В основе урока лежит использование ТРИЗ технологии (Творческое Решение Изобретательских Задач), моделирование, элементов исследовательской деятельности, которые позволяют развивать у детей универсальные учебные действия такие как:
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: планирование, самоконтроль, оценка своей деятельности;
Познавательные: общеучебные универсальные действия: знаково - символические, формулирование проблемы, учащиеся самостоятельно определяют способы решения проблем творческого и поискового характер, развивая логические универсальные действия;
Коммуникативные: (групповая и индивидуальная работа) учащиесяучатся оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме, учатся слушать и слышать других, задавать вопросы;
Цель: раскрыть принцип сравнения чисел, через установление пар соответствия.
Задачи:
- учить сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью знаков «=»,«≠»;
- закрепить ,названия геометрических фигур; знания состава и нумерацию чисел до 5.
- развивать речь, аналитические умения, внимание, память, творческие способности учащихся;
Для достижения цели и задач урока используются методы:
- словесный
- наглядный
- поисковый
- проблемно-исследовательский
- практический
- контроль и самоконтроль (обратная связь)
- индуктивный (от частного к общему),
- дедуктивный (от общего к частному);
Оборудование: учебник-тетрадь, геометрический демонстрационный материал, счетный индивидуальный геометрический материал рекомендованный автором комплекта учебников Л.Г.Петерсон; математический веер (со знаками =, ≠), демонстрационный материал (опорные слова СТОЛЬКО ЖЕ, знаки «=»,«≠», демонстрационный плакат, мешочки «знаний», смайлики), карточки с заданиями для парной работы, проектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на доску, что вы видите?
Ученики: Геометрические фигуры.
Учитель: Назовите данные фигуры, по
каким признакам вы их узнали?
Ученики дают характеристику прямоугольника, треугольника.
Учитель: Что интересного вы увидели?
Ученики: Фигуры выстроились в
логическую цепочку.
Учитель: Внимательно посмотрите,
запомните последовательность.(Учитель
закрывает предложенную цепочку ).
Учитель: Теперь выложите такую же
цепочку из своего геометрического материала.
Индивидуальная работа по составлению геометрического материала в логическую цепочку с последующей проверкой.
(Во время работы учащихся на местах, учитель отмечает 3-х учеников– «учителей» справившихся с заданием прикосновением, затем «учителя» идут проверять правильность выполнения задания у ребят по рядам. При правильном результате ученики – «учителя» касаются ребят, которые встают).
Учитель: Прыгните столько раз, сколько
треугольников у вас.
Учитель: Хлопните столько раз, сколько
прямоугольников у вас.
Аналитическая деятельность
Учитель: (открывая запись) Ребята, по команде «Дели » поделите фигуры из логической цепочки на группы.
(Использование технологии «ТРИЗ», по команде «Дели» два ученика у доски, дают объяснения, по какому принципу разделили).
Учитель: Покажите те фигуры, о которых
можно сказать, что их больше. На сколько, больше?
Докажите свой ответ.
Учитель: Покажите те фигуры, о которых
можно сказать, что их меньше. На сколько, меньше?
Докажите свой ответ.
(Если дети затрудняются, то учителю полезно на этом этапе урока проговаривать, где предметов больше, а где их меньше, и на сколько больше или меньше. Демонстрировать оставшиеся без пары фигуры, чтобы яснее подчеркнуть, что именно они определяют, на сколько одно число больше (меньше) другого).
3. Постановка учебной задачи, сообщение темы
Учитель: Исследуйте полученные
множества и сделайте так, чтобы число элементов
во множествах стало одинаково.
Учитель: Что значит одинаково, какими
словами можем заменить слово одинаково?
Ученики: Равно, столько же.
Учитель: Молодцы, сегодня эти слова нам
помогут на уроке.
Учитель вывешивает данные слова.
4. Сообщение цели урока
Учитель: Сегодня нам слово «Столько
же» поможет сравнивать совокупности
(множества) предметов по их количеству.
Учитель: Докажите, не считая, что фигур
во множествах одинаковое количество или столько
же. (объединение в пары; методом наложения).
Учитель: Какой знак нам поможет
сказать, что треугольников столько же , сколько и
прямоугольников?
Ученики: Знак « = » (учитель
демонстрирует знак, прикрепляет его к опорному
слову).
Проблемная ситуация (работа в парах)
(Учитель выдает карточку с изображением геометрических фигур неравного количества )
Учитель: Ребята, работая в парах определите , каких фигур больше и вместо точек поставит нужный знак сравнения.
