В последнее время вопрос систематического контроля качества образования с целью его повышения является, пожалуй, одним из основных в управлении образованием и волнует каждого руководителя образовательного учреждения. Вступивший в силу закон № 293-ФЗ (“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования” от 08 ноября 2010 года) расширил не только сферу компетенции ОУ, но также и ответственности, определенную Законом РФ “Об образовании”. До недавнего времени решение об организации и проведении внутреннего мониторинга качества образования принимали лишь отдельные, как правило, инновационные учреждения, которые испытывали потребность в дополнительной информации о ходе и результатах образовательного процесса. В большинстве случаев это было необходимо образовательным учреждениям в связи с реализацией перспективных планов развития либо программ научно-исследовательской (опытно-экспериментальной) деятельности. Сегодня создание и обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, согласно п. 3 статьи 32 Закона РФ “Об образовании”, рассматривается не как право ОУ, а как его обязанность, за которую учреждение несет ответственность. На образовательное учреждение возлагается также решение таких задач, как проведение самооценки, создание и ведение официального сайта ОУ в сети Интернет.
Поскольку организация внутреннего мониторинга в учреждении заключается в том, чтобы получить своевременную, полную и достоверную информацию для эффективного управления функционированием и, главное, развитием образовательного учреждения, то саму систему внутреннего мониторинга качества образования следует рассматривать как необходимый компонент в структуре управления ОУ. При проектировании желаемого образа деятельности учреждение проводит анализ реального состояния своей деятельности и после этого разрабатывает конкретные шаги перехода из реального состояния в желаемое, отвечая на следующую последовательность вопросов: “Что у нас есть?”, “Чего мы хотим добиться?” и “Какие шаги при этом следует предпринять?”. Информация, собранная и обработанная при мониторинговых процедурах, необходима учреждению также для выработки политики обратной связи.
В связи с этим у руководителей образовательных учреждений возникают законные вопросы: как эффективно осуществлять внутренний мониторинг качества образования? как правильно организовать мониторинговые процедуры внутри ОУ и распределить имеющиеся ресурсы? что выбрать в качестве объекта мониторинга?
Внутренний мониторинг качества целесообразно рассматривать как совокупность основных технологических процессов, к числу которых относятся:
- систематический сбор первичных данных о состоянии основных и обеспечивающих процессов или видов деятельности ОУ;
- статистическая и аналитическая обработка собранных первичных данных, а также оформление результатов обработки;
- предоставление информации о результатах обработки ее непосредственным потребителям в лице органов управления ОУ для принятия необходимых решений в сфере их компетенции;
- хранение ранее собранных первичных данных и результатов их обработки на бумажном и/или электронном носителе в течение установленных сроков, обеспечение доступности указанной информации для лиц, которым предоставлено право доступа к ней.
К организации и осуществлению внутреннего мониторинга качества образования в ОУ следует предъявлять определенные требования, игнорирование которых может свести на нет все затраченные усилия. Это, в первую очередь, - систематичность проведения мониторинга и его стандартизация. Требование систематичности заключается в том, что мониторинг должен охватывать все ключевые процессы, объекты и стороны деятельности ОУ и проводиться с определенной периодичностью, т. е. повторяться многократно. Требование жесткой регламентации предъявляется к срокам изучения состояния объектов управления и к используемым для этого методам и средствам. Так, например, если в текущем году в ОУ оценка воспитанности обучающихся осуществлялась путем устного опроса классных руководителей, то и в следующий период необходимо использовать этот же метод. Если же возникла необходимость метод изменить (например, использовать анкетирование самих обучающихся), то тогда выводов об улучшении или ухудшении результатов воспитательной работы в ОУ сделать будет пока нельзя.
Поскольку “система оценки качества образования в России только начала создаваться, и еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению” [1], то в качестве объектов внутреннего мониторинга качества образования следует рассматривать качество образовательных программ, имеющихся в учреждении; качество образовательной среды ОУ; качество всех участников образовательного процесса (педагогических и других кадров, обучающихся и их родителей (законных представителей)); качество процессов реализации образовательных программ ОУ (образовательный процесс). В комплексе эти объекты образуют инвариантную часть соответствующего перечня объектов мониторинга в конкретном образовательном учреждении [2].
Не смотря на обязательность проведения внутреннего мониторинга качества образования для всех образовательных учреждений, его реализация будет осуществляться по-разному. Структура и содержание мониторинга в конкретном учреждении, несомненно, должны отражать специфику данного учреждения и особенности его деятельности. Даже в одном и том же учреждении процедура мониторинга может быть изменена и скорректирована. Так, если в определенный момент станет очевидным, что те или иные методы, средства или процедуры мониторинга исчерпали себя, либо были выбраны ошибочно, то необходимо внести изменения и далее продолжать реализацию внутреннего мониторинга уже с учетом этих изменений.
