Решение задач по теме "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Цели урока.

Повторить и обобщить материал по теме урока.

Проверить качество усвоения теоретического материала, а также знаний, умений и навыков в решении тестовых задач, заданных графическим и табличным способами.

Развивать навыки самостоятельной работы.

Продемонстрировать формирование волевых качеств учащихся, доброжелательному общению и взаимопомощи.

Подготовка к ГИА.

Вид урока: урок обобщения и повторения.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы работы: беседа, презентация, фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями и таблицами на партах, сигнальные карточки.

Ход урока

Организационный момент (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания). (Слайд 1. Презентация)

Про теплоту начнем рассказ, Все вспомним, обобщим сейчас, Мы сегодня повторим, И задачи все решим: На процессы испарения, Нагревания и плавления. Пусть орешек знаний тверд, Как зимою в стужу лед. Ваши знания и труд В порошок все перетрут!

Пожелаем друг другу удачи.

Учитель: Чем мы занимались на предыдущих уроках? Выводили формулы, знакомились с различными тепловыми процессами. А зачем нам надо знать формулы? Как вы думаете, какие цели урока мы сегодня поставим? (Слайд 2)

Учитель: Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества, решить различного вида задачи. Работа предстоит большая и интересная, и я надеюсь, что вы с ней прекрасно справитесь. Для начала посмотрим на смайлики и определим свое настроение. (На доске смайлики).

Урок проходит под девизом: “Мало знать – надо уметь применять” Р. Декарт

(Слайд 3).

Этапы урока.

  1. Повторение основных понятий и процессов по теме “Тепловые явления”.
  2. Тест.
  3. Решение задач.
  4. Самостоятельная работа.

1. Учитель: А теперь давайте повторим основные понятия и процессы по изученной теме: “Тепловые явления” (используя график зависимости температуры вещества от времени, ответим устно на вопросы).

Решение графической задачи №1 (Слайд 4)

Вещество - вода

1. Нагревание льда Q= cm(t2-t1)
2. Плавление льда Q = m
3. нагревание воды Q= cm( t2-t1)
4. парообразование Q= Lm
5. Q = Q1+ Q2 +Q3 +Q4

Вопросы к графику.

Какие процессы изображены на графике?
Что называется плавлением? Удельная теплота плавления – что это?
Назвать формулы для расчета количества теплоты на соответствующих участках графика.
Какому процессу соответствует 4 участок графика? Температура кипения?
По графику определить вещество и количество теплоты, которое необходимо затратить, чтобы перевести данное вещество из состояния I в состояние 4.

Решение графической задачи №2. (Слайд 5)

1. Какие процессы мы наблюдаем на этом графике?
2. Определите, какое это вещество?
а) серебро; б) золото; в) олово.
3. Какова начальная температура?
а) 0°C ; б) -30°C ; в) 20°C .
4. Сколько времени шёл процесс плавления?
а) 10 мин.; б) 20 мин.; в) 30 мин.

Найди соответствие. (Слайд 6)

Учащимся предлагается найти продолжение фразы из первого столбика во втором. (На интерактивной доске правильные ответы соединить стрелками).

В процессе плавления кристаллического вещества

1. Увеличивается температура…

При испарении внутренняя энергия испаряющей

2. Не изменяется жидкости…

Внутренняя энергия вещества в процессе плавления…

3. Уменьшается…

С увеличением внешнего давления температура кипения жидкости…

Параллельно с устными ответами слабым учащимся индивидуально даются карточки. (Приложение 1).

2. Самостоятельная работа (на партах учащиеся берут карточки с тестами и перфокартами, выполняют задание). (Приложение 2). (Слайд 7)

Быстро сдаем работы по вариантам для проверки и получаем назад для самопроверки и самооценки.

3. Физминутка.

4. Учитель: А теперь давайте потрудимся. Решаем у доски задачи.

Задача №1. (Слайд 8)

.

На рисунке приведен график зависимости температуры твердого тела от отданного им количества теплоты. Масса тела 5 кг. Какова удельная теплоемкость вещества этого тела?

1)  1700 Дж/кг*град;        
2)  1800 Дж/кг*град;        
3)  1680 Дж/кг*град;        
4)   900 ДЖ/кг*град.

Задача №2. (Слайд 9)

Какое количество теплоты потребуется для превращения 500 г спирта, взятого при температуре 200 С, в пар?

1) 450 Дж; 2) 72,5 кДж; 3) 450 кДж; 4) 522,5 кДж.

5. Самостоятельная работа. (Приложение 3). (Слайд 10).

6. Итог урока. Сбор выполненных работ, объявление оценок за урок.

7. Рефлексия. Посмотрите на смайлики, какое у вас теперь настроение?

8. Домашнее задание: (подготовиться к контрольной работе)

Повторить формулы для расчёта количества теплоты для различных процессов.

Выполнить решение задач, которые вы найдете у себя на парте (по вариантам).

Дополнительное задание:

На дворе переполох:
С неба сыплется горох
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.

Учитель. Что это за явление? (Град)

Какую энергию истратил организм Нины на плавление и нагревание шести градин до нормальной температуры тела, если масса градины 1 г, а температура 00С? (2 962,3 Дж).