Обобщение о глаголе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цели:

  • Обобщить знания учащихся о глаголе: умения различать времена глаголов по смыслу и по вопросам;
    • умения различать числа глаголов; формировать представления о неопределенной форме глагола;
    • умение разбирать слова по составу.
  • Развивать внимание, наблюдательность умения работать в группах, самопроверку.
  • Воспитывать чувство любви к родному языку, чувство дружбы и коллективизма.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для работы в группах, авторская презентация, компьютер, проектор, иллюстрации к сказкам “Гуси-лебеди”, “Курочка Ряба”, “Золотой ключик или Приключения Буратино”.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация знаний.

1. Словарный диктант (слайд)

- Сейчас мы проведем картинный диктант. Я буду показывать картинки, а вы будете записывать, выделяя орфограммы.

Машина, малина, барабан, фонарь, тетрадь, лисица, медведь, крокодил, коньки, Москва.

- Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы написали.

- Скажите, пожалуйста, на какие группы можно разбить эти слова?

1) На имена собственные и нарицательные.

2) На одушевленные и неодушевленные.

3) На существительные в единственном числе и во множественном числе (слово коньки форму ед. числа не имеет)

4) На слова, состоящие из двух слогов и из трех слогов.

5) На слова, в которых количество букв и звуков совпадает (Машина, малина, барабан, лисица, крокодил, Москва) и на слова, в которых звуков меньше, чем букв (фонарь, тетрадь, медведь, коньки).

- Что вы видите общего у всех этих слов? (Это имена существительные, потому что отвечают на вопросы кто? что?)

- Скажите, к какому падежу относятся эти вопросы? (К именительному.)

- Как вы думаете, у всех ли существительных мы можем определить род? (Нет, слово коньки стоит во множественном числе, поэтому мы не можем определить его род).

III. Минутка чистописания (слайд)

а г л о л г (глагол)

а) рисовал, стоял, играл, ..., ....(глаголы пошедшего времени, единственного числа, мужского рода)

б) вязала, читала, вышивала, ..., ....(глаголы прошедшего времени, единственного числа, женского рода)

в) грело, светило, ласкало,...,.... (глаголы прошедшего времени, единственного числа, среднего рода)

- Скажите, почему вы смогли определить род у глаголов? (Потому, что они стоят в прошедшем времени в единственном числе)

- Как вы думаете, можем ли мы определить род и число у глаголов настоящего и будущего времени? (Нет.)

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Глагол)

- Молодцы, ребята! Сегодня мы повторим все, что знаем о глаголе.

- Итак, кто знает, что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать?)

- Что мы еще знаем о глаголе? (Глагол имеет три времени: прошедшее, настоящее и будущее. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам)

- Каким членом предложения являются глаголы? (Сказуемым)

IV. Физминутка.

V. Работа по теме урока.

1) Работа над предложением.

Снежное покрывало всю землю покрывало.

- Что вы заметили интересного в этом предложении? (В этом предложении есть слова, которые одинаково пишутся.)

Омонимы – слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению.

- Как мы можем определить части речи? (По вопросам)

- Выделите главные члены.

2) Работа в группах.

а) Выписать глаголы прошедшего времени, определить род

и число. (Иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”)

б) Выписать словосочетания с глаголами, определить время глаголов. (Иллюстрация к сказке “Курочка Ряба”).

в) Выписать глаголы неопределенной формы, выделить знакомые суффиксы. (Иллюстрация к сказке “Золотой ключик или Приключение Буратино”)

VI. Физминутка.

Игра “Кто внимательнее?” (Учитель бросает мяч по очереди, называет глагол, дети подбирают антоним.)

бежать – стоять, чистить – пачкать, въехать – уехать,

кричать – молчать, терять – находить, веселится – грустит,

нападает – защищает, дружить – ссориться, взять – отдать,

выиграть – проиграть, бездельничать – работать.

VII. Работа с фразеологизмами. (Записать на доске)

Зарубить себе на носу – запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда.

Задирать нос – важничать и зазнаваться.

Жить душа в душу – дружить.

- Назовите глаголы в этих фразеологизмах.

- На какие вопросы они отвечают?

- Что это за глаголы?

Инфинитив – это неопределенная форма глагола, отвечает на вопросы что делать? что сделать?, не имеет рода и числа.

- Что мы сегодня зарубим себе на носу, что запомним крепко – накрепко?

- Я хочу, чтобы в нашем классе ребята жили душа в душу и не задирали нос.

VIII. Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что вам запомнилось?

- Какие задания у вас вызвали затруднения?

- Кто считает, что работал в полную силу?

- Кто может себе пожелать больше работать на уроке и не отвлекаться?

IX. Итог урока.

- Молодцы!

Х. Домашнее задание.

1. Выписать 6 – 7 глаголов неопределенной формы, образовать от них глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.

2. Придумать 3 – 4 предложения, подчеркнуть главные члены, дать характеристику глаголам.

3. Сочинить сказку “Почему частица Нене дружит с глаголами” и нарисовать иллюстрации.