Население мира - обобщение изученного. 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Население мира»

Задачи урока:

  • формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенции;
  • формирование представления о народах, их размещении, типах воспроизводства, половом, возрастном и религиозном составе;
  • развитие умения обобщать и систематизировать; работать в группе;
  • воспитание уважения к культуре и истории стран мира и народам, их населяющих.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма проведения: демографическая конференция

Методы и приемы: беседа, инструктаж, работа в группе, работа с картой, индивидуальная.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование:

  • Политическая карта мира;
  • Карта «Плотность населения мира»;
  • Проектор;
  • Презентация «Население мира – обобщение изученного» – Приложение 1
  • Листы с заданиями для групп;
  • Тестовая работа по вариантам – Приложение 2

Подготовительный этап:

В классе заранее формируются группы для подготовки к конференции. Каждая группа готовит свое выступление, вопросы для всего класса. Первая и вторая группы готовят презентации, четвертая группа – сценки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Формирование мотивации

– Назовите мне тему, над которой мы работали несколько уроков?
– Как вы думаете можно ли нам приступать к изучению новой темы?
– Я согласна с вами, что сначала нужно повторить и систематизировать знания по теме «Население». (Слайд 1)
– Какие вопросы нам нужно повторить?
– Работать будем в группах. За каждый этап группа будет зарабатывать очки. Начнем с географической разминки.

II. Географическая разминка

  1. В какой стране все животные с сумками бегают? (Австралия) (Слайд 2)
  2. Какое государство называет себя спортивной одеждой? (Ямайка) (Слайд 3)
  3. Какая страна, потеряв букву, становится геометрической фигурой? (Куба) (Слайд 4)
  4. Какое государство можно носить на голове? (Панама) (Слайд 5)
  5. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене) (Слайд 6)
  6. В какую столицу, по известному выражению, ведут все дороги? (Рим) (Слайд 7)
  7. Эту страну называют «Страной восходящего солнца» (Япония) (Слайд 8)
  8. Африканская страна носит название одноименной пустыни (Намибия) (Слайд 9)
  9. Столица летних олимпийских игр 2012 (Лондон) (Слайд 10)

Что означают эти цифры?

12 октября 1999 год – 6… (численность населения Земли)
31 октября 2011 год – 7…. (численность населения Земли)

1 млрд. 300 млн. … – … (Китай – численность населения)
1 млрд. 200 млн. … – ……… (Индия – численность населения)
4-5 тыс. – … (число народов)
45 чел.\1км.2 – … (ср. плотность населения в мире)
В России 13 … (городов-миллионеров)
80,7 лет – … (ср. продолжительность жизни в Японии)
97% в Бельгии – … (уровень урбанизации) (Слайд 11)

III. Повторение и обобщение изученного

Для реализации поставленных целей на необходимо выполнить ряд заданий. У каждой группы на столе лежат листы с вопросами, на которые вы должны ответить и подготовить выступление для всего класса. После выступления каждой группы, будут предлагаться задания, которые помогут набирать очки.

Задания для групп

1 группа Городское и сельское население

  • Понятие об урбанизации.
  • Чем город отличается от деревни?
  • Почему, где и когда появились города?
  • Как растет городское население в развивающихся и в развитых странах?
  • Как города влияют на окружающую среду?

Примерное выступление первой группы:

Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем городов.
В средние века в Европе было достаточно просто отличить город от деревни. Города были окружены высокими стенами, защищающими горожан от внешних врагов; в городах жили лично свободные люди, занимаясь преимущественно ремеслами и торговлей. (Слайд 12)
В мировой практике не существует единых критериев выделения городов. В России городом считается поселение, имеющее не менее 12 тыс. чел., причем 85% из которых заняты несельскохозяйственным трудом. В США к городам относят поселения, насчитывающие более 2,5 тыс. жителей, в Нидерландах — 20 тыс. жителей, в Исландии — 200 жителей.
Первые города возникли около 4 тыс. лет до н. э. в густонаселенных сельскохозяйственных районах Месопотамии, в долинах «великих исторических рек». Местоположение каждого конкретного города предопределялось географическим положением: они располагались в наиболее выгодных в стратегическом отношении местах, обеспечивавших преимущества для обороны от внешних врагов, возникали вокруг резиденций правителей или на пересечении важнейших транспортных путей, выполняя функции торговых центров. (Слайд 13)
Сейчас в городских поселениях проживает 51% населения мира, в сельских – 49%.
Потемпам урбанизациирезко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название «городской взрыв». Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров. (Слайд 14)
В развитых странах уровень урбанизации высок, доля городского населения во многих странах достигает 80% и более, поэтому дальнейший рост доли городского населения практически невозможен. (Слайд 15)
Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации— переезд части городского населения в пригороды. (Слайд 16)

Задание для всего класса:

Фото-вопросы: (Угадай город и страну)

  1. Париж. Эйфелева башня Франция (Слайд 17)
  2. Москва (Храм Василия Блаженного) Россия (Слайд 18)
  3. Лондон (Биг-Бен – Башня Елизаветы (с 2012г.)) Великобритания (Слайд 19)
  4. Рио-де-Жанейро (Статуя Христа) Бразилия (Слайд 20)
  5. Шанхай Китай (Слайд 21)
  6. Нью-Йорк (Статуя Свободы) США (Слайд 22)
  7. Лос-Анджелес Голливуд США (Слайд 23)

2 группа Структура населения

  • Кого на Земле больше – мужчин или женщин?
  • Каким образом по возрастному показателю можно определить тип воспроизводства и экономическое развитие страны?
  • Какие типы этнических общностей существуют в настоящее время, и чем они характеризуются?
  • Как религии влияют на культуру и хозяйство регионов мира?

