Интегрированный урок "окружающий мир + технология" на тему "Страна, открывшая путь в космос". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Формировать представление учащихся об основных вехах в освоении космического пространства, о жизни страны в послевоенное время, формировать экологическую культуру детей.
  • Развивать стремление учащихся к творческому самовыражению, умению наблюдать, анализировать, делать выводы (проектная деятельность).
  • Прививать стремление к познанию нового, любовь  к родному краю, к нашей планете.

Оборудование: портрет К.Э.Циолковского, С.П.Королёва, Ю.А.Гагарина, карточки с датами, с высказываниями Циолковского, песня «Я Земля», мелодии на космические темы, воздушные шары, альбомы, ножницы, клей, краски, разноцветные карточки, компьютерная презентация «Страна, открывшая путь в Космос».

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте дети! Сегодня у нас урок будет необычным. Для работы нужны дружные команды.

(Деление класса на три команды. На партах лежат синие, красные, зелёные карточки. Учащиеся берут при входе в класс маленькие карточки таких же цветов и определяются в команды.)

Учитель: У каждой команды ну парте лежат карточки. Попробуем ответить на вопрос «Где живёт человек?» и составим логическую цепочку.

На доске выстраивается цепочка.

ДОМ – УЛИЦА – ГОРОД – РЕСПУБЛИКА – СТРАНА – ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ – СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА –    ?     –    ?  

Учитель: А почему две карточки оказались пустыми?

Ученики: Мы не знаем ответа на них.

II. Изучение нового материала

1. Проектирование совместной деятельность

Учитель: Дети! Мы смогли определить, где живёт человек. А давайте попытаемся ответить на вопрос «Где живёт Земля?». Но для этого надо увидеть её со стороны. Приходилось ли вам путешествовать? А где бы вам хотелось побывать ещё?

(Дети в командах совещаются. А затем капитаны предлагают от команды маршрут путешествия.)

Учитель: C незапамятных времён люди стремились в Космос. Эта мечта отражалась в  сказках, легендах, фантастических произведениях. Пример тому: легенда об Икаре, который хотел долететь до Солнца на крыльях из перьев, скреплённых воском. Вот мы и отправляемся сегодня в путешествие. Как мы назовём его?

Дети: Космическое путешествие.

Учитель: Но для участия в путешествии надо получить пропуск – приглашение. Таким пропуском будет выполнение задания в командах.

2 .Работа в группах с датами (записаны на листках)

Задание 1. Расположить даты по порядку (звучит мелодия на космическую тему).

(6) 20 августа 1960 года     Запуск космического корабля с собаками Белкой и Стрелкой на борту.
(5) 12 сентября 1959 года  Автоматическая станция достигла поверхности Луны.
(7) 12 апреля 1961 года      Полёт первого в мире космонавта, гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина.
(3) 4 октября 1957 года      Запуск первого искусственного спутника Земли.
(4) 3 ноября 1957 года        Запуск второго искусственного спутника Земли с собакой Лайкой.
(2) 1955 год                           Принятие решения о строительстве космодрома Байконур.
(1) 1949 год                           Запуск первой космической ракеты.

Задание 2

Учитель: Молодцы! Пропуск есть. Теперь давайте выберем транспорт для космического путешествия. (Изображения ступы бабы – Яги, ковра – самолёта, самолёта, ракеты).

Учитель: Посоветуйтесь в командах, какое из этих транспортных средств является самым подходящим для космических путешествий? Почему?

(Работа на интерактивной доске. Дети выбирают вид транспорта.)

Дети: Мы выбираем ракету, потому что она самая быстрая.

Задание 3

Учитель: Издревле разные средства предлагались для осуществления космического полёта. Но ни один учёный, ни один писатель – фантаст не смог правильно назвать средство, с помощью которого можно было преодолеть могучую силу земного притяжения и унести в межпланетное пространство. Великая честь открыть людям дорогу к звёздам выпала на долю нашего соотечественника, скромного учителя физики и математики К.Э.Циолковского (портрет). За 50 лет до первого космического полёта он произнёс вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникает за пределы атмосферы, а затем завоюет себе и околосолнечное пространство»

(Каждая команда предоставляет подготовленную информацию о Циолковском).

Учитель: Дело Циолковского продолжил великий учёный С.П.Королёв. (Каждая команда предоставляет подготовленную информацию о Королёве).

Задание 4

Учитель: А  сейчас представим себе, что наш класс прекращается в конструкторское бюро. Здесь проектируют ракету, а затем чертежи отправляются на завод, где она собирается. Всё необходимое у нас есть. В каждой команде распределите обязанности и изготовьте ракету

(Дети выполняют работу, предварительно вспомнив инструкции  техники безопасности по технологии). (Звучит музыка).

Команды защищают свои проектные работы.

