Тип урока: урок-исследование
Вид урока: работа с информационным текстом
Цель урока:
УУД (универсальные учебные действия)
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме
- Умение работать в паре, группе.
- Развитие умения сравнивать, анализировать.
В процессе применения технологии развития критического мышления:
- происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
Базовая модель технологии развития критического мышления
В технологии КМ выделяют три стадии:
I. Стадию вызова.
II. Стадию осмысления новой информации.
III. Стадию рефлексии.
Технологическая карта урока
I. Стадия вызова | II. Стадия осмысления | III. Стадия рефлексии |
Парная мозговая атака | Заполнение таблицы | Дальнейшее целеполагание |
I. Стадия вызова позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;
- вызвать интерес к изучаемой теме;
- побудить ученика к активной деятельности.
I. Стадия вызова. Парная мозговая атака
Эта стадия состоит из двух элементов –
мозгового штурма и создания кластера. Мозговой
штурм – это своеобразная умственная разминка,
совместный поиск группового решения. Кластер –
это графический систематизатор, который
показывает несколько различных типов связей
между объектами или явлениями.
Проще говоря, это что-то вроде таблички, в которой
записываются основные понятия, о которых идет
речь; с помощью стрелок и расположения слов в
табличке показывается, как связаны между собой
рассматриваемые понятия. (Ниже вы увидите
образцы кластеров, и все сразу станет яснее.)
Учащиеся (по парам) составляют список того, что
они знают или думают, что знают, по теме (3 мин.).
Парная мозговая атака помогает учащимся, которым
трудно высказывать свое мнение перед большой
аудиторией.
Правила обсуждения в группе: не отметайте ничье
мнение, если есть разные мнения, записывайте все,
сомнительные помечайте знаком вопроса.
Учитель. Итак, давайте определим, что вы
знаете по теме урока.
Все версии, как правильные, так и неправильные,
учитель записывает на доске, задавая вопрос: все
ли согласны с этими версиями?
Составление кластера
ИТОГ 1 СТАДИИ: формулировка цели урока.
Пусть каждый сформулирует для себя: Что же мы будем делать на уроке? Определите для себя цели урока, что бы вы хотели узнать, чему научиться сегодня на уроке, запишите эти цели в тетрадь после темы урока.
II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
Этот этап предполагает знакомство с новой информацией. Здесь используется такой прием работы с текстом, который носит название инсерта. Инсерт – от английского слова insert – «вставка, вклейка», «вставлять, помещать, вносить». Даже на клавиатуре компьютера есть клавиша «Insert»– «дополнить, вставить». Пусть вас не пугает обилие иностранных слов в данной технологии: ведь ее авторы – американцы! Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Если хотите, употребляйте вместо иностранного слова сочетание «разметка текста».
2. Стадия осмысления
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить её;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
На этой стадии рекомендуется использовать следующие приёмы:
- инсерт (пометки на полях);
- маркировочную таблицу;
- кластер;
- двучастный дневник.
Рассмотрим эти приёмы. Инсерт требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного, внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, так как по мере чтения им нужно ставить на полях маркировочные знаки:
\/ – знаю;
+ – новое;
? – не понял.
После того, как тест прочитан с пометами на
полях, предлагаем составить маркировочную
таблицу. В ней три колонки согласно
маркировочным знакам, в которые ученик должен в
краткой форме занести информацию.
Кластер – это выделение смысловых единиц текста
и графическое оформление в определённом порядке
в виде грозди. Кластер может быть использован на
самых разных стадиях урока.
II. Стадия осмысления
- Чтение учебника: § 92 с.315, с320
- ИНСЕРТ
Заполнение таблицы
Учащимся предлагается составить в тетради
таблицу с колонками:
Читая про себя, делайте пометки карандашом (прием
инсерта). Используя ключевые слова и фразы,
заполните таблицу с графами: «V», «+», «–», «?».
(«V» – знал(а); «+» – новое, «–» – вызывает
сомнения, «?» – толстые и тонкие вопросы по ходу
чтения.) Заметьте, сколько времени понадобилось
каждому из вас, чтобы прочесть текст до конца.
Запишите это время в тетради. После чтения
заполните 4 графы в таблице (таблица заготовлена
заранее):
Таблица
V Известно, знал(а) |
+ |
– |
? |
Затем учащиеся читают новый текст , пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.
