Цели урока.
Повторить и обобщить материал по теме урока.
Проверить качество усвоения теоретического материала, а также знаний, умений и навыков в решении тестовых задач, заданных графическим и табличным способами.
Развивать навыки самостоятельной работы.
Продемонстрировать формирование волевых качеств учащихся, доброжелательному общению и взаимопомощи.
Подготовка к ГИА.
Вид урока: урок обобщения и повторения.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы работы: беседа, презентация, фронтальная и индивидуальная работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями и таблицами на партах, сигнальные карточки.
Ход урока
Организационный момент (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания). (Слайд 1. Презентация)
Про теплоту начнем рассказ, Все вспомним, обобщим сейчас, Мы сегодня повторим, И задачи все решим: На процессы испарения, Нагревания и плавления. Пусть орешек знаний тверд, Как зимою в стужу лед. Ваши знания и труд В порошок все перетрут!
Пожелаем друг другу удачи.
Учитель: Чем мы занимались на предыдущих уроках? Выводили формулы, знакомились с различными тепловыми процессами. А зачем нам надо знать формулы? Как вы думаете, какие цели урока мы сегодня поставим? (Слайд 2)
Учитель: Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества, решить различного вида задачи. Работа предстоит большая и интересная, и я надеюсь, что вы с ней прекрасно справитесь. Для начала посмотрим на смайлики и определим свое настроение. (На доске смайлики).
Урок проходит под девизом: “Мало знать – надо уметь применять” Р. Декарт
(Слайд 3).
Этапы урока.
- Повторение основных понятий и процессов по теме “Тепловые явления”.
- Тест.
- Решение задач.
- Самостоятельная работа.
1. Учитель: А теперь давайте повторим основные понятия и процессы по изученной теме: “Тепловые явления” (используя график зависимости температуры вещества от времени, ответим устно на вопросы).
Решение графической задачи №1 (Слайд 4)
Вещество - вода 1. Нагревание
льда Q= cm(t2-t1) |
Вопросы к графику.
Какие процессы изображены на графике?
Что называется плавлением? Удельная теплота
плавления – что это?
Назвать формулы для расчета количества теплоты
на соответствующих участках графика.
Какому процессу соответствует 4 участок графика?
Температура кипения?
По графику определить вещество и количество
теплоты, которое необходимо затратить, чтобы
перевести данное вещество из состояния I в
состояние 4.
Решение графической задачи №2. (Слайд 5)
1. Какие процессы мы наблюдаем на
этом графике? 2. Определите, какое это вещество? а) серебро; б) золото; в) олово. 3. Какова начальная температура? а) 0°C ; б) -30°C ; в) 20°C . 4. Сколько времени шёл процесс плавления? а) 10 мин.; б) 20 мин.; в) 30 мин. |
Найди соответствие. (Слайд 6)
Учащимся предлагается найти продолжение фразы из первого столбика во втором. (На интерактивной доске правильные ответы соединить стрелками).
В процессе плавления кристаллического вещества
1. Увеличивается температура…
При испарении внутренняя энергия испаряющей
2. Не изменяется жидкости…
Внутренняя энергия вещества в процессе плавления…
3. Уменьшается…
С увеличением внешнего давления температура кипения жидкости…
Параллельно с устными ответами слабым учащимся индивидуально даются карточки. (Приложение 1).
2. Самостоятельная работа (на партах учащиеся берут карточки с тестами и перфокартами, выполняют задание). (Приложение 2). (Слайд 7)
Быстро сдаем работы по вариантам для проверки и получаем назад для самопроверки и самооценки.
3. Физминутка.
4. Учитель: А теперь давайте потрудимся. Решаем у доски задачи.
Задача №1. (Слайд 8)
.
На рисунке приведен график зависимости температуры твердого тела от отданного им количества теплоты. Масса тела 5 кг. Какова удельная теплоемкость вещества этого тела?
1) 1700 Дж/кг*град;
2) 1800 Дж/кг*град;
3) 1680 Дж/кг*град;
4) 900 ДЖ/кг*град.
Задача №2. (Слайд 9)
Какое количество теплоты потребуется для превращения 500 г спирта, взятого при температуре 200 С, в пар?
1) 450 Дж; 2) 72,5 кДж; 3) 450 кДж; 4) 522,5 кДж.
5. Самостоятельная работа. (Приложение 3). (Слайд 10).
6. Итог урока. Сбор выполненных работ, объявление оценок за урок.
7. Рефлексия. Посмотрите на смайлики, какое у вас теперь настроение?
8. Домашнее задание: (подготовиться к контрольной работе)
Повторить формулы для расчёта количества теплоты для различных процессов.
Выполнить решение задач, которые вы найдете у себя на парте (по вариантам).
Дополнительное задание:
На дворе переполох:
С неба сыплется горох
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.
Учитель. Что это за явление? (Град)
Какую энергию истратил организм Нины на плавление и нагревание шести градин до нормальной температуры тела, если масса градины 1 г, а температура 00С? (2 962,3 Дж).