Урок математики по теме "Столько же". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


В основе урока лежит использование ТРИЗ технологии (Творческое Решение Изобретательских Задач), моделирование, элементов исследовательской деятельности, которые позволяют развивать у детей универсальные учебные действия такие как:

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: планирование, самоконтроль, оценка своей деятельности;

Познавательные: общеучебные универсальные действия: знаково - символические, формулирование проблемы, учащиеся самостоятельно определяют способы решения проблем творческого и поискового характер, развивая логические универсальные действия;

Коммуникативные: (групповая и индивидуальная работа) учащиесяучатся оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме, учатся слушать и слышать других, задавать вопросы;

Цель: раскрыть принцип сравнения чисел, через установление пар соответствия.

Задачи:

  • учить сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью знаков «=»,«≠»;
  • закрепить ,названия геометрических фигур; знания состава и нумерацию чисел до 5.
  • развивать речь, аналитические умения, внимание, память, творческие способности учащихся;

Для достижения цели и задач урока используются методы:

  • словесный
  • наглядный
  • поисковый
  • проблемно-исследовательский
  • практический
  • контроль и самоконтроль (обратная связь)
  • индуктивный (от частного к общему),
  • дедуктивный (от общего к частному);

Оборудование: учебник-тетрадь, геометрический демонстрационный материал, счетный индивидуальный геометрический материал рекомендованный автором комплекта учебников Л.Г.Петерсон; математический веер (со знаками =, ≠), демонстрационный материал (опорные слова СТОЛЬКО ЖЕ, знаки «=»,«≠», демонстрационный плакат, мешочки «знаний», смайлики), карточки с заданиями для парной работы, проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на доску, что вы видите?

Ученики: Геометрические фигуры.
Учитель: Назовите данные фигуры, по каким признакам вы их узнали?

Ученики дают характеристику прямоугольника, треугольника.

Учитель: Что интересного вы увидели?
Ученики: Фигуры выстроились в логическую цепочку.
Учитель: Внимательно посмотрите, запомните последовательность.(Учитель закрывает предложенную цепочку ).
Учитель: Теперь выложите такую же цепочку из своего геометрического материала.

Индивидуальная работа по составлению геометрического материала в логическую цепочку с последующей проверкой.

(Во время работы учащихся на местах, учитель отмечает 3-х учеников– «учителей» справившихся с заданием прикосновением, затем «учителя» идут проверять правильность выполнения задания у ребят по рядам. При правильном результате ученики – «учителя» касаются ребят, которые встают).

Учитель: Прыгните столько раз, сколько треугольников у вас.
Учитель: Хлопните столько раз, сколько прямоугольников у вас.

Аналитическая деятельность

Учитель: (открывая запись) Ребята, по команде «Дели » поделите фигуры из логической цепочки на группы.

(Использование технологии «ТРИЗ», по команде «Дели» два ученика у доски, дают объяснения, по какому принципу разделили).

Учитель: Покажите те фигуры, о которых можно сказать, что их больше. На сколько, больше? Докажите свой ответ.
Учитель: Покажите те фигуры, о которых можно сказать, что их меньше. На сколько, меньше? Докажите свой ответ.

(Если дети затрудняются, то учителю полезно на этом этапе урока проговаривать, где предметов больше, а где их меньше, и на сколько больше или меньше. Демонстрировать оставшиеся без пары фигуры, чтобы яснее подчеркнуть, что именно они определяют, на сколько одно число больше (меньше) другого).

3. Постановка учебной задачи, сообщение темы

Учитель: Исследуйте полученные множества и сделайте так, чтобы число элементов во множествах стало одинаково.
Учитель: Что значит одинаково, какими словами можем заменить слово одинаково?
Ученики: Равно, столько же.
Учитель: Молодцы, сегодня эти слова нам помогут на уроке.

Учитель вывешивает данные слова.

4. Сообщение цели урока

Учитель: Сегодня нам слово «Столько же» поможет сравнивать совокупности (множества) предметов по их количеству.
Учитель: Докажите, не считая, что фигур во множествах одинаковое количество или столько же. (объединение в пары; методом наложения).

Учитель: Какой знак нам поможет сказать, что треугольников столько же , сколько и прямоугольников?
Ученики: Знак « = » (учитель демонстрирует знак, прикрепляет его к опорному слову).