Возникла проблемная ситуация, количество треугольников неравно количеству кружочков.
Учитель: Какой знак вы поставили при
сравнении геометрических фигур?
Ученики: ≠
Учитель: Что показывает этот знак?
Ученики: То, что количество кружочков
неравно количеству треугольников.
Учитель: Доскажите словечко. Что
необходимо сделать, чтобы сравнить множества
элементов?
«Сравнить элементы множеств с помощью составления … (пар).»
Вывод: Ребята молодцы, Вы «открыли» принцип сравнения множеств по количеству элементов с помощью составления пар.
5. Первичное закрепление , использование способа действия, работа по учебнику (индивидуальная работа)
Учитель: В математике сравнивают не
только геометрические фигуры, но и другие
предметы.
Учитель: Посмотрите, какое задание нам
приготовил учебник на странице №45 под номером 2.
Исследуйте задание, что необходимо сделать?
Ученики: Сравнить множества ребят и
конфет; множество машин и мотоциклов.
Учитель: Что значит сравнить?
Учитель: Проверим, кто у нас
внимательней, мальчики или девочки? Мальчики
сравнивают машинки и велосипеды, девочки ребят и
конфеты.
Два человека работают у доски, где записывают ответ в буквенной форме: Д=К, М≠В. объясняя свой ответ. (Взаимопроверка)
Учитель: Что вы сделали , чтобы
сравнить множества элементов?
Ученики: Образовали пары соответствия.
6. Физминутка, инсценировка (использование презентации, отработка нумерации в пределах 5)
Скачет зайка меж равнин,
Значит, зайчик был один.
К нему зайчиха прибежала
Тогда всего их двое стало.
Еще один к ним сел, смотри,
Теперь уж зайцев стало три
Мчит новый заяц:
– Путь мне шире!
И стало зайчиков четыре.
А вон бежит один опять
Теперь зайчишек стало пять.
7. Закрепление: (практическая направленность) Зайки прыгнули на страничку учебника 44.
Учитель: Исследуйте задание №3 , что необходимо сделать? Самостоятельное выполнение задания.
Проверка: поднять карточку с изображением того знака , который поставили .Зайчиков больше чем домиков. На сколько заек больше чем домиков? Докажите свой ответ.
(Краткая беседа о бережном отношении к животным, о наступлении зимы и т.д.)
Конструирование (творческая работа)
Учитель: Ребята, давайте поможем
зайкам, дорисуем домики, чтобы их стало столько
же сколько и заек.
Учитель: Какие геометрические фигуры
помогли построить дом?
Учитель: Сколько домиков нарисовали?
Докажите, что заек столько же, сколько и домиков?
Выход на обозначение числом количества предметов сравниваемых множеств.
Учитель: Составленные пары показали, что количество зайчиков и домиков одинаковое, значит и числа, обозначающие их количество равны.
Самостоятельная работа: стр.45 №4., применение открытого способа действия (контроль и самоконтроль)
Учитель: Исследуйте задание к №4 на стр.45 и выполните его.
Проверка, на доску вывешивается плакат (слайд) с выполненным заданием.
Учитель: Ребята сравните правильность выполнения задания, какие трудности у вас возникли при его решении?
Учитель: Сделаем вывод: как необходимо действовать, чтобы сравнить числа, обозначающие количество элементов данного множества?(Демонстрация слайда с проговариванием)
1. Составить пары для того , чтобы сравнить число
элементов двух совокупностей.
2. Обозначить цифрой количество предметов
каждого множества.
3. Если всем элементам множества хватает пар, то
числа равны, а если нет, то числа не равны.
4. Оставшиеся без пары элементы показывают, какое
из двух чисел больше и на сколько.
8. Итог урока
Учитель: Ребята, какие слова и знаки
помогли сделать «открытие» на уроке?
Ученики: «Столько же» , «=» , «≠».
Учитель: Когда мы говорим «столько же»?
Учитель: Что самое главное из материала
сегодняшнего урока нужно хорошо запомнить?
Учитель: Какое задание было самым
интересным?
9. Рефлексия
Учитель: Перед вами два мешочка «знаний» (множества), возьмите свои смайлики, и если у вас все получилось на уроке, то свой смайлик прикрепите на первый мешочек «знаний», а если что-то не получилось то на второй. Сравним, на каком мешочке смайликов больше и на сколько. Спасибо за урок!