Цель: познакомить учащихся с правилами составления личных писем, научить писать личные письма
Задачи:
- выявить, обобщить и углубить знания детей о письмах, об истории передачи информации, о правилах написания и оформления личного письма;
- обратить внимание учащихся на ценности родного языка, культуру письменной речи;
- развить интерес к эпистолярному жанру.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточные карточки с текстами, памятка «План написания письма», «Проверка написанного письма».
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение вслух текста-рассуждения из 5-6 предложений.
- Докажите, что это текст-рассуждение.
- Назовите имена прилагательные, которые вы использовали в своей работе.
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- Тема нашего урока «спряталась» в загадке:
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово письмо?
- Назовите слова – имена существительные.
- Прочитайте и объясните смысл пословиц:
а) Перо пишет, а ум водит.
- Спишите, подчеркните подлежащее и сказуемое. Дайте характеристику предложению.
б) Что написано пером - не вырубишь топором.
- Спишите. Найдите имена существительные, укажите их род, склонение, падеж. Выделите окончания.
- Письма писали всегда. Письмо – один из способов передачи информации. Вспомните, что вы знаете о том, как раньше передавались сообщения.
- Зачем люди пишут письма?
- Я хочу прочитать вам письмо писателя Максима Горького сыну:
«Здравствуй, сын! Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы.
Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя ВСЕМ ЛЮДЯМ НУЖНЫМ, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять … Твой отец.»
- Какие чувства у вас вызвало это письмо?
- Можно ли было по телефону рассказать обо всём написанном?
- Итак, по телефону можно быстро справиться о здоровье, узнать домашнее задание, пригласить на прогулку, сообщить что-то срочное. А в письме информация более подробная, душевная, долговременная.
- Кто в вашей семье получает и пишет письма? От кого?
- Отправитель – адресант, получатель – адресат.
- Письма бывают трёх видов: личные, служебные, деловые.
- Определите вид письма, которое я прочитала вам.
- Вы убедились, что личные письма трудно заменить телефонным разговором.
- Перед каникулами у нас в школе работала «Новогодняя почта». И многие ребята из нашего класса пытались написать личное письмо, но у них оно не получилось. Хотели бы вы научиться писать личные письма?
- Так какая же цель нашего урока?
IV. Изучение нового материала.
- Научиться писать письма – это значит узнать определённые правила, особенности составления текста. Я предлагаю вам сделать это самостоятельно. Для этого надо прочитать три текста, вспомнить и определить вид.
- Какие виды текстов вы знаете?
- Сравните и выделите особенный текст.
- Назовите его особенности.
Учитель предлагает учащимся три текста: описание, рассуждение, повествование. Текст-повествование начинается со слов «Здравствуй, Витя!» и заканчивается «До свидания. Твой друг Миша».
- Слово, которое называет того, к кому вы обращаетесь – обращение - всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком. Возможно использование опорной схемы, плаката.
- Какие слова используют для приветствия? Прощания? Давайте запишем их.
Словарная работа: здравствуйте, привет, до свидания, пожалуйста, спасибо, желать, уважаемый.
- «Здравствуй» – это приветствие родилось из выражения « я здравствую тебя», то есть «желаю тебе здоровья».
- Что ещё может содержать письмо?
- Итак, вы выделили части письма. То, что вы назвали, называется структурой текста.
- Как вы думаете, в каком порядке нужно расположить эти компоненты?
- Обращение и приветствие
- Основное содержание письма
- Вопросы, благодарность, просьбы
Прощание, подпись, дата.
Работа в паре.
- Я предлагаю вам попробовать один из этих текстов преобразовать в письмо.
- Прочитайте получившийся текст.
V. Закрепление изученного.
- Для закрепления умения составлять письма я предлагаю вам найти и исправить ошибки детей, чтобы самим не допускать подобных. Конечно, это выдуманные письма, потому что чужие читать нельзя.
Можно организовать работу по группам. В предложенных текстах учитель использует типичные ошибки: повтор слов, нарушение последовательности предложений, неудачное использование слов.
- Ещё два правила я предлагаю вам использовать для написания хорошего письма:
1. письма должны быть написаны от души, не наспех;
2. необходимо продумать его мысленно, составить план.
VI. Рефлексия.
- А сейчас попробуйте написать письмо своему другу. После обращения к нему можете написать так: «Пишу тебе на уроке русского языка. Сегодня мы …»
- О чём можно написать с урока?
- Можете использовать наши традиционные слова: «Я понял…», «я научился…», «мне было…»
- Это письмо будет итогом нашей работы, оно покажет, удалось ли нам достичь поставленной цели.
После выполнения работы можно задать вопросы:
- О чём вы хотели бы ещё узнать? (Когда и где появились: первый конверт, первая марка? Как раньше доставляли письма?)
VII. Домашнее задание.
- Пользуясь памяткой «Проверка написанного письма», перепишите тест письма на отдельный лист, подпишите конверт. Завтра мы отправимся на нашу почту, познакомимся с работой почтового отделения и отправим наши письма адресатам.