Выступление второй группы (Слайд 24)

Мужское и женское начала в природе равнозначны. Хотя в среднем на каждые 100 девочек рождается примерно 104-105 мальчиков, к 15 годам соотношение обоих полов выравниваются. Но в последующих возрастных группах формирование полового состава населения в различных странах происходит неодинаково. (Слайд 25)
Примерно в половине стран мира женщины численно преобладают. Наиболее значителен перевес в ряде стран СНГ, в зарубежной Европе, в Северной Америке.
В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин приблизительно одинакова.
В зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Во многом это объясняется положением женщины в семье и обществе (ранние браки, многочисленные и ранние деторождения в условиях нищеты, голода, болезней). Оказывают влияние, и внешние миграции населения Большая часть мужского населения вынуждена искать заработки в других странах.
Но на итоговом мировом показателе особенно сильно сказывается перевес мужчин в самых многонаселённых странах мира – Китае и Индии. Именно поэтому в целом в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина.
Чтобы проанализировать возрастной и половой состав населения используют возрасто-половую пирамиду. (Слайд 26)
В развитых странах доля детей составляет в среднем 15%, пожилых 23%, в развивающихся 43% и 6% соответственно.
Возраст является главным критерием при определении главной части населения – трудовых ресурсов. Здесь нам необходимо проанализировать показатель экономически активного населения. В среднем по миру он составляет 45% всего населения или 2,7 млрд. человек. В развитых странах этот показатель выше среднемирового при высокой, а иногда очень высокой занятости женщин. В развивающихся странах он обычно ниже среднемирового, что объясняется их большой экономической отсталостью, очень высокой долей детей, значительно меньшим вовлечением женщин в общественное производство.
В настоящее время на Земле существуют этнические общности разного уровня – племена, народы, нации. Этносы (народы) – сложившиеся устойчивые общности людей, характеризующиеся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и национальным самосознанием. Этнический состав населения мира является результатом длительного исторического процесса смешения представителей разных рас и этносов.
В мире насчитывается 3-4 тысячи этносов, естественно при таком количестве необходима их классификация. Чаще всего используется деление народов по численности. Самый многочисленный – китайский (1,3 млрд. человек) до племён Бразилии или стран Африки, насчитывающих несколько десятков человек.
Языки – важнейшее связующее звено культуры появились одновременно с появлением людей. Как правило, каждый народ говорит на одном, своём родном языке, который является одним из основных признаков этнической принадлежности. Сегодня все 6,5 млрд. населения мира разговаривают более чем на 3000 языках, не считая диалектов. В прошлом существовало ещё 4000 языков, ныне забытых. На 13 наиболее распространённых языках разговаривают почти 2/3 населения мира. Все языки мира относятся к определённым языковым семьям, объединяющим схожие по лингвистическому строю и происхождению языки. Самой многочисленной языковой семьёй, на языках которой говорит почти половина населения мира, является индоевропейская, второй по численности является китайско-тибетская семья. (Слайд 27)
Религия является важнейшим элементом дифференциации человеческих культур. На разных этапах истории, в различных странах и регионах позиции и влияние религии на жизнь общества и хозяйственную деятельность значительно различаются.
Географически религии подразделяются на местные традиционные верования, которых придерживаются разрозненные изолированные племена; национальные, как правило, распространенные в пределах государственных границ или ареалов проживания этносов, и мировые, преодолевшие национальные рамки и ставшие общей религией многих этносов и государств. (Слайд 28)

Задание для всего класса:

– Назовите мировые и национальные религии.
– Дать характеристику распространению религий на земле по схеме

Религиозные конфликты

– На карте нужно показать зоны конфликтов. (Красные восклицательные знаки)

Вопрос: Назовите эти зоны конфликтов, в возникновении и протекании которых большое значение имеет религиозное самосознание конфликтующих сторон.

А) Босния и Герцеговина (католики хорваты и мусульмане боснийцы против православных сербов)
Б) Северная Ирландия (протестанты ольстерцы против католиков ирландцев).
В) Палестина (иудаисты евреи против мусульман палестинцев)
Г) Кашмир (народы сев. Индии – индуисты против мусульман Кашмира).
Д) Северная Шри-Ланка (индуисты тамилы против буддистов сингалов).
Е) Квебек (Канада) протестанты англо-канадцы против католиков франко-канадцев.

