Цели занятия:
- Расширить словарь детей по теме “Профессии людей”.
- Познакомить детей с суффиксальными способами словообразования: учит – учитель, летает – летчик, налаживает – наладчик, учитель – учительница, художник – художница, спортсмен – спортсменка.
- Продолжить работу по обучению предложно-падежному управлению: творительный падеж – забивают молотком, стригут ножницами, шьют иголкой, дательный падеж – посуда нужна повару, указка нужна учителю, жезл нужен постовому, родительный падеж – белый халат у врача, лётная форма у пилота.
- Учить детей составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом “а”: Врач лечит, а повар готовит.
- Активизировать в речи глагольную лексику, учить подбирать глаголы, обозначающие трудовые действия по всем профессиям.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Формировать уважительное отношение к труду и людям разных профессий.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети в хороводе проговаривают приветствие:
Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!
Засияло всё вокруг!
Раз-два, раз-два!
Заниматься нам пора!
2. Логопед читает стихотворение о профессиях и объявляет тему занятия.
Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь,Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь!
Сегодня мы поговорим о профессиях людей.
3. Игра “Назови профессию”.
Дети передают мяч по кругу, называя разные профессии.
4. Игра “Кто что делает?”.
Логопед бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок бросает мяч обратно и называет, что человек этой профессии делает. Например: учитель – учит, строитель – строит, водитель – водит машину, продавец – продаёт товары, врач – лечит людей, воспитатель – воспитывает детей, парикмахер – делает прически, портной – шьёт и т. д.
5. Игра “Запомни профессию, составь предложение”.
Логопед раздает детям разноцветные флажки и называет каждому ребенку какую-то профессию. Затем с флажками выполняются упражнения. Дети прячут флажки за спину, логопед спрашивает, какого цвета у каждого флажок. После этого логопед собирает у детей флажки. Каждый ребенок, возвращая флажок, вспоминает свое слово и составляет с ним предложение. Например: Продавец продает игрушки.
6. Игра “Мужская и женская профессия”.
Логопед раздает мальчикам картинки с изображением мужчин разных профессий: учитель, портной, продавец, спортсмен, скрипач и т. д. Мальчики выбирают девочек, затем мальчик называет свою картинку: “Я учитель”. Девочка отвечает: “А я учительница”. Мальчики провожают девочек на стульчики.
7. Логопед читает стихотворение:
Нам воспитатель готовит еду,
Повар нам сказки читает в саду,
Доктор нам волосы быстро стрижет,
А парикмахер лекарства дает.
Логопед спрашивает детей, что в этом стихотворении неправильно, как можно исправить ошибки.
8. Игра “Небылицы”.
Логопед читает предложения: Повар лечит, а врач готовит. Строитель учит, а учитель строит. И т. д. Дети исправляют предложения.
9. Сюрпризный момент.
Приходит Человек – рассеянный, одетый в фуражку, медицинский халат и накидку парикмахера, приносит с собой инструменты для разных профессий. Дети помогают разобраться, что для какой профессии нужно. Например: фуражка нужна военному, фен нужен парикмахеру и т. д. Человек – рассеянный благодарит детей за помощь и восхищается их знаниями.
10. Игра с картинками “Подбери инструменты и оборудование людям разных профессий”.
На наборном полотне выставлены картинки людей разных профессий, а на столе разложены перевернутые картинки инструментов и оборудования. Дети выходят к столу, переворачивают картинку и объясняют, кому для работы нужен этот предмет. Например: градусник нужен медсестре, она меряет температуру; полицейская машина нужна полицейскому, он едет на задание.
11. Игра “Кем ты хочешь стать?”
На стойке висит одежда для разных профессий. Дети выбирают подходящую одежду и инструменты и одеваются врачом, парикмахером, поваром, пожарным. Затем каждый рассказывает, кем он будет, и как он будет работать.
12. Пословицы о труде.
Логопед говорит с детьми о том, что кем бы человек ни стал, главное, чтобы он трудился добросовестно. Логопед: “Пословица – мудрость народная, пословица недаром молвится”. Дети рассказывают пословицы о труде, которые они выучили дома с родителями.
Труд кормит, а лень портит.
Труд кормит и одевает.
Скучен день до вечера, когда делать нечего.
Сделал дело, гуляй смело.
Почет и труд рядом живут.
Всякий человек в деле познается.
Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
Где труд, там и счастье.
От скуки бери дело в руки.
Рукам работа – душе праздник.
Есть терпение – будет и умение.
13. Итог занятия.
Дети вспоминают, какие задания они выполняли на занятии.
Учитель-логопед хвалит детей.
Литература.
- День работой весел. Пословицы и поговорки о труде. – М.: “Детская литература”, 1986.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.