешности – что-то такое миленькое, вызывающее родительские чувства, – и обычно больше подходит молодёжи, причём, как женского, так и мужского пола. Жесты по ширине средние, не слишком энергичные. Много маркирования голосом, маркирование руками на себя и зал. Пример: Риз Уизерспун.

(Слайд 21). Вождь. Позиция сверху, харизматичность, высокие конгруэнтность и уверенность в себе. Голос уверенный, открытый, немного «трибунный». Жесты энергичные, широкие. Маркирование на себя и зал. Пример: Адольф Гитлер.

(Слайд 22). Проповедник. Похож на «Вождя», но «Проповедник» является проводником идеи - соответственно, маркирование больше на информацию и зал, и меньше на себя. Много убеждает, объясняет, но при этом эмоционально включён, позиция сверху. Голос громкий, эмоциональный, много голосового маркирования. Жесты широкие, энергичные. Пример: Владимир Ульянов (Ленин).

(Слайд 23). Стерва. Провокационный стиль – энергичный, резкий на грани хамства, и тут нужно очень аккуратно держать баланс, чтобы не скатиться к «Хаму». Хорош для полемики или провокационного взаимодействия с залом. Но при этом требует харизматичности, хорошей сообразительности, гибкости и умения справляться с трудными ситуациями. Позиция сверху, маркирование как зала, так и себя. Жесты резкие, энергичные, достаточно разнообразные – широкие, узкие, мелкие. Голос громкий, уверенный. Пример: Ксения Собчак.

Как подобрать свой стиль?

Для начала сделайте растяжку - выберите несколько стилей, сильно отличающихся друг от друга, например «Вождь», «Специалист», «Свой парень» или «Стерва», «Проповедник», «Милашка», - и сделайте одно и то же выступление в разных стилях. Если не совсем понятно, что это за стиль – поищите ораторов, которые, на ваш взгляд, выступают в этом стиле и посмотрите несколько их выступлений.

Потом попытайтесь сделать стиль под себя, например «Аристократ» с добавлением «Артиста» и «Стервы».

Для оценки можно записать себя на видеокамеру, но лучше, если вы выступите перед аудиторией, хотя бы и не большой, которая сможет дать грамотную обратную связь.

Таким образом, чтобы найти свой неповторимый стиль, быть хорошим оратором нужно долго трудиться! Подтверждением тому, служит рассказ об ораторе Древней Греции Демосфене.

(Слайд 24). Рассказ об ораторе Древней Греции Демосфене.

Самым знаменитым греческим оратором был Демосфен. Смолоду он был косноязычен. Чтобы преодолеть это и научиться говорить внятно и сильно, он поселился в пещере на берегу моря, обрил себе полголовы, чтобы не возвращаться к людям, пока не отрастут волосы, и здесь упражнялся в красноречии. Он набивал рот камешками, чтобы сильнее двигался язык, он говорил на берегу, стараясь перекричать шум прибоя, он говорил, поднимаясь в гору, чтобы научиться правильно дышать.

И он добился своей цели. Главным его соперником был оратор Эсхин. Когда они сошлись в суде на решающем процессе, то Демосфен получил такое большинство голосов, а Эсхин такое меньшинство, что по правилам Эсхину пришлось покинуть Афины и уйти в изгнание. Он уехал на остров Родос. Любознательные родосцы попросили его повторить перед ними свою речь. Эсхин повторил. Пораженные родосцы спросили: «Как же ты после такой великолепной речи оказался в изгнании?» Эсхин ответил: «Если бы вы послушали Демосфена, вы бы об этом не спрашивали».

Таким образом: “Успех – это 10% везения + 90% потения”. Так вот желаем Вам 100% успеха.

3. Заключение. Рефлексия.

(Слайд 25). Предлагаем Вам написать синквейн на тему «Публичное выступление». Приветствуются групповые и индивидуальные работы.

Правила написания синквейна:

  • Первая строка – одно слово существительное. Это и есть тема.
  • Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • Третья строка – три глагола, описывающих действия.
  • Четвертая строка – фраза – афоризм, выражающий отношение к теме.
  • Пятая строка – слово-ассоциация, синоним, как новая интерпретация темы.

Желающие зачитывают свои синквейны.

На память о сегодняшней встрече мы хотим подарить Вам памятки «Как сделать вашу презентацию блестящей» <Приложение 4>, «Требования к публичному выступлению» <Приложение 5>.

Используемая литература:

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 295с.
  2. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: «Проспект», 1989. – 419с.
  3. Скаженник Е.Н. Практикум по деловому общению. Учебное пособие: Таганрог: ТРТУ, — 2005
  4. http://www.personal-trening.com
  5. http://trenings.ru