Вопрос: Является ли религиозная неоднородность непременной причиной конфликтов или вполне реально мирное сосуществование граждан разного вероисповедания?
Поэтому, скорее следует говорить о религиозной терпимости (толерантности), нежели о взаимодействии и взаимообогащении, как в случае отношений между народами. Религия, несомненно, объединяет человечество.

3 группа Размещение и миграции населения

  • Какие факторы определяют расселение людей?
  • Определение миграции.
  • Виды и формы миграций.
  • Почему люди переезжают из одной страны в другую?
  • Как миграции влияют на структуру населения?

Выступление третьей группы

Взглянув на мировую карту плотности населения, можно сделать однозначный вывод — население размещено неравномерно.
Первые ареалы с высокой плотностью населения размещались в районах с наиболее благоприятными агроклиматическими условиями: теплым климатом, длительным вегетационным периодом, плодородными почвами, достаточным режимом увлажнения или возможностями для искусственного орошения. В плодородных долинах «великих исторических рек» — Янцзы и Хуанхэ, в междуречье Тигра и Евфрата, в нижнем течении Нила, где земледелие ведется около 10 тыс. лет, в оазисах пустынь жаркого пояса и плодородных межгорных долинах существовали развитые человеческие цивилизации. До сих пор эти районы имеют максимально высокую плотность населения.
Географическое положение и характер рельефа обусловили сосредоточение населения в приморских и приокеанических районах. Так, в 200 км прибрежной полосе сосредоточено около 53% всего населения мира, а в 50 км — около 30%. Наибольшая часть населения сосредоточена на равнинах и возвышенностях до 500 м над уровнем моря, здесь проживает 4/5 населения мира.
Относительно высокая плотность населения на океанических побережьях Америки и Африки связана также с историей европейской колонизации этих территорий
В XVII—XX вв. появление новых ареалов с высокой плотностью населения было связано с развитием промышленности. Люди концентрировались в районах, где имелось наиболее удачное сочетание природных ресурсов — каменного угля и железной руды, обеспечивавших создание новых отраслей промышленности — черной металлургии и машиностроения. Теперь их уже называют «старые» промышленные районы, это Рур, Эльзас и Лотарингия, Донбасс, Урал. Но до сих пор здесь наблюдается более высокая, по сравнению с соседними районами, плотность населения.
Низкая плотность населения характерна, как правило, для районов с экстремальными природными условиями. Так, основным фактором, препятствующим концентрации населения в аридных районах, является недостаточное увлажнение, в полярных областях и высокогорьях — низкие среднегодовые температуры, в зоне лесов экваториального пояса — высокая влажность, низкое естественное плодородие и быстро распространяющаяся эрозия почв.
Определенное влияние на размещение населения оказывают миграции.
Миграции различаются: (Слайд 29)
Наиболее массовые внешние миграции в истории –переселение примерно 60 миллионов человек из Западной Европы за период 1815-1945 гг. Люди переселялись в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР, Аргентину, Бразилию.Из Ирландии за этот период уехало около половины населения. Значительными по массовости были также в прошлом и начале нашего века миграции рабочих из Индии и Китая.
После второй мировой войны направления основных миграционных потоков существенно изменились. Наиболее массовыми стали миграционные потоки из развивающихся стран в развитые. В США за послевоенный период переселились около 20 миллионов человек, в основном из Латинской Америки и Восточной Азии. В Западную Европу за послевоенный период переселилось около15 миллионов человек, причем не, только из развивающихся стран, но и из государств Южной и Юго-Восточной Европы. Крупным центром притяжения мигрантов стали малонаселенные нефтедобывающие страны Персидского залива. Интенсивное развитие нефтепромыслов вызвало здесь острую потребность в рабочих из соседних стран.
В целом современные миграции – в основном трудовые, когда неквалифицированные работники из развивающихся стран в поисках работы и более высоких заработков стремятся переехать в развитые страны, где ощущается их дефицит. Существует и «утечка умов», когдав развитые страны из развивающихся переезжают ученые, врачи, инженеры и другие высококвалифицированные кадры, привлеченные лучшими условиями труда и жизни.

4 группа. Воспроизводство населения

  1. Понятие о воспроизводстве населения.
  2. Каким странам грозит депопуляция?
  3. Какие страны оказывают решающее воздействие на численность и воспроизводство населения?
  4. Какие показатели используются для оценки качества населения?
  5. Что такое демографическая политика и как она проявляется в разных странах?

Выступление четвертой группы:

Под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Для первого типа воспроизводства населения характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Он получил распространение в первую очередь в экономически развитых странах, где все время растет доля пожилых и старых людей.
Среди стран первого типа воспроизводства населения можно выделить три подгруппы.
Во-первых, это страны со среднегодовым естественным приростом населения в 0,5-1% (или 5-10 человек на 1000 жителей, или 5-10‰). В таких странах, примерами которых могут служить США, Канада, Австралия, обеспечивается довольно значительный прирост населения.
Во-вторых, это страны с «нулевым» или близким к нему