Урок математики по теме "Площади геометрических фигур". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Класс: 5 б класс.

Предмет: математика.

Учебник: Математика. 5 класс. Н.Я. Виленкин и др. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.;Мнемозина. 2010 г.

Цели и задачи урока:

Образовательные:
– закрепление и осмысление усвоенных знаний о площади и ее свойствах,
– расширить представления учащихся о геометрических фигурах, и вести исследовательскую работу по нахождению площадей различных геометрических фигур,
– выработка умений применять знания в другой ситуации.

Развивающие:
– развитие умения и навыки исследовательской работы учащихся, умения анализировать ,сравнивать, обобщать,
– развитие речи учащихся при введении новых понятий

Воспитательные:
– воспитание познавательной активности учащихся,
– воспитание интереса учащихся к предмету,
– воспитание навыков сотрудничества.

Оборудование и материалы для урока: компьютер с установленной презентацией, мультимедийный проектор, вырезанные модели различных геометрических фигур, метровая лента, прямоугольники , ножницы, магнитная доска.

Формы организации урока: фронтальная, групповая.

Тип урока: Урок-исследование.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организация начала занятия.  – Добрый день, ребята! Проверим готовность к уроку.

Сегодня мы вспомним о том, как вычислять площади различных фигур. Откройте тетради и запишите тему урока, число. (Слайд 1) Презентация

Приветствие учителя. Записывают в тетради число и тему.
Подготовка к активному сознательному усвоению знаний.
  1. Решение логической задачи № 784 учебника.
  2. Вспомните какие единицы измерения площади применяют в математике, что можно поместить туда?
  3. Переходить в другую единицу измерения:
    1 кв км= ? кв м
    1 кв м=? кв см
    1кв м=?кв дм
    1кв м=?кв мм
  4. Рассмотрим следующее задание.
Ответы учащихся.
  (Слайд 2) Учащиеся решили засеять на цветочном участке . Сколько семян цветов должны заготовить учащиеся , если по норме посева на 1 кв м требуется 5 г семян? Необходимо найти площадь участка.
 

Обсуждаем условие задачи: Какие величины известны? Что нужно узнать? Позволяют ли данные задачи сразу ответить на ее вопрос?

Потому мы сегодня находим площади различных геометрических фигур. (Слайд 3). Запомните ,как называется каждая из этих геометрических фигур.

Нет.
Ученики записывают:
Прямоугольник,
Квадрат Параллелограмм,
Треугольник,
Ромб,
Трапеция,
Круг.
 

Вы знаете как вычисляются площади прямоугольника и квадрата.

Площадь прямоугольника и квадрата по какой формуле вычисляется? Найдите эту формулу среди таблиц и прикрепите на магнитной доске.(Слайд 4, 5)

Двое учащихся выполняют задание, остальные в тетради пишут формулы
S=ab
S=a2
 

Повторим свойства площадей

Свойства площадей:

Площади равных фигур равны.
Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.
Площадь квадрата равна квадрату его стороны.

Sквадрата = a2
Sпрямоугольника = a·b

Исследовательская работа обучающихся Параллелограмм.

Как можно найти его площадь?

Конечно, вырезав часть параллелограмма , можно достроить прямоугольник.

(Слайд 6)

Предложения обучающихся.

Ученики вырезают параллелограмм по высоте и строят прямоугольник. (Работают группами)

  Ввести понятие высоты параллелограмма(сравнивать понятием высоты дома, парты, измерит высоту парты метровой лентой)

Ученики записывают в тетради формулу

S=ah , чертят параллелограмм.

Желающий на доске прикрепляет плакат формулы

 

Вывод: площадь параллелограмма равна произведению основания параллелограмма на его высоту, S=a*h

Рассмотрим треугольник(произвольный треугольник)

Как можно найти его площадь? (Слайд 7)

Вывод делают учащиеся.

Задание. Считая клетки, найдите площадь треугольника. (Слайд 7)

Предложения учащихся (Ученики предлагали треугольник получать из параллелограмма, разрезав по его диагонали.) (Ученики работали в группах, разрезали из параллелограмма треугольники.)

Площадь треугольника можно найти по формуле

S=ab:2

Ученики записывают эту формулу на доске и на тетрадях, прикрепляют на магнитной доске плакат формулы треугольника.

S=10*6:2=30

 

Продолжим нашу исследовательскую работу.

Следующая фигура исследования – это ромб. (Слайд 8)

В тетрадях нарисуем правильно ромб.

И найдем его площадь ,

Какие предложения у вас?

Как из прямоугольника можно разрезать ромб?

Ученики следуя за учителем , чертят ромб.

Если прямоугольник разрезать по углам , то получиться ромб, из оставшейся части можно сложить еще один ромб.

  Учитель вводить понятие диагоналей ромб и их обозначение d1 и d2.

Площадь ромба вычисляется по формуле

S = d1d2 : 2

Ученики записывают формулу в тетради , на магнитной доске прикрепляется плакат формулой площади ромба.

  Задание. Найти площадь ромба. (Слайд 10)

S = 6 * 4 : 2 = 12

  Возвращаемся первоначальной задаче (Слайд 2) решение показать на доске. S = 6 * 4 ^ 2 = 12 кв м
12 * 5 = 60 (г)
Ответ: 60 г семян.
  Объяснение как строиться трапеция. Обучающиеся чертят трапецию по тетрадным клеткам.
 

Задание .найдите различные способы вычисления площади трапеции. (Домашнее задание.)

Мы не вычисляли площадь круга , эта задача решается в 6 классе.

 

Физкультминутка Поднимает руки класс – “раз”,
Повернулась голова – это “два”
Руки прямо, вперед смотри – это “три”
Руки в сторону – по шире, развернулись на “четыре”.
С силой их к плечам прижат – это “пять”
Всем ребятам тихо сесть. Это “шесть”
Работа с учебником Решение задачи № 749 (4, 5) S = (3 + 4) * 4 : 2 = 14

S = (2 + 2) * 2 : 2 = 4

Подведение итогов к уроку Ребята ,какую мы исследовательскую работу вели? Какие формулы вы запоминали? Что было не ясно на уроке? Найдите площади следующих фигур. (Слайд 10, 11)  
Рефлексия Как вы оцениваете урок? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Что понравилось на уроке?  
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению Из альбомного листа вырезать параллелограмм, треугольник, ромб, трапецию и найдите их площадь.

Всем спасибо за урок. До свидания.