Стратегии конструктивного взаимодействия педагогов с "трудными" подростками

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. Любой конфликт – это проявление определенных убеждений, позиций, способов реагирования. В школьном коллективе педагог одним из первых включается в открытые конфликтные отношения между подростками для их прекращения и создания условий для обучения, воспитания и развития обучающихся.

Для каждого участника конфликта в школьной среде (агрессор, жертва, наблюдатели, подстрекатель) включение педагога в конфликт имеет важное значение.

В результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций часто возникают конфликты отношений и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь подростков к педагогу, порой и затрудняют налаживание отношений у самих подростков.

Работающим, с подростками, сталкиваясь с их конфликтами, необходимо понимать следующее:

  • участники конфликта имеют разный социальный статус, чем и определяется их поведение в конфликте;
  • разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами педагога” и “глазами подростка” видится по-разному), поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний подростка, а подростку — справиться со своими отрицательными эмоциями и подчинить их разуму;
  • присутствие других в ситуации открытых конфликтных отношений (в том числе и педагога) делает их не просто свидетелями, а участниками конфликта, а конфликт приобретает воспитательный смысл (приобретается социальный опыт) для всех участников. Об этом всегда необходимо помнить педагогу;
  • профессиональная позиция педагогав конфликте с подростками обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы обучащегося как формирующейся и зависящей от него личности;
  • ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, так как любое учебное заведение – это, прежде всего, доступная возрасту обучающихся модель общества, где они должны усвоить социально приемлемые нормы отношений между людьми.

Выполнение последнего правила во многом зависит от того, насколько эмоционально гибко может отреагировать при включении в конфликт (на разном его этапе), правильно понимая возрастные и индивидуальные особенности участников конфликта, верно выстраивая педагогические задачи и действия по отношению к каждому участнику конфликта.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

  • не оскорблять подростков (есть слова, которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой ущерб отношениям с обучающимися, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);
  • контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность подросткам выразить свое мнение, “выпустить пар”;
  • не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога в первую очередь), не затрагивать личности подростка, если дело касается только его конкретного действия или поступка. Давать не абстрактную, а конкретную оценку только его определенным действиям;
  • стараться не удалять обучающихся из учебного помещения за какие-либо проступки;
  • по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве своих помощников представителей административных структур;

Педагог обязан вмешиваться в конфликты учащихся, брать на себя инициативу их конструктивного разрешения. Это, не означает их подавление. В зависимости от ситуации иногда может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Что нужно для того, чтобы не дать разгореться конфликту?

Самое главное – сосредоточиться на проблеме, а не на участниках; погасить проявление отрицательных эмоций и устранить ощущение угрозы, способствовать мирному разрешению ситуации.

Социально значимое поведение, конструктивное общение формируется, закрепляется тогда, когда подросток имеет возможность рядом с педагогом адекватно воспринимать чувства, действия свои и других людей, проанализировать ситуацию, разобраться в причинах своих действий и выбрать адекватные способы достижения желаемого.
Для этого мы рекомендуем педагогам использовать следующие психолого-педагогические стратегии:

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств

У агрессивного подростка по отношению к жертве, обиженному («Миша, неужели тебе не жалко других ребят?»).
У агрессивного подростка со сниженной способностью сопереживать, вхо­дить в резонанс с эмоциональным состоянием сверстника, другого человека («Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет», «Если ты так же будешь поступать, то и к тебе будет такое же отношение»).
К притесняемому подростку в единстве с ориентацией других подростков на положительные качества притесняемого ребенка («Посмотрите, ребята, а ведь Саша умеет прощать, хотя Петя поступил плохо!»).
К обиженному у свидетелей случая: конфликта или притеснения «здесь у и теперь» («А, кто может помочь Грише справиться с обидой?»).

Стратегия на осознание

Это стратегия взрослого на понимание причин, ближайших и отдаленных последствий поведения агрессивным подростком, жертвой или свидетелями случившегося. Например:

  • агрессором причин собственного агрессивного поведения («Ты стукнул Сашу потому, что, а еще почему ...?»).
  • обиженным подростком причин агрессивного поведения агрессора («Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А еще почему?»
  • жертвой особенностей и причин собственного поведения («Я вижу что, тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой, добрый или, никакой?», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?», «Когда тебя обижают, ты отвечаешь сразу или молчишь и долго помнишь обиду?») и т.п.
  • свидетелями случившегося особенностей поведения агрессора, жертвы или собственного;

– взрослыми («Ваш Коля часто бывает таким (враждебным, сердитым, обиженным?»).
– детьми («Что же произошло с Колей и Петей? Кто может объяснить?»).

Стратегия ориентации на состояние

Отличается от стимуляции гуманных чувств у подростка тем, что педагог стремится обратить, привлечь внимание к состоянию другого не выражая оценочного отношения к случившемуся.

