Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
В.Сухомлинский
С самых ранних лет ребёнок стремится
проявить творчество.
Выдающийся психолог Л.Выготский писал:
«творческие процессы лучше выражаются в
творчестве детей. Играющие дети представляют
примеры самого подлинного, самого настоящего
творчества». Игра и драматизация в жизни ребёнка
тесно связаны между собой. Участвуя в
играх-драматизациях, дети знакомятся с
окружающим миром через образы, обогащает детей
новыми впечатлениями, знаниями, умениями,
развивает интерес к литературе, активизирует
словарь, способствует нравственно-этическому
воспитанию каждого ребёнка.
Мои наблюдения за поведением детей в играх-драматизациях показали: что дети не умеют вести диалог, речь у них плохо развита, что некоторым детям совсем не интересно участвовать в играх-драматизациях, они не проявляют ни интерес, ни старания.
Для проведения дальнейшей работы с детьми по играм-драматизациям поставила перед собой следующие задачи:
- Создать условия для творческой активности детей в играх драматизациях.
- Уточнить и дополнить принципы отбора фольклорных сказок.
- Обеспечить взаимосвязь игр-драматизаций с другими видами деятельности.
- Соблюдать индивидуальный подход к детям в ходе игр-драматизаций, т.е. учитывать их интересы, желания, склонности.
Прежде всего, создала в группе условия для игр-драматизаций детей: сделали сцену, декорации, приобрели кукольный театр, изготовили теневой, пальчиковый театры. Пополнили набор музыкальных инструментов. С помощью родителей изготовили костюмы к сказкам.
Дальнейшую работу разделила на три этапа.
На первом этапе познакомила детей со сказкой, с её персонажами, определяла с детьми отношение к героям, к их поступкам. Незнакомые произведения читала детям, знакомые – рассказывала.
Разыгрывала с детьми дидактические игры, упражнения. Тем самым облегчала детям возможность перевоплотиться в образ изображаемого героя.
С помощью этих игр и упражнений дети могли обыгрывать персонажей; узнавать эпизоды по описанию или иллюстрациям; импровизировать на заданную тему, переносить события в современные условия; сравнивать героев. Например, дидактическая игра: «Из какой я сказке?», «Сказка-загадка». Доставала из шкатулки конверт, в котором лежали иллюстрации из разных сказок, и предлагала детям вспомнить по картинке названия сказки, её героя, или придумать загадку с тем, чтобы по её содержанию и разыгрываемую действию сумели бы отгадать название произведения. В начале игры вместо названия произведения некоторые дети вспоминали мультфильмы, его героев или пересказывали основную мысль. В дальнейшем дети правильно называли сказку, сочиняли интересные и понятные загадки.
В первый этап так же включала слушание детьми музыки; импровизация на музыкальных инструментах, исполнение народных песен, вождение хороводов, изображение героев, эпизодов из сказок на занятиях по лепке, рисованию, конструированию. Кроме этого вместе с детьми изготовила атрибуты для драматизаций, например украшение (бусы) из природного материала для дочери старика, булаву для Никиты Кожемяки, или корзиночку для Алёнушки.
На втором этапе основное внимание уделяла организации игр-драматизаций.
В первый раз игру-драматизацию провела планово. Объясняла детям, что актёр в играх-драматизациях должен знать много и уметь. Он не только управляет куклами, но и действует на сцене как живой актёр, поёт, танцует, выступает. Предлагала детям придумать небольшие истории, чтобы ребёнок сам сочинял диалоги, искал выразительные интонации. Помогала детям только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Как бы примитивны не были первые придуманные истории, сочинённые детьми, радовалась вместе с ними, стремилась, чтобы желание придумывать появилось у каждого ребёнка. Старалась создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитывала у детей уважительное отношение друг другу. И я увидела, что у детей стало проявляться творчество, они почувствовали доброжелательное отношение к себе детей и взрослых. Разыгрывание придуманных детьми сказок раскрепощали детей, дали им возможность поверить в свои силы. Например, предлагала Максиму вместе со всеми детьми участвовать в сценках, но всё бесполезно, он отказывался. Тогда предлагала ему придумать любого сказочного героя и просто его показать. Первый раз он придумал и показал и даже очень тихо, говорил за него. С каждым разом он становился более уверенным в своих силах. Часто хвалила его, он стал более заинтересованным, общительным. После этого начала работать над этюдами, где у детей развивались жесты, мимика. Например, в этюде «Тише» дети должны были «превратиться» в двух мышат которые переходят дорогу, на которой спит котёнок. В этом этюде дети выразительно вытягивали шею вперёд, указательный палец приставляли к сжатым губам, брови шли верх. Работа над этюдами развивала детей, давала им необходимые навыки для участия в играх-драматизациях.
Старалась с детьми не заучивать текст, предлагала им самим придумывать диалоги. Разыгрывала с детьми простейшие сюжеты знакомых сказок, использовала элементы костюмов, декораций. Ребята с удовольствием участвовали в инсценировках «Три медведя», «Рукавичка», «Под грибом». Инсценирование сказок позволило детям глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дало возможность проявить свои индивидуальные способности.
Работая с детьми над игрой-драматизацией начинала с чтения и обсуждения текста. Давала возможность детям проявить инициативу, направляла обсуждение так, чтобы каждый ребёнок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей.
