Цели:
- Обобщить знания учащихся о глаголе: умения
различать времена глаголов по смыслу и по
вопросам;
- умения различать числа глаголов; формировать представления о неопределенной форме глагола;
- умение разбирать слова по составу.
- Развивать внимание, наблюдательность умения работать в группах, самопроверку.
- Воспитывать чувство любви к родному языку, чувство дружбы и коллективизма.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для работы в группах, авторская презентация, компьютер, проектор, иллюстрации к сказкам “Гуси-лебеди”, “Курочка Ряба”, “Золотой ключик или Приключения Буратино”.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Актуализация знаний.
1. Словарный диктант (слайд)
- Сейчас мы проведем картинный диктант. Я буду показывать картинки, а вы будете записывать, выделяя орфограммы.
Машина, малина, барабан, фонарь, тетрадь, лисица, медведь, крокодил, коньки, Москва.
- Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы написали.
- Скажите, пожалуйста, на какие группы можно разбить эти слова?
1) На имена собственные и нарицательные.
2) На одушевленные и неодушевленные.
3) На существительные в единственном числе и во множественном числе (слово коньки форму ед. числа не имеет)
4) На слова, состоящие из двух слогов и из трех слогов.
5) На слова, в которых количество букв и звуков совпадает (Машина, малина, барабан, лисица, крокодил, Москва) и на слова, в которых звуков меньше, чем букв (фонарь, тетрадь, медведь, коньки).
- Что вы видите общего у всех этих слов? (Это имена существительные, потому что отвечают на вопросы кто? что?)
- Скажите, к какому падежу относятся эти вопросы? (К именительному.)
- Как вы думаете, у всех ли существительных мы можем определить род? (Нет, слово коньки стоит во множественном числе, поэтому мы не можем определить его род).
III. Минутка чистописания (слайд)
а г л о л г (глагол)
а) рисовал, стоял, играл, ..., ....(глаголы пошедшего времени, единственного числа, мужского рода)
б) вязала, читала, вышивала, ..., ....(глаголы прошедшего времени, единственного числа, женского рода)
в) грело, светило, ласкало,...,.... (глаголы прошедшего времени, единственного числа, среднего рода)
- Скажите, почему вы смогли определить род у глаголов? (Потому, что они стоят в прошедшем времени в единственном числе)
- Как вы думаете, можем ли мы определить род и число у глаголов настоящего и будущего времени? (Нет.)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Глагол)
- Молодцы, ребята! Сегодня мы повторим все, что знаем о глаголе.
- Итак, кто знает, что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать?)
- Что мы еще знаем о глаголе? (Глагол имеет три времени: прошедшее, настоящее и будущее. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам)
- Каким членом предложения являются глаголы? (Сказуемым)
IV. Физминутка.
V. Работа по теме урока.
1) Работа над предложением.
Снежное покрывало всю землю покрывало.
- Что вы заметили интересного в этом предложении? (В этом предложении есть слова, которые одинаково пишутся.)
Омонимы – слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению.
- Как мы можем определить части речи? (По вопросам)
- Выделите главные члены.
2) Работа в группах.
а) Выписать глаголы прошедшего времени, определить род
и число. (Иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”)
б) Выписать словосочетания с глаголами, определить время глаголов. (Иллюстрация к сказке “Курочка Ряба”).
в) Выписать глаголы неопределенной формы, выделить знакомые суффиксы. (Иллюстрация к сказке “Золотой ключик или Приключение Буратино”)
VI. Физминутка.
Игра “Кто внимательнее?” (Учитель бросает мяч по очереди, называет глагол, дети подбирают антоним.)
бежать – стоять, чистить – пачкать, въехать – уехать,
кричать – молчать, терять – находить, веселится – грустит,
нападает – защищает, дружить – ссориться, взять – отдать,
выиграть – проиграть, бездельничать – работать.
VII. Работа с фразеологизмами. (Записать на доске)
Зарубить себе на носу – запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда.
Задирать нос – важничать и зазнаваться.
Жить душа в душу – дружить.
- Назовите глаголы в этих фразеологизмах.
- На какие вопросы они отвечают?
- Что это за глаголы?
Инфинитив – это неопределенная форма глагола, отвечает на вопросы что делать? что сделать?, не имеет рода и числа.
- Что мы сегодня зарубим себе на носу, что запомним крепко – накрепко?
- Я хочу, чтобы в нашем классе ребята жили душа в душу и не задирали нос.
VIII. Рефлексия.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что вам запомнилось?
- Какие задания у вас вызвали затруднения?
- Кто считает, что работал в полную силу?
- Кто может себе пожелать больше работать на уроке и не отвлекаться?
IX. Итог урока.
- Молодцы!
Х. Домашнее задание.
1. Выписать 6 – 7 глаголов неопределенной формы, образовать от них глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.
2. Придумать 3 – 4 предложения, подчеркнуть главные члены, дать характеристику глаголам.
3. Сочинить сказку “Почему частица Нене дружит с глаголами” и нарисовать иллюстрации.