Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся. Сегодня у большинства детей мотивация к учению практически отсутствует, что является для нас – учителей – серьезной проблемой. Причины создания такой ситуации различны – социальные, психосоматические, психологические и др.
Результатом снижения мотивации к учебной деятельности являются:
– устойчивая неуспеваемость в обучении;
– нарушение поведения;
– конфликты в школе;
– искажения в личностном развитии.
Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения. Некоторые, достаточно смышленые дети, отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую им приходится совершать для его получения.
Известно, что под мотивацией вообще понимается процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.
Для повышения мотивации учеников необходимо:
– обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
– использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
– самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
– видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Он завораживал детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.
В данной статье рассказывается о тех приёмах мотивации, которые можно приметь на своих уроках и которые, на мой взгляд, позволяют наиболее эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней.
Приём 1: Обращение к жизненному опыту детей.
Приём заключается в том, что учитель обсуждает с детьми хорошо знакомые им жизненные ситуации.
Пример 1: в 9 классе при изучении Табличного редактора Excel, решаем задачу «Обои и комната», в которой необходимо было подсчитать необходимое количество рулонов для оклейки любой комнаты. Знакомились с простейшими математическими встроенными операциями.
Пример 2: в 11 классе при изучении темы «Поиск информации в сети Интернет» рассматриваем пример покупки принтера. Решаем вопрос о его технических характеристиках (дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК»). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения принтера с характеристиками, названными детьми. Посредством сети Интернет находим фирмы, специализирующиеся на продажах оргтехники. Просматриваем предложения в формате xls (Excel).
Эти примеры, это обращение к опыту детей – это
не только приём для создания мотивации. Более
важно то, что учащиеся видят применение
получаемых ими знаний в практической
деятельности. В наш век бурного развития и
использования информационных технологий
практические навыки, полученные на уроках
информатики, очень пригодятся им в
профессиональной деятельности. Многие навыки
они начинают применять уже в школе: подготовка
рефератов, презентаций.
Не секрет, что для ряда школьных дисциплин
характерно то, что ученики не имеют
представления, как они могут применять
получаемые знания, и в результате теряют интерес
к изучению данного предмета.
Прием 2: Ролевой подход и деловая игра.
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагаю выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.
Пример 1: При изучении темы «Алгоритмы» в 5-6
классе ребята сами становятся исполнителями
алгоритмов.
При этом ребята с удовольствием исполняют свои
алгоритмы, по ходу исполнения исправляют ошибки,
которые допустили при составлении алгоритма.
Пример 2: 7 класс тема «Формы представления
информации» учащимся предлагается представить
информацию в текстовом, графическом виде, с
помощью мимики и жестов.
Также на уроках при выполнении практической
работы учитель дает возможность учащимся
побывать в роли учителя, помогая и объясняя
другим учащимся выполнить задания.
Приём 3: Решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома. Как правило, такие задачи используются для мотивации учебной деятельности при изучении тем «Системы счисления», «Кодирование информации », учитывая такое возрастное качество ребят, как любопытство. Практически невозможно объяснить ученикам, где в реальной жизни им может пригодиться умение переводить числа из одной системы счисления в другую. Это весьма нудное и не требующее особых мыслительных действий занятие, по моим многолетним наблюдениям, не представляет никакого интереса для учащихся. Но тема «Системы счисления» есть в существующем образовательном стандарте, а значит, обязательна к изучению. Для повышения интереса к изучению этой темы использую следующие задачи:
Пример 1: «Угадай картинку».
В 9 классе при изучении темы «Перевод чисел из 10-ой в 2-ую системы счисления» предлагается в системе координат построить фигуры по точкам, координаты которых они получают, переведя соответствующие пары чисел в заданные системы счисления.
Пример 2:
При изучении темы «Кодирование информации» в 8 классе учитель показывает ребятам, как можно зашифровать текст и обмениваться такими посланиями между собой.
Пример 3. «Опознай пословицу»
Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале
- Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)
- На дисплей неча пенять, коли видеокарта слаба (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая)
- Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
- По ноутбуку встречают, по уму провожают (По одежке встречают, по уму провожают)
- Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают (Дареному коню в зубы не смотрят)
- Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)
- Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)
- Вирус не нагрянет – пользователь не перекрестится (Гром не грянет – мужик не перекрестится)
- Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить).
Прием 4: Практико-ориентированные проекты.
Создание презентаций – процесс несложный,
но он побуждает к исследовательской и поисковой
деятельности. В подобной работе с интересом
участвуют все учащиеся. Данный вид учебной
деятельности позволяет развивать у учеников
логическое мышление, формирует общеучебные
умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не
подкрепляемые даже иллюстрациями выступления
превращаются в яркие и запоминающиеся. В
процессе демонстрации своих наработок
обучающиеся приобретают опыт публичных
выступлений, который, безусловно, пригодится им в
дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую
работу, развивает у него умение самостоятельно
собирать информационно-иллюстративный материал,
творческую смекалку, способности дизайнерского
оформления, а самое главное – у него появляется
удовлетворение от результатов своего труда и
чувство самодостаточности, что является для
учащегося первостепенным мотивом.
Пятый прием: игры и конкурсы
Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации следующего характера:
Пример 1: «Лишний» термин. Ответы.
В каждой из приведенных групп терминов один термин (или число) является лишним. Найдите его.
1. Бейсик, французский, Си, Паскаль,
ассемблер
2. Два, пять, ноль, сумма, один, девять.
3. Драйвер, принтер, монитор, звуковые
колонки, графопостроитель.
4. Умножение, удаление, вычитание, сложение,
деление.
5. Дискета, CD-ROM, таймер, винчестер, магнитная
лента.
6. Сканер, регистр, клавиатура, джойстик,
манипулятор "мышь".
9. Евклид, Морзе, Нортон, Менделеев, Паскаль,
Гейтс.
10. "Пробел", "Агат", "Esc",
"Enter", "BackSpace".
11. Трансляция, интерпретация, архивация,
компиляция.
12. "Файл", "Правка", "Закраска",
"Вид", "Сервис", "?".
13. Арифмометр, счеты, калькулятор, пишущая
машинка, компьютер.
14. Вирус, синус, косинус, тангенс.
15. Сантиметр, килобайт, бит, терабайт.
Пример 2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”
Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,
– “Этот процесс орнитологи называют
миграцией”
– “Этот старинный комод ему достался в
наследство от бабушки”
– “Он всегда имел запас калькуляторов”
Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы
Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.
Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Текстовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам можно предложить создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу.
В заключение, нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать.
Это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детей в подростковом возрасте. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.
В завершение, хотелось бы всем пожелать всегда работать так, чтобы у учащихся была устойчивая потребность в новом знании, которая будет порождать интерес, и как следствие, устойчивый мотив к учению.