Одним из наиболее сложных и ответственных участков работы является формирование набора показателей (индикаторов) для целей внутреннего мониторинга качества образования. При их отборе обычно руководствуются следующими основными правилами. Во-первых, показатели должны отражать состояние процессов, которые прямо или опосредованно влияют на качество конечных результатов основной (образовательной) деятельности ОУ. В этой связи необходимо обратить особое внимание на показатели состояния материально-технических, санитарно-гигиенических и иных условий обучения.
Во-вторых, следует принять во внимание, что свойства объектов, выбираемых для мониторинга, имеют, как правило, сложную внутреннюю структуру, а также многочисленные связи с другими свойствами, явные и скрытые. Выбранные показатели должны адекватно, без чрезмерного упрощения и искажения отражать эти свойства. А информация, представляемая посредством этих показателей, должна истолковываться однозначно, быть удобной для восприятия, ее должно быть достаточно для принятия обоснованных и целесообразных управленческих решений.
В-третьих, на стадии сбора информации следует предусмотреть только так называемые первичные показатели, т.е. позволяющие собрать те данные, которые не могут быть получены иначе, кроме как в результате непосредственного измерения объекта. Далее эти данные могут быть обработаны в соответствии с поставленной задачей и использованы для определения значений более сложных, производных показателей. Так, используя первичные данные об индивидуальной обученности обучающихся, можно определить “число/долю обучающихся, успешно освоивших программу” (общая успеваемость), “число/долю обучающихся на “хорошо” и “отлично”” (качество знаний). Это можно сделать как для отдельных классов, так и для параллелей; по ступеням образования и ОУ в целом, по предмету, у отдельного педагога и т.д.
И, наконец, предпочтительнее в мониторинговых процедурах в образовательном учреждении использовать наименее ресурсоемкие показатели, которые не предполагают слишком больших временных, материальных и иных затрат на измерение.
Для обеспечения в последующем качества результатов соответствующих измерений, особенно в случае привлечения к осуществлению внутреннего мониторинга разных исполнителей, обязательным, на наш взгляд, является проведение уточнения смысла (содержания) каждого из отобранных показателей. Проиллюстрируем вышесказанное на примере. В последнее время все чаще используют такой показатель, как “Количество (доля) уроков с использованием современных информационно-коммуникационных технологий”. Общий смысл показателя с точки зрения интересов управления развитием образовательного учреждения кажется очевидным и понятным. Однако при измерении часто возникает вопрос, что именно понимать под “уроком с использованием современных ИКТ”. Будет ли сюда относиться любой урок, в ходе которого были использованы один компьютер, мультимедийный проектор или интерактивная доска? Или урок, на котором учителем были задействованы информационные ресурсы сети Интернет, причем в режиме реального времени (on-line)? А, может быть, вообще что-то иное?
Для определения объектов и показателей мониторинга, перечня проводимых работ, на наш взгляд, руководителю образовательного учреждения целесообразно взять за основу показатели, использующиеся в мониторинговых процедурах, проводимых на уровне региона, города и пр., что позволит учесть информационные потребности органов управления и согласовать проведение мониторинга на всех уровнях. Так, в Санкт-Петербурге, разумным будет использование материалов, разработанных Комитетом по образованию: ОУ можно ориентировать на объекты и перечень показателей, определенные для процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений (приложение 1).
Исчерпывающий систематизированный перечень объектов мониторинга и характеризующих их показателей отражается в образовательном учреждении в программе внутреннего мониторинга качества. Там же в отношении каждого показателя указываются используемые методы и средства сбора первичных данных, периодичность, а при необходимости и конкретные календарные сроки сбора этих данных, их статистической (аналитической) обработки и предоставления результатов указанной обработки. В программе также определяются конкретные исполнители из числа должностных лиц ОУ, непосредственно осуществляющие сбор, обработку, предоставление и хранение информации.
Таким образом, программа внутреннего мониторинга качества образования является документом, где определяются временные и функциональные границы мониторинга, его правовая основа. Она принимается на педагогическом совете ОУ.
В образовательном учреждении составляются мониторинговые задания, которые просматриваются и анализируются, например, на методическом объединении или методическом совете ОУ, а результаты выносятся на обсуждение. Это позволяет в учреждении постепенно сформировать умение работать с технологиями мониторинга.