Физкультминутка (компьютер)

Задание 5

Учитель: Давайте определим, как взлетает ракета. Проведём опыт. У каждой команды есть воздушный шарик. Надуйте его и отпустите. Что заметили?

Дети: Шарик стремительно взлетает вверх.

Учитель: По такому принципу взлетает и ракета. Топливо сгорает и образуется раскалённый газ, который вырывается через узкое отверстие – сопло и заставляет лететь ракету в противоположную сторону, преодолевая всемирное тяготение. А как на самом деле запускается ракета?

Дети: С космодрома Байконур, Плесецк, места, где специальная стартовая площадка для ракет.

Учитель: Подумайте, а каждый ли сможет стать космонавтом?

Дети: Нет, не каждый. Для этого надо долго готовиться, иметь хорошее здоровье.

Задание 6

От каждой команды выбирается ученик, который выполняет упражнения на выносливость.
Стихотворение читает ученик.

Живём мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И первой из первых в ракете
Российский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле?

Учитель: О ком говорит стихотворение?

Дети: О первом космонавте Ю.А.Гагарине (Рассказ о Ю.А.Гагарине по командам).

Учитель: После Ю.А. Гагарина целая плеяда космонавтов устремилась в Космос? Кого из них вы знаете? (Ответы команд)

Учитель: Сейчас космонавтика прочно вошла в нашу жизнь. В космос проводятся уникальные  астрономические и астрофизические наблюдения. Находящиеся на орбите спутники, космические станции и аппараты требует специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ликвидировать или возвращать на Землю. Орбитальные станции используются в качестве космических баз. С февраля 1986 года на околоземной орбите находилась станция «Мир». Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира. 22 марта 2001 года остатки этой станции были затоплены в океане. Сейчас на орбите находится «Международная космическая станция», на которой постоянно работает международный экипаж.

Учитель: Ребята, а такое большое количество спутников, космических станций и аппаратов не вредит космическому пространству и нашей планете?

Дети: Да, вредит, так как ненужные космические аппараты не всегда сгорают в плотных слоях атмосферы и их обломки летают в космосе или могут долететь до Земли.

Учитель: А теперь Пришла наша пора! Команды готовы к полёту?

Дети: Готовы!

Учитель: Внимание, всем приготовиться к запуску!

Дети: Есть приготовиться к запуску»

Учитель: Пристегнуть ремни!

Дети: Есть пристегнуть ремни!

Учитель: Запустить двигатель!

Дети: Есть запустить двигатель!

Учитель: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск! (Звучит музыка «Я – Земля». Слайд «Земля из Космоса»).

Учитель: Посмотрите в иллюминатор. Я вижу нашу Землю. Рассмотрите её. Что бы вы могли рассказать в ней, возвратившись из Космоса.

(Выходит ученица в короне с названием «Земля»)

Земля: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. И расскажу о том. Как я вижу. Свободного времени у меня нет – кручусь. Верчусь без отдыха день и ночь. Мой родной район солнечная система. Своё имя она получила в честь щедрого светила – Солнца, которое сияет в самом центре системы. У солнца восемь планет – жителей. Ребята, а вы знакомы с ними?

(Дети в командах отвечают на вопрос)

Учитель: Не скучно ли тебе, Земля, одной путешествовать по своей орбите?

Земля: Нет, мы не одиноки. Почти у каждой планеты есть спутники. Так что в нашем Солнечном районе много жителей.

Учитель: А где находится район Солнечная система, в каком городе?

Земля: В городе, в который называется Галактика? И таких районов в ней бесконечно много.

Учитель: Много ли таких городов на свете?

Земля: Да, звёздных городов, как моя Галактика огромное количество. И все они находятся в стране, которая называется Вселенная. У неё нет ни начала, ни конца. А теперь разрешите мне крутиться дальше. До свидания! (Земля удаляется)

III. Этап обобщения и систематизации полученных знаний

Учитель: Всем приготовимся к посадке!

Дети: Есть приготовиться к посадке!

Учитель: Пристегнуть ремни!

Дети: Есть пристегнуть ремни!

Учитель: Посадка завершена! Открыть люки!

Дети: Есть открыть люки!

Учитель и дети: Здравствуй, Земля!

IV. Подведение итогов

Учитель: Где живёт наша планета Земля?

Дети: Район – Солнечная система, город – Галактика, страна – Вселенная.

(Открываются карточки, которые были пустыми)

V. Релаксация

Учитель: Какие чувства испытываете, возвратившись на Землю? Посоветуйтесь в командах, что вам захотелось сделать для своей планеты, страны, города, улицы, дома? Нарисуйте плакат – призыв.

Домашнее задание

Рассказать дома, о чём вы узнали, путешествуя в Космосе.
Прочитать в учебнике с. 57-59, главные моменты записать в рабочую тетрадь.