Цели:
- Формировать представление учащихся об основных вехах в освоении космического пространства, о жизни страны в послевоенное время, формировать экологическую культуру детей.
- Развивать стремление учащихся к творческому самовыражению, умению наблюдать, анализировать, делать выводы (проектная деятельность).
- Прививать стремление к познанию нового, любовь к родному краю, к нашей планете.
Оборудование: портрет К.Э.Циолковского, С.П.Королёва, Ю.А.Гагарина, карточки с датами, с высказываниями Циолковского, песня «Я Земля», мелодии на космические темы, воздушные шары, альбомы, ножницы, клей, краски, разноцветные карточки, компьютерная презентация «Страна, открывшая путь в Космос».
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте дети! Сегодня у нас урок будет необычным. Для работы нужны дружные команды.
(Деление класса на три команды. На партах лежат синие, красные, зелёные карточки. Учащиеся берут при входе в класс маленькие карточки таких же цветов и определяются в команды.)
Учитель: У каждой команды ну парте лежат карточки. Попробуем ответить на вопрос «Где живёт человек?» и составим логическую цепочку.
На доске выстраивается цепочка.
ДОМ – УЛИЦА – ГОРОД – РЕСПУБЛИКА – СТРАНА – ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ – СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА – ? – ?
Учитель: А почему две карточки оказались пустыми?
Ученики: Мы не знаем ответа на них.
II. Изучение нового материала
1. Проектирование совместной деятельность
Учитель: Дети! Мы смогли определить, где живёт человек. А давайте попытаемся ответить на вопрос «Где живёт Земля?». Но для этого надо увидеть её со стороны. Приходилось ли вам путешествовать? А где бы вам хотелось побывать ещё?
(Дети в командах совещаются. А затем капитаны предлагают от команды маршрут путешествия.)
Учитель: C незапамятных времён люди стремились в Космос. Эта мечта отражалась в сказках, легендах, фантастических произведениях. Пример тому: легенда об Икаре, который хотел долететь до Солнца на крыльях из перьев, скреплённых воском. Вот мы и отправляемся сегодня в путешествие. Как мы назовём его?
Дети: Космическое путешествие.
Учитель: Но для участия в путешествии надо получить пропуск – приглашение. Таким пропуском будет выполнение задания в командах.
2 .Работа в группах с датами (записаны на листках)
Задание 1. Расположить даты по порядку (звучит мелодия на космическую тему).
(6) 20 августа 1960 года
Запуск космического корабля с собаками Белкой и
Стрелкой на борту.
(5) 12 сентября 1959 года Автоматическая
станция достигла поверхности Луны.
(7) 12 апреля 1961 года
Полёт первого в мире космонавта, гражданина СССР
Юрия Алексеевича Гагарина.
(3) 4 октября 1957 года
Запуск первого искусственного спутника Земли.
(4) 3 ноября 1957 года
Запуск второго искусственного спутника Земли с
собакой Лайкой.
(2) 1955 год
Принятие решения о строительстве космодрома
Байконур.
(1) 1949 год
Запуск первой космической ракеты.
Задание 2
Учитель: Молодцы! Пропуск есть. Теперь давайте выберем транспорт для космического путешествия. (Изображения ступы бабы – Яги, ковра – самолёта, самолёта, ракеты).
Учитель: Посоветуйтесь в командах, какое из этих транспортных средств является самым подходящим для космических путешествий? Почему?
(Работа на интерактивной доске. Дети выбирают вид транспорта.)
Дети: Мы выбираем ракету, потому что она самая быстрая.
Задание 3
Учитель: Издревле разные средства предлагались для осуществления космического полёта. Но ни один учёный, ни один писатель – фантаст не смог правильно назвать средство, с помощью которого можно было преодолеть могучую силу земного притяжения и унести в межпланетное пространство. Великая честь открыть людям дорогу к звёздам выпала на долю нашего соотечественника, скромного учителя физики и математики К.Э.Циолковского (портрет). За 50 лет до первого космического полёта он произнёс вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникает за пределы атмосферы, а затем завоюет себе и околосолнечное пространство»
(Каждая команда предоставляет подготовленную информацию о Циолковском).
Учитель: Дело Циолковского продолжил великий учёный С.П.Королёв. (Каждая команда предоставляет подготовленную информацию о Королёве).
Задание 4
Учитель: А сейчас представим себе, что наш класс прекращается в конструкторское бюро. Здесь проектируют ракету, а затем чертежи отправляются на завод, где она собирается. Всё необходимое у нас есть. В каждой команде распределите обязанности и изготовьте ракету
(Дети выполняют работу, предварительно вспомнив инструкции техники безопасности по технологии). (Звучит музыка).
Команды защищают свои проектные работы.
