Чтобы воспитатель мог правильно и последовательно моделировать интегрированные образовательные ситуации в контексте комплексно-тематического принципа организации жизнедеятельности в детском саду, он должен иметь четкое представление о пошаговой рациональной последовательности развития разных видов детской деятельности и знать, на каком этапе развития каждой конкретной деятельности находится ребенок. Вот здесь-то и начинаются проблемы у педагогов. Анализ планов, конспектов в разных педагогических журналах свидетельствует о том, что это проблема не отдельных педагогов.
Продуктивную или игровую детскую деятельность педагоги-практики еще смогли бы как-то разложить на “шаги”. С другими видами детской деятельности несколько сложнее. Практикам потребуется значительное время, придется отвлекаться от работы с детьми. Помощь ученых в данном случае была бы неоценима.
Попробуем привести пример пошагового развития детских видов деятельности на примере такой продуктивной детской деятельности, как аппликация
Условимся, что продуктивная детская деятельность аппликация имеет следующие структурные компоненты: выкладывание, приклеивание, придание формы (вырезывание, обрывание).
Выбор, например, изобразительных средств отнесем к познавательно-поисковой деятельности (которая тесно интегрируется с аппликацией) и здесь ее рассматривать не будем.
1. Структурный компонент продуктивной детской деятельности аппликация – ВЫКЛАДЫВАНИЕ. | ||||
Этапы развития структурного компонента деятельности. | Подэтапы развития структурного компонента деятельности. | Варьирование способов деятельности. | Варьирование изобразительного материала. | Возможная тематика. |
Предметная аппликация. | ||||
1.1. Выкладывание плоскостных изображений. | Силуэтов предметов, состоящих из одной части (воздушный шар, силуэт зайчика и пр.). | По всей плоскости листа. | Шары над городом, цветы на лугу, облака – белогривые лошадки, листопад. | |
К определенному месту (шарик – к ниточке, цветок – к стебельку) | ||||
Предмета, состоящего из двух явно выраженных частей (если это неваляшка, то голова уже с глазками и ротиком). | В центре основы. | Неваляшка, снеговик, грибок. | ||
Предмета, состоящего из двух – трех частей, разных по величине. | Снеговик, елочка. | |||
Предмета, состоящего из двух и более частей, разных по форме, цвету, величине. | Машина, домик, зайчик, пароход. | |||
Декоративная аппликация. Предметная аппликация. | ||||
1.2. Выкладывание предметов круглой формы
(потому что как круг ни положи – он ляжет правильно). Примечание: это могут быть круги, а могут быть предметы круглой формы – мячи, шары, ромашки и т.п. |
1.2.1. На полосе (потому что ограничения сверху и снизу помогают ребенку выстраивать предметы в одну линию). | 1.2.1.1. Слева направо от левого края, оставляя “окошечки” между кругами. | 1.2.1.1.1. Одного цвета. | украшаем поясок, дорожка для смешариков, разложим мячики на полочке. |
1.2.1.1.2. Чередование двух цветов. | ||||
1.2.1.2. Сначала по краям (концам), потом – в центре, затем между ними (таким образом плоскость полосы заполняется равномерно, симметрично). | 1.2.1.2.1. Одного цвета. | |||
1.2.1.2.2. Чередование двух цветов. | ||||
1.2.1.2.3. Чередование по размеру (большой – маленький). | ||||
1.2.2. На квадрате, потому что у квадрата есть выраженные зрительные ориентиры. | 1.2.2.1. Сначала – по уголкам, потом – в центре (эта последовательность позволяет зрительно сузить плоскость листа для более точного определения его центра). | 1.2.2.1.1. Одного цвета. | Украшаем салфетку, платочек, скатерть, коврик. | |
1.2.2.1.2. Чередование двух цветов. | ||||
1.2.2.2. Сначала – по уголкам, потом между ними – по сторонам квадрата. | Чередование двух цветов. | |||
1.2.2.3. По уголкам – по сторонам квадрата – в центре. | Чередование двух цветов. | |||
1.3. Выкладывание предметов квадратной формы. | 1.3.1. На опорной линии (линия выступает как зрительный ориентир, соотнесение сторон квадрата с линией помогает ребенку ровно их расположить. | Слева направо от левого края, оставляя “окошечки” между квадратами. | 1.3.1.1. Одного цвета. | Кубики на столе, окошечки у домика. |
1.3.1.2. Чередование двух цветов. | ||||
1.3.2. Под опорной линией. | Слева направо от левого края, оставляя “окошечки” между квадратами. | 1.3.2.1. Одного цвета. | Вешаем флажки, сушим платочки, окошечки у автобуса. | |
1.3.2.2. Чередование двух цветов. | ||||
1.3.3. На полосе, потому что ограничения сверху и снизу помогают ребенку соотносить стороны квадрата со сторонами полосы, т.е. выкладывать квадраты ровно. | 1.3.3.1. Слева направо от левого края, оставляя “окошечки” между квадратами. | 1.3.3.1.1. Одного цвета. | Ремешок. | |
1.3.3.1.2. Чередование двух цветов. | ||||
1.3.3.2. сначала по краям (концам полоски), потом – в центре, затем между ними | 1.3.3.2.1. Одного цвета. | |||
1.3.3.2.2. Чередование двух цветов. | ||||
1.3.3.2.3. Чередование кругов и квадратов. | ||||
1.4. Выкладывание предметов разной формы. | 1.4.1. На круге (что довольно сложно детям, т.к. зрительные ориентиры относительны). | 1.4.1.1.По краю по порядку. | 1.4.1.1.1. Одного цвета. | Украшаем тарелочку, салфетку, скатерть, поднос. |
1.4.1.1.2. Чередование цветов. | ||||
1.4.1.1.3. Чередование по размеру. | ||||
1.4.1.1.4. Чередование по форме. | ||||
1.4.1.1.5. Чередование по двум, а затем и более, признакам. | ||||
1.4.1.2. По краю по порядку и в центре. | ||||
1.4.1.3. Симметричное расположение предметов по краю: вверху – внизу, слева – справа, по краю между ними, в центре. | 1.4.1.3.1. Чередование цветов. | |||
1.4.1.3.2. чередование по размеру. | ||||
1.4.1.3.3. Чередование по форме. | ||||
1.4.1.3.4 Чередование по двум, а затем и более, признакам. | ||||
1.4.2. На силуэте симметричной формы. | Украшаем платье, разделочную доску, вазу и т.п. | |||
1.4.3. На силуэте ассиметричной формы. | Украшаем силуэт дымковской игрушки. | |||
1.5. Выкладывание объемных изображений (вата, ватные диски, сжатая бумага и пр.). | ||||
ИТОГО: 35 шагов. |
Таким образом мы четко выделили 35 относительно последовательных шагов в развитии только одного компонента только одного подвида продуктивной детской деятельности – аппликации.
Смеем предположить, что воспитатель будет грамотно составлять образовательные комбинации, если у него в педагогическом арсенале будут пошагово разложены все виды детской деятельности.