ОБОБЩАЕМ И СОСТАВЛЯЕМ такую таблицу на доске
Если заполнение первых двух столбцов таблицы в
принципе не вызывает затруднений (ну что тут
трудного – вспомнить, что одно ты знал, а другое
– не знал, а теперь узнал), то третий и четвертый
столбцы могут заставить задуматься. Основные
реплики по поводу «сомнений»: «Как можно
сомневаться в том, что написано в учебнике?». А
вот другие ученики, наоборот, считают, что «прием
(инсерт) не слишком удачный, так как я иногда
вообще сомневаюсь в том, что написано в
учебнике». Истина где-то посередине, повторимся,
если текст, который вы предлагаете, проблемный,
со многими неизвестными, с двумя и более точками
зрения. От типа текста зависят и «толстые» или
«тонкие» вопросы. «Тонкие» вопросы – на
понимание текста. Традиционно такие вопросы
ставит сам учитель после текста. «Толстые» –
проблемные вопросы, не имеющие однозначного
ответа, требующие обращения к другим источникам,
побуждающие к дальнейшему поиску. Вовсе не
обязательно требовать от учеников постановки и
тех, и других вопросов.
Но по крайней мере они увидят в этом тексте
материал для дальнейшего размышления. ( потому
что следующая стадия так и называется – стадия
рефлексии (или размышления)
ИТОГ 2 стадии Осмысления – заполненная таблица.
III. Стадия рефлексии (или размышления)
Эта стадия позволяет ученику:
- целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;
- присвоить новые знания;
- сформировать собственное отношение к новому материалу.
На стадии рефлексии предлагается применять следующие приёмы:
- «толстые и тонкие» вопросы;
- письмо по кругу;
- эссе;
- синквейн;
- кластер;
- маркировочную таблицу;
- приём беседы по двухчастному дневнику.
Приём «письмо по кругу» – это
групповой вид работы. Учащиеся делятся на группы
от трёх до 6 человек. У каждого должен быть лист
бумаги. Учитель предлагает записать на листе 2-3
предложения по заданной теме. Через 2 минуты лист
нужно передать по часовой стрелке, прочитать и
продолжить. Обмен продолжается , пока к каждому
не вернётся его листок.
Слово для ответа даётся одному, остальные
дополняют. Этот приём хорошо применять при
проверке знаний художественного текста или
биографии писателя.
Очень нравится детям писать синквейны. В переводе с английского слово «синквейн» означает «путь мысли». Это текст, состоящий из пяти строк, который пишется по определённым правилам.
- Обобщаем, что известно
- Выясняем, что стало новым и интересным.
- Противоречия и сомнения (записывается все мнения, даже спорные и сомнительные), причем учитель выясняет
- все ли согласны с этой информацией?
- Несогласные высказывают свою точку зрения и аргументируют позицию
- Записывает вопросы и спрашивает: кто смог бы ответить на эти вопросы?
После ответов на вопросы и выяснении всех сомнений переходим к новой стадии.
- На стадии рефлексии возвращаемся к написанному на доске кластеру и таблице и зачёркиваем ошибочные
- Определите сферу и способы применения полученной сегодня на уроке информации
- Выполнение практических заданий
- Выполнение в паре или индивидуально УПР. 452 (1-5 предл.),
- УПР. 453 (1-5). 456 (1-4).
- ВЗАИМОПРОВЕТКА или ПРОВЕРКА УЧИТЕЛЕМ или ПРОВЕРКА КОНСУЛЬТАНТА.
ИТОГ 3 Стадии РЕФЛЕКСИЯ.
ИТОГ УРОКА
- «Пятиминутное эссе»
- Синквейн.
- Письмо по кругу.
Темы для эссе:
Прочтите и выберите один из вопросов в качестве темы для эссе. Объем эссе – три абзаца. Вспомните, что мы обсуждали в классе, поразмышляйте над вашими записями. Выберите тот вопрос, на который вам будет действительно приятно отвечать:
- «Нужны ли вводные слова и вставные конструкции и зачем их обособлять?». Вспомните все, что вы о них знаете. Поразмышляйте, в чем они схожи, в чем различны.
- «Функции вводных слов и вставных конструкций в русском языке» Подкрепите вашу точку зрения известной вам информацией.
Перед написанием эссе учеников попросили учесть все точки зрения, в том числе те, которые их высказали товарищи. Исследователи анализировали эссе по указанным выше шести показателям, чтобы разобраться, в какой степени присуща учащимся способность мыслить критически.
«Синквейн» происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету. Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
«Письмо по кругу»
Объединитесь в группы по 4 человека. У каждого должен быть листочек и ручка. Напишите два (три) предложения по изученной теме, затем передайте свой листок соседу. Получив листок соседа, продолжите его работу, написав еще два (три) предложения, передайте соседу. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Домашнее задание. § 92 УПР. 452 ( 1-5), 454 (1-6), 457 (1-7)
Творческое задание:
1. Синквейн на тему «Вводные слова», «Вставные
конструкции», «Русский язык», «Синтаксис»,
«Пунктуация» (любые 3 темы)
2. Эссе на тему «Нужны ли вводные слова и вставные
конструкции и зачем их обособлять?», «Функции
вводных слов и вставных конструкций в русском
языке» (на одну из тем)