Физкультминутка (компьютер)
Задание 5
Учитель: Давайте определим, как взлетает ракета. Проведём опыт. У каждой команды есть воздушный шарик. Надуйте его и отпустите. Что заметили?
Дети: Шарик стремительно взлетает вверх.
Учитель: По такому принципу взлетает и ракета. Топливо сгорает и образуется раскалённый газ, который вырывается через узкое отверстие – сопло и заставляет лететь ракету в противоположную сторону, преодолевая всемирное тяготение. А как на самом деле запускается ракета?
Дети: С космодрома Байконур, Плесецк, места, где специальная стартовая площадка для ракет.
Учитель: Подумайте, а каждый ли сможет стать космонавтом?
Дети: Нет, не каждый. Для этого надо долго готовиться, иметь хорошее здоровье.
Задание 6
От каждой команды выбирается ученик, который
выполняет упражнения на выносливость.
Стихотворение читает ученик.
Живём мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И первой из первых в ракете
Российский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле?
Учитель: О ком говорит стихотворение?
Дети: О первом космонавте Ю.А.Гагарине (Рассказ о Ю.А.Гагарине по командам).
Учитель: После Ю.А. Гагарина целая плеяда космонавтов устремилась в Космос? Кого из них вы знаете? (Ответы команд)
Учитель: Сейчас космонавтика прочно вошла в нашу жизнь. В космос проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения. Находящиеся на орбите спутники, космические станции и аппараты требует специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ликвидировать или возвращать на Землю. Орбитальные станции используются в качестве космических баз. С февраля 1986 года на околоземной орбите находилась станция «Мир». Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира. 22 марта 2001 года остатки этой станции были затоплены в океане. Сейчас на орбите находится «Международная космическая станция», на которой постоянно работает международный экипаж.
Учитель: Ребята, а такое большое количество спутников, космических станций и аппаратов не вредит космическому пространству и нашей планете?
Дети: Да, вредит, так как ненужные космические аппараты не всегда сгорают в плотных слоях атмосферы и их обломки летают в космосе или могут долететь до Земли.
Учитель: А теперь Пришла наша пора! Команды готовы к полёту?
Дети: Готовы!
Учитель: Внимание, всем приготовиться к запуску!
Дети: Есть приготовиться к запуску»
Учитель: Пристегнуть ремни!
Дети: Есть пристегнуть ремни!
Учитель: Запустить двигатель!
Дети: Есть запустить двигатель!
Учитель: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск! (Звучит музыка «Я – Земля». Слайд «Земля из Космоса»).
Учитель: Посмотрите в иллюминатор. Я вижу нашу Землю. Рассмотрите её. Что бы вы могли рассказать в ней, возвратившись из Космоса.
(Выходит ученица в короне с названием «Земля»)
Земля: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. И расскажу о том. Как я вижу. Свободного времени у меня нет – кручусь. Верчусь без отдыха день и ночь. Мой родной район солнечная система. Своё имя она получила в честь щедрого светила – Солнца, которое сияет в самом центре системы. У солнца восемь планет – жителей. Ребята, а вы знакомы с ними?
(Дети в командах отвечают на вопрос)
Учитель: Не скучно ли тебе, Земля, одной путешествовать по своей орбите?
Земля: Нет, мы не одиноки. Почти у каждой планеты есть спутники. Так что в нашем Солнечном районе много жителей.
Учитель: А где находится район Солнечная система, в каком городе?
Земля: В городе, в который называется Галактика? И таких районов в ней бесконечно много.
Учитель: Много ли таких городов на свете?
Земля: Да, звёздных городов, как моя Галактика огромное количество. И все они находятся в стране, которая называется Вселенная. У неё нет ни начала, ни конца. А теперь разрешите мне крутиться дальше. До свидания! (Земля удаляется)
III. Этап обобщения и систематизации полученных знаний
Учитель: Всем приготовимся к посадке!
Дети: Есть приготовиться к посадке!
Учитель: Пристегнуть ремни!
Дети: Есть пристегнуть ремни!
Учитель: Посадка завершена! Открыть люки!
Дети: Есть открыть люки!
Учитель и дети: Здравствуй, Земля!
IV. Подведение итогов
Учитель: Где живёт наша планета Земля?
Дети: Район – Солнечная система, город – Галактика, страна – Вселенная.
(Открываются карточки, которые были пустыми)
V. Релаксация
Учитель: Какие чувства испытываете, возвратившись на Землю? Посоветуйтесь в командах, что вам захотелось сделать для своей планеты, страны, города, улицы, дома? Нарисуйте плакат – призыв.
Домашнее задание
Рассказать дома, о чём вы узнали, путешествуя в
Космосе.
Прочитать в учебнике с. 57-59, главные моменты
записать в рабочую тетрадь.