Дидактическая цель темы: cоздать условия, способствующие формированию умений: постановка проблемы; выдвижение гипотезы; поиск и обработка информации; публичное выступление; оценка результата.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый.
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая, парная.
Ожидаемый результат.
- Знать, что такое тема, проблема, гипотеза, актуальность исследования.
- Уметь правильно формулировать тему, проблему исследования, выдвигать гипотезу, обосновывать актуальность исследования.
- Уметь работать с текстом и дополнительной литературой.
Цели занятия.
Образовательная: способствовать осмыслению понятий: тема, проблема, гипотеза, актуальность исследования.
Развивающая: развитие мотивационной сферы, логического мышления посредством использования логических операций: сравнения, обобщения, анализа; умений работы с текстом; творческих способностей учащихся.
Воспитательная: воспитание положительного отношения к процессу обучения, как к одному из средств познания окружающего мира. Формирование самостоятельности и коммуникативности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация на электронном носителе, комплект раздаточного материала приложения (№2-№8).
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Целеполагание и мотивация.
Вступительное слово руководителя:
Тема занятия “От замысла к открытию”. Одной из целей занятия является: познакомиться на примере курса “Наглядная геометрия”. 6 класс, тема “Пропорция. Золотое сечение” с методологическим аппаратом исследовательской деятельности, работой учителя на начальном этапе, реализацией деятельностного подхода на уроке.
В современных условиях рыночной экономики от человека требуются не только прочные знания, но и умение их применять в различных жизненных ситуациях, что предполагает сформированность у них ключевых компетентностей. Я предполагаю, что если в свою профессиональную деятельность учитель включает исследовательскую и проектную деятельности, то повышается уровень сформированности ключевых компетентностей. С точки зрения учителя учебный проект или исследование-это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Для обучающихся учебный проект-это возможность максимального раскрытия его творческого потенциала, что особенно важно для учащихся сельских школ. Такая работа показывает практическую значимость предмета, способствует самореализации ученика.
Сегодня на занятии “От замысла к открытию” мы рассмотрим такие методологические понятия исследовательской работы: тема, проблема, гипотеза, актуальность исследования.
Эпиграф нашего занятия слова поэтессы Новеллы Матвеевой:
“Всё сказано на свете;
Несказанного нет.
Но вечно людям светит
Несказаного свет.”
3. Актуализация знаний.
3.1. (На экране слайд 3 “Темы исследовательских работ” презентации “От замысла к открытию”, приложение № 1.) Вопрос руководителя: “ Верно ли сформулированы темы работ?” Предлагается работа в парах для формулировки требований к теме исследования. Заполняются бланки с пропусками (приложение №3), сообщаются результаты работы, которые сверяются с требованиями (приложение №2).
3.2. На экране фрагменты работы “Определение высоты трубы газовой котельной”, (приложение №1). Вопрос руководителя “Всё ли верно в данной работе? Сформулируйте свои замечания.”
Выслушиваются ответы. Обучающиеся разбиваются на группы .заполняют бланки с пропусками (приложение №3), сообщаются результаты работы, которые сверяются с требованиями (приложение №1, приложение №2.)
4. Практическая самостоятельная деятельность.
Обучающиеся разбиваются на три группы, распределяя командные роли (приложение №8), каждая работает в одном из направлений:
- “Золотое сечение” в архитектуре.
- “Золотое сечение” в искусстве.
- “Золотое сечение” в живой природе.
Каждая группа готовит сообщение, в котором отражены:
- тема исследования, в том числе и творческое название;
- проблема исследования;
- выдвигаемая гипотеза;
- актуальность работы.
Каждая группа оформляет работу на художественном бланке.
5. Презентация.
5.1. Во время защиты каждый член группы говорит 3-4 предложения. Каждый из членов остальных групп заполняет “Лист активного слушателя” (приложение №5). По окончании защиты высказываются замечания, подводятся итоги.
5.2. Руководитель предлагает презентацию исследовательской работы, в которой тема, проблема, гипотеза и актуальность исследования соответствуют требованиям.
6. Рефлексия.
6.1. Руководитель знакомит с литературой по теме данного занятия (приложение №6).
6.2. Группы заполняют “Лист рефлексии” (приложение №7) и вывешивают результаты на доску.
6.3. Руководитель подводит итоги занятия, заканчивая словами Д.С.Лихачёва: “Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца”.