Инфекционные заболевания человека

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • сформировать знания о причинах высокой смертности;
  • обеспечить усвоение учащимися проблемы долголетия связанными с инфекционными заболеваниями;
  • продолжать развивать навыки совместной работы в группе, умение высказывать собственное мнение;
  • формировать навыки работы с игровыми элементами, видеофрагментами, иллюстративными материалами;
  • формировать культуру здоровья на уроках биологии;
  • воспитывать культуру речи учащихся;
  • воспитать экологическую культуру и мышление  учащихся.
  • вести словарную работу, пополнять словарный запас;
  • соблюдать сурдопедагогические цели.

Тип урока: конференция.

Вид урока: урок с применением компьютера (с использованием   мультимедиа-средств обучения)

Методы урока:  ролевая игра: класс разбит на «домашние» группы, каждая из которых готовила свою часть из общего задания.

Оборудование: компьютер, иллюстративный материал, игровые элементы, видеосюжеты, таблицы, иллюстрации,

ХОД УРОКА

I. Работа по слухо-зрительному восприятию речи (словарная работа с материалом прошлого урока).

Учитель: На прошлом занятии мы начали изучать тему болезней человека. Сейчас вспомним и повторим основные термины к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока

– На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение темы болезней человечества и тема сегодняшнего занятия – «Инфекционные заболевания человека».
– Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово “инфекция”?
– Почему же у вас возникают такие ассоциации ? (Ответы учащихся)

Учитель: Наверное, потому, что мы мало имеем информации и данных по этому вопросу. Сегодня мы попытаемся приоткрыть тайную дверь в царство инфекций.

– Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок-конференция. На нашей конференции сегодня присутствуют врачи, советники при Всемирной организации здравоохранения, народный целитель – представители, изучающие различные аспекты медицины.
Мы попытаемся понять причину возникновения инфекций, их распространение, а также методы борьбы с ними.

III. Основная часть

Учитель: Человек рождается, живёт, взрослеет с мыслью, что жизнь бесконечна. В более взрослом возрасте мы понимаем, что это далеко не так. Существует много болезней способных унести жизнь как пожилого, так совсем юного организма. Почему это происходит и с чем связано мы и попытаемся разобраться сегодня.
– Сейчас перед нами выступит советник ВОЗ и расскажет нам о статистике средней продолжительности жизни.

Советник ВОЗ: На планете Земля, как известно, существует много стран. У каждой страны существуют свои показатели, как рождаемости, смертности, так и средней продолжительности жизни .

  • Подолжительность жизни в странах СНГ и некоторых странах Европы.
  • Рождаемость, смертность и естественный прирост в странах СНГ. Слайды 3-4.

Учитель: Что же является причиной такой печальной статистики?

Советник ВОЗ: Это в основном дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи, а также низкий уровень жизни, связанный с возникновением различных заболеваний. Слайд.

  • смертность по причине травм;
  • смертность по причине заболеваний.
  • диаграмма 1 и 2: «Десять главных причин нарушения здоровья и инвалидности». Слайды 5-7.

Учитель: Что же это за болезни, способные уносить жизни людей? Почему сейчас, в мирное время, каждый год от различных заболеваний умирают более 18 млн. человек, причем большая часть  – дети? На эти вопросы нам постарается ответить специалист.

Врач-инфекционист: Да, это верно, существует множество болезней, способных лишить жизни человека, среди них: сердечно-сосудистые, онкологические заболевания. Не малую роль в этой печальной статистике играют инфекционные болезни. Слайд

Учитель: А что же означает само слово – инфекция? Что скрывается под этим понятием?

Врач-инфекционист: Инфекция – заражение живых организмов микроорганизмами. Слайд 8.
Инфекции бывают бактериального, вирусного происхождения, а также вызванные простейшими.  Слайд 9.

«Сравнительная характеристика микроорганизмов» слайд 10.

Инфицирование простейшими (словарная работа к уроку).

Слайды 11-12.

Бактериальные: (строение бактерии) слайд 13.

– шаровидные – кокки;
– палочковидные – бациллы;
– извитые формы – спириллы.

Слайд14.

Вирусные – это инфекции, возбудителями которых являются неклеточные формы жизни – вирусы (строение вируса) слайд 15.

Слайд: (вирус ОРВИ, полиомиелит, СПИДа) слайды 16, 17, 18.

Учитель: Судя по картинкам можно сказать, что и бактерии и вирусы довольно «симпатичные», почему же они так опасны?

Вирусолог:Вирусы – это опасные и коварные внеклеточные частицы, которые не имеют ни клеточной оболочки, ни клеточных структур. Вирус – это нить ДНК или РНК (генетический материал), окружённый капсидом. Вне организма вирус не размножается и не подаёт признаков жизни, но стоит ему попасть в организм человека, животного или растения, как капсид вируса растворяется и он начинает свою жизнедеятельность. Слайд 20.