Проблемная ситуация (работа в парах)

(Учитель выдает карточку с изображением геометрических фигур неравного количества )

Учитель: Ребята, работая в парах определите , каких фигур больше и вместо точек поставит нужный знак сравнения.

Возникла проблемная ситуация, количество треугольников неравно количеству кружочков.

Учитель: Какой знак вы поставили при сравнении геометрических фигур?
Ученики: ≠
Учитель: Что показывает этот знак?
Ученики: То, что количество кружочков неравно количеству треугольников.
Учитель: Доскажите словечко. Что необходимо сделать, чтобы сравнить множества элементов?

«Сравнить элементы множеств с помощью составления … (пар).»

Вывод: Ребята молодцы, Вы «открыли» принцип сравнения множеств по количеству элементов с помощью составления пар.

5. Первичное закрепление , использование способа действия, работа по учебнику (индивидуальная работа)

Учитель: В математике сравнивают не только геометрические фигуры, но и другие предметы.
Учитель: Посмотрите, какое задание нам приготовил учебник на странице №45 под номером 2. Исследуйте задание, что необходимо сделать?
Ученики: Сравнить множества ребят и конфет; множество машин и мотоциклов.
Учитель: Что значит сравнить?
Учитель: Проверим, кто у нас внимательней, мальчики или девочки? Мальчики сравнивают машинки и велосипеды, девочки ребят и конфеты.

Два человека работают у доски, где записывают ответ в буквенной форме: Д=К, М≠В. объясняя свой ответ. (Взаимопроверка)

Учитель: Что вы сделали , чтобы сравнить множества элементов?
Ученики: Образовали пары соответствия.

6. Физминутка, инсценировка (использование презентации, отработка нумерации в пределах 5)

Скачет зайка меж равнин,
Значит, зайчик был один.
К нему зайчиха прибежала
Тогда всего их двое стало.
Еще один к ним сел, смотри,
Теперь уж зайцев стало три
Мчит новый заяц:
– Путь мне шире!
И стало зайчиков четыре.
А вон бежит один опять
Теперь зайчишек стало пять.

7. Закрепление: (практическая направленность) Зайки прыгнули на страничку учебника 44.

Учитель: Исследуйте задание №3 , что необходимо сделать? Самостоятельное выполнение задания.

Проверка: поднять карточку с изображением того знака , который поставили .Зайчиков больше чем домиков. На сколько заек больше чем домиков? Докажите свой ответ.

(Краткая беседа о бережном отношении к животным, о наступлении зимы и т.д.)

Конструирование (творческая работа)

Учитель: Ребята, давайте поможем зайкам, дорисуем домики, чтобы их стало столько же сколько и заек.
Учитель: Какие геометрические фигуры помогли построить дом?
Учитель: Сколько домиков нарисовали? Докажите, что заек столько же, сколько и домиков?

Выход на обозначение числом количества предметов сравниваемых множеств.

Учитель: Составленные пары показали, что количество зайчиков и домиков одинаковое, значит и числа, обозначающие их количество равны.

Самостоятельная работа: стр.45 №4., применение открытого способа действия (контроль и самоконтроль)

Учитель: Исследуйте задание к №4 на стр.45 и выполните его.

Проверка, на доску вывешивается плакат (слайд) с выполненным заданием.

Учитель: Ребята сравните правильность выполнения задания, какие трудности у вас возникли при его решении?

Учитель: Сделаем вывод: как необходимо действовать, чтобы сравнить числа, обозначающие количество элементов данного множества?(Демонстрация слайда с проговариванием)

1. Составить пары для того , чтобы сравнить число элементов двух совокупностей.
2. Обозначить цифрой количество предметов каждого множества.
3. Если всем элементам множества хватает пар, то числа равны, а если нет, то числа не равны.
4. Оставшиеся без пары элементы показывают, какое из двух чисел больше и на сколько.

8. Итог урока

Учитель: Ребята, какие слова и знаки помогли сделать «открытие» на уроке?
Ученики: «Столько же» , «=» , «≠».
Учитель: Когда мы говорим «столько же»?
Учитель: Что самое главное из материала сегодняшнего урока нужно хорошо запомнить?
Учитель: Какое задание было самым интересным?

9. Рефлексия

Учитель: Перед вами два мешочка «знаний» (множества), возьмите свои смайлики, и если у вас все получилось на уроке, то свой смайлик прикрепите на первый мешочек «знаний», а если что-то не получилось то на второй. Сравним, на каком мешочке смайликов больше и на сколько. Спасибо за урок!