  • обиженного (как жертвы негативного поведения и притеснения) на собственное состояние или состояние другого («Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»).
  • агрессора на состояние другого или собственное («Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь»?).

Стратегия на переключение

  • Имеет сходство со стратегией на стимуляцию чувства удивления (инсайта) у подростка. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используется педагогом как средство переключения подростка на иное состояние или поведение.

Например:

обидчика с физической или вербальной агрессии на иное поведение.
подростка-жертвы притеснения на иное состояние.
– свидетелей случаев притеснения на менее отрицательную оценку.

Стратегия на отреагирование

Стратегия на отреагирование отличается от стратегии на осознание (понимание того, что случилось) тем, что педагог стремится, чтобы подросток отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас». Рассмотрим примеры, способствующие отреагированию и нейтрализации негативных эмоций:

  • пострадавшим подростком чувства обиды, подавленности (Педагог спрашивает подростка: «Расскажи, что случилось?», «Кто тебя обидел?»).
  • подростком-агрессором физической агрессивности через предметно практические действия (Педагог предлагаем подростку: «Сходи принеси воды, полей цветы», «Мне нужна твоя помощь», «Давай, разорвем эту бумагу. Вот так! На мелкие кусочки!», «Нарисуй свое состояние...» и т.п.).

Стратегия на игнорирование

Это отсутствие в поведении педагога положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности в поведении подростков.

Например, игнорирование:

  • у обидчика вербальной агрессии через ее не подкрепление.
  • у подростка-жертвы случаев неуверенного поведения (Педагог делает вид, что не замечает неуверенности у подростка для стимуляции к более решительному поведению «здесь и сейчас»).

Стимуляция положительных эмоций

Это самостоятельная стратегия, когда подросток переживает эмоции радости, смеется, улыбается, хохочет, но может рассматриваться и как частный вариант стратегии на положительное подкрепление и похвалу.

Например:

  • стимуляция положительных эмоций у жертвы и отрицательного подкрепления агрессора («Даже если это произошло, то в любом случае…» Предложить позитивный вариант для этой ситуации, как способ переформулирования отношения к событию.

Стимуляция чувства юмора

  • у жертвы к агрессору (Педагог обращаясь к жертве в поле внимания агрессора говорит: «Посмотри, сейчас Коля будет плакать и просить у тебя прощения»).
  • у свидетелей притеснения к «трудному» подростку («Ребята, Петя всех колотит подряд, сейчас и за Вас примется? Или мы за него?»).

Стимуляция телесного контакта

Эта стратегия может реализоваться в процессе прикосновений, рукопожатий подростка (учитывая принятие подростком вхождение в его личную зону), а также в процессе предметно-практической деятельности.

  • педагога с подростком-жертвой или агрессором (Чтобы за плечи ребенка обнять что-нибудь о случившемся спрошу или хорошее скажу).
  • между подростком-жертвой и агрессором (Педагог предлагает ребятам значимую, совместную деятельность).

Стратегия на отрицательное подкрепление

Это стремление педагога уменьшить вероятность, частоту проявления ситуационно-личностных реакций негативного поведения или неуверенности у подростков. Рассмотрим примеры отрицательного подкрепления:

  • агрессора в случае проявления агрессивного поведения через лишение игровой, учебной активности ("Кто обидно других называет, тот что-то пропускает и т.п.).
  • жертвы в случае проявления неоправданно нерешительного поведения.
  • свидетелей случаев притеснения при проявлений равнодушия по отношению к случаям притеснения других воспитанников (Педагог говорит, обращаясь к подросткам: «Ребята, я не ожидал от Вас, что Вы такие холодные ледышки»).

Моделирование (провокация) и преодоление

Стратегияна провокацию ситуационно-личностных реакций это частный случай моделирования, то есть создания условий для проявления состояния с целью выявления (диагностики):

– Выраженности агрессивности у подростка-обидчика («Давай, мы тебя разозлим и посмотрим, сможешь ты быстро успокоиться или нет?»);
– «Зоны ближайшего развития» в регуляции, преодолении, овладении состоянием негативного поведения у зачинщика или подавленности у подростка-жертвы в сотрудничестве со взрослым.

Стимуляция чувства удивления

Через необычность и неожиданность, новизну действий и поведения педагога или подростка.

Например:

  • у агрессора – с целью переключения с агрессивного на иное состояние;
  • у жертвы и агрессора с целью переключения на иное поведение, когда педагог задает агрессору вопрос в поле внимание жертвы («Ты всех так сильно толкаешь, а себя так никогда не сможешь!?»).
  • у свидетелей негативного поведения, когда педагог говорит в поле внимания агрессора: «А, Вы знаете ребята, Юра сегодня обещал мне вести себя достойно! Как Вы думаете это правда или не правда? Если бы сейчас проголосовать, кто считает, что это правда» и т.п.