Учитель:  (работа со словарём к уроку) Из рассказа врача, мы можем судить о том, что вирусы и многие бактерии и правда очень опасны. Какие же существуют пути распространения инфекций?

 Врач-инфекционист: слайд 21. Все инфекции можно разделить на следующие группы:

(плакат «строение человеческого организма»)

– инфекции верхних дыхательных путей;
– инфекции нижних дыхательных путей;
– кишечные инфекции;
– мочеполовые инфекции;
– кожные инфекции.

Учитель: Каким же образом эти частицы попадают в организм?

Врач-инфекционист: слайд 22. Путей распространения существует несколько, это:

– воздушно-капельный (ОРВИ, туберкулёз и др.)
– через укусы насекомых, животных (малярия, бешенство, энцефалит)
– грязные руки, немытые продукты питания, нечистоты (гепатиты)
– кровь, слизистые оболочки (СПИД).

Учитель: Итак, ребята, обратим внимание и запомним причины возникновения болезней.
И всё же, почему человек заболевает? Что является причиной того, что одни люди переносят болезни в лёгкой форме, другие – в тяжёлой форме, а некоторые люди вообще не болеют? Ваше мнение – почему так происходит? (Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что, по всей видимости, должна быть какая-то защита).
– Что же это за защита? Попросим рассказать об этом врача иммунолога.

Иммунолог: Эта защита называется иммунитетом. А изучает его отдельная наука иммунология. Слайд 23

Иммунология – наука о защитных реакциях организма, направленных на сохранение его структурной и функциональной целостности и биологической индивидуальности.

Иммунология зародилась, как наука по борьбе с инфекциями во второй половине 19-го и начале 20-го века. Совсем недавно, всего каких-нибудь 100-150 лет назад люди буквально вымирали от эпидемий инфекционных болезней. Например, во время русско-японской войны сражения останавливались, так как войска с обеих сторон вымирали от дизентерии Григорьева-Шига, которая протекает по типу холеры, с кровавым поносом. И то, что мы сейчас чувствуем себя достаточно благополучно, это всё результаты достижений иммунологии.
В 19-м веке стало понятно происхождение очень многих болезней. Было открыто, что микроорганизмы, простейшие, гельминты, вирусы и микоплазмы (открыты позже), способны вызывать болезни. А отвечают за иммунитет специальные клетки крови.
Как мы уже знаем, кровь человека состоит из: плазмы, эритроцитов, тромбоцитов, а также лейкоцитов. За обезвреживание чужеродных тел в крови и организме в целом, отвечают специальные клетки лейкоцитов – лимфоциты. Именно лимфоциты и отвечают за иммунитет организма.  Форменные элементы крови. Слайд24.

Учитель: Теперь мы знаем – что бы не болеть, необходимо иметь крепкое здоровье, как сказал врач сильный иммунитет против инфекций. Но как же укрепить организм, что бы быть жизнерадостным и работоспособным?
На этот вопрос существует два противоположных мнения, мнение врача-терапевта и мнение врача, занимающегося нетрадиционной медициной, а также гомеопатией.

Врач-терапевт: Действительно, на сегодняшний день существует много инфекционных болезней, распространяющихся по всему миру. Поражают они как взрослый, так и детский организм, а особенно детский, так как дети имеют слабый иммунитет. Поэтому я вижу единственный выход – вакцинация населения. Болезни легче предупреждать, нежели потом лечить. Слайд 25

Врач-гомеопат: То, что болезни, вызванные инфекциями, необходимо предотвращать, я согласен, а вот вопрос вакцинации – спорный вопрос.
Бактерии, существуют как в окружающей среде, так и в организме  человека, но они не должны вызывать болезни. И наша задача помочь организму, укрепив свои силы, самому бороться с инфекциями.  А помощниками в этом являются только растения и животные, то, что нам дарует сама природа. Вакцинация же не является панацеей. Слайд 26

IV. Обобщение

Учитель: Вопрос вакцинации и требует детального рассмотрения и изучения, поэтому мы рассмотрим его на следующих занятиях. А сейчас подытожим результаты сегодняшней конференции. Слайд 27.

Итак:

– Что же представляет собой инфекция?
– Какие пути распространения инфекций существуют?
– Что является основным в защите организма от инфекций?

V. Заключение слайд 28: Заканчивается наше занятие. Многие вопросы мы обсудили, но многие остались не раскрытыми. На следующих занятиях мы продолжим  их изучение. А сейчас сделайте выводы для себя

  • сегодня я ознакомился с …
  •  эта тема мне была …
  • больше всего понравился материал …
  • непонятным осталось …

Домашним заданием будут ответы на следующие вопросы:

– влияет ли образ жизни и культура поведения на долгожительство?
– какой вы видите профилактику:

а) кишечных инфекций;
б) половых инфекций, СПИДа.

– Урок закончен, всем спасибо.