Поскольку программа внутреннего мониторинга качества представляет собой нормативный акт (т.е. рассчитана на неоднократное применение в течение достаточно длительного времени), то при определении исполнителей рекомендуется указывать не конкретные персоналии, а должности работников в данном учреждении. В этом случае руководитель получает определенные гарантии, что необходимые работы будут выполнены своевременно и в полном объеме.
Наиболее распространенным средством планирования и распределения ресурсов являются различного рода таблицы, в которых руководителем определяется вид работы, исполнители и указываются конкретные сроки. Однако, как показывает практика, при распределении временных и кадровых ресурсов с помощью подобного рода таблиц трудно избежать “накладок”: в учреждении часто возникают ситуации, когда на одного работника наваливается такой объем работ, что выполнить его в установленные сроки он просто не в состоянии. Поэтому для оптимального распределения указанных ресурсов можно рекомендовать использовать диаграмму Гантта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Гантта).
Идея этого типа столбчатых диаграмм состоит в том, что главным ресурсом является время, а основой принятия управленческих решений – сравнение запланированного и фактического состояния работ. В диаграмме на горизонтальной шкале располагаются временные отрезки (месяцы, учебные недели и др.), а по вертикали размещаются задачи и подзадачи, составляющие содержание (виды) работ, на пересечении образуются графические плашки, соответствующие отдельным задачам или подзадачам. На диаграмме они закрашиваются, а их длина отражает длительность выполнения отдельной задачи.
Диаграммы Гантта используют как для решения задач планирования и распределения ресурсов на их выполнение, так и для текущего контроля хода работ. На них можно показать отдельные задачи (виды работ), закрепленные за определенными исполнителями (категориями исполнителей), отразив это цветом. В этом случае отрезки диаграммы будут обозначать не только продолжительность и сроки выполнения работ, но и сами работы [2] (рисунок 1).
Вид работы | Неделя учебного года | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | ... | |
Работа А | З | З | У | У | У | У | У | У | ||||||||||||
Работа Б | У | З | З | З | З | З | З | |||||||||||||
Работа В | З | П | П | П | З | З | ||||||||||||||
Работа Г | К | К | К | К | К | К | К | К | К | |||||||||||
... |
Примечания:
З – | Заместитель директора по УВР |
У - | Учителя-предметники |
К - | Классные руководители |
П - | Педагог-психолог |
Рисунок 1.
Пример распределения кадровых и временных
ресурсов для осуществления внутреннего
мониторинга качества с помощью диаграммы Гантта
Не менее важным шагом при организации внутреннего мониторинга качества образования является дополнение должностных инструкций работников, а также положений о структурных подразделениях ОУ ссылками на программу внутреннего мониторинга. Тем самым в учреждении обеспечивается взаимосвязь отдельных нормативных актов ОУ и, соответственно, выполнение необходимых работ. Указанную ссылку можно включить в текст пункта должностной инструкции, определяющего перечень документов (правовых актов), которыми данный работник руководствуется в своей деятельности. Например, в разделе должностной инструкции “Функции (или должностные обязанности) работника” приводится ссылка на утвержденную в ОУ программу мониторинга: “Работник... выполняет функции, отнесенные к его компетенции в соответствии с утвержденной программой внутреннего мониторинга качества образования в ОУ...”.
Рассмотренные выше задачи, связанные с организационно-методическим обеспечением внутреннего мониторинга качества образования и его совершенствованием, представляют собой не столько задачи самого мониторинга, сколько соответствуют организационно-управленческой деятельности руководства ОУ. Создание и использование внутреннего мониторинга качества образования позволяет самому учреждению определить успешность и результативность протекания образовательного процесса. Мониторинговая информация позволяет принимать управленческие решения при определении основных тенденций в развитии ОУ как образовательной системы, в выборе модели установления общественных отношений школы с социумом, в формировании банков информации для осуществления динамического наблюдения за образовательным процессом; при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов и пр.
В заключении следует сказать, что если внутренний мониторинг качества образования, созданный и функционирующий в образовательном учреждении, обеспечивает руководителя этого учреждения информацией о состоянии тех факторов, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на конечные результаты деятельности ОУ сейчас или в ближайшем будущем, то мониторинг соответствует своему назначению. А сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верны управленческие решения, помогает скорректировать или пересмотреть методы, способы, действия или же утвердиться в их правильности.
Список литературы.
- Концепция общероссийской системы оценки качества образования (версия 02.02.08, вторая редакция).
- Организация внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Авт.-сост. С.Н. Кучер. – Барнаул, 2011. – 145 с.