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, читала отрывок из сказки и спрашивала: «Вы согласны, что это песня принадлежит волку, а не козе, из сказки «Волк и семеро козлят?» («Козлятушки-ребятушки, отворитесь, отопритесь…»). Почему вы так думаете?». Или показывала детям иллюстрации с лисой и спрашивала: «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса, заяц и петух?» Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему так они думают, дети вынуждены вспомнить текст и представлять определённый образ. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяла анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.). После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений вновь возвращалась к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда не требовала буквального воспроизведения содержания. При необходимости просто непринужденно поправляла ребёнка и, не задерживаясь, двигалась дальше. Когда текст детьми был хорошо усвоен, поощряла точность и выразительность его изложения, чтобы не потерять авторские находки детей.
Интонационными движениями (сказочных животных) обучала детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передавать характер персонажей в движении помогала музыка. Например, после прослушивания русской народной мелодии «Курочка и петушок» спрашивала детей, подходит ли эта музыка к образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и просила показать данный образ в движении. После этого предлагала детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Наблюдая с детьми за исполнителями, учила их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Лера от лисы Насти?» и т.д.)
При обучение детей средствами речевой выразительности использовала знакомые и любимые сказки. Вначале фрагменты из сказок использовала как упражнения. Например, детям предлагала попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего спрашивала, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз задание усложняла, предлагала одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей ( проговаривая слова и действия за каждого). Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учились словесному перевоплощению, стремились, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми детьми. В этом случае старалась предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений, или предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй», и другие (приветливо, небрежно, просящее, требовательно и т.д.) или привлекала внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово) «дай мне куклу», «Маша пришла за мной» и т.д. выполняя такие упражнения дети знакомились с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) чтобы дети лучше понимали эмоциональное состояние давала задание типа «разные настроения» (по карточкам пиктограммам), упражнение «Я радуюсь, когда…», «Я грущу когда…» и т.д.
Предлагала разыгрывать маленькие отдельные сценки, в которых надо было подчеркнуть особенность ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или ребёнок испугался медведя и т.д. одну и ту же сценку проигрывали несколько детей (или несколько пар). При этом обращалась к остальным с вопросом, у кого лучше получилось.
Особое внимание обращала на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (сила голоса, темпа, интонационными логическим ударением). Для этого использовала упражнения «Говорящие картинки». Дети рассказывали по схематическим картинкам, которые рисовались в ходе совместного обсуждения или когда один ребёнок рассказывал, а другие разыгрывали роли с использованием невербальных средств выразительности.
В игры-драматизации включала разыгрывание сказок, каких-либо сценок, ролевые диалоги по иллюстрации, самостоятельные импровизации на темы взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.)
Чтобы развить у детей уверенность в себе, возможность проявить себя в какой-то роли использовала разнообразные приёмы:
– выбор детьми роли по желанию;
– назначала на главные роли наиболее робких,
застенчивых детей;
– распределяла роли по карточкам (дети брали
любую карточку, на которой схематично изображён
персонаж)
– проигрывали роли в парах.
Поскольку положительные качества поощрялись, а отрицательные обсуждались, дети в большинстве случаев хотели исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотели играть злых, жестоких. В таких случаях рассказывала детям, что самые лучшие взрослые-артисты должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Затем спрашивала «Кто же сыграет самую сложную роль?» и дети с удовольствием брали на себя роль отрицательного героя.
При распределение ролей учитывала индивидуальные способности детей, их возможности. Меня волновал вопрос: как быть, если не все желающие могут получить роль? И я решила на каждую роль назначать дублёра. Это дало возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. В дальнейшем игры-драматизации проводились по желанию детей, желание разыгрывать любимую сказку возникало у них всё чаще. В игру поочерёдно подключалась вся группа; роли героев – положительных и отрицательных дети исполняли по очереди.
Основной задачей третьего этапа – перенос пережитых детьми чувств во время слушания сказок, в ходе игры-драматизаций в реальную жизнь путём дискуссий, оценочных суждений, поддержки инициативы, изготовление атрибутики, совместных игр с детьми других групп. В проведении вечера сказок и загадок участвовали дети старшей и подготовительной группы. Дети самостоятельно играли в игры-драматизации, в которые были включены короткие сказки и инсценировки.
Большую работу проводила с родителями. Для начала оформила альбом «Игры-драматизации в жизни нашей группы», в который были вклеены цветные фотографии, где видно, как дети участвуют в игровой деятельности. Затем провела консультации для родителей на темы: «Игра-драматизация в развитии детей», «Создание условий для самостоятельных игр-драматизаций» т.д. Родители заинтересовались, стали предлагать свою помощь. Активизация их интереса способствовала тематическим вечерам, в которых родители и дети являлись равноправными участниками. Тематика таких вечеров была разнообразной: «Любимые сказки», «Смешные истории», «Мы с мамой показываем сказку» и др. в таких вечерах привлекала родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов, что способствовало интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Так постепенно развивая фантазию и воображение детей, вовлекала их в игру-драматизацию. У моих детей активизировалась самостоятельная художественная деятельность. Дети научились сопереживать, сочувствовать героям, придумывать сказки, импровизировать диалоги или инсценировать хорошо знакомые им литературные произведения, самостоятельно распределять роли, намечать действия персонажей, изготавливать несложные декорации и элементы костюмов.
Как сказал выдающийся русский психолог Л.С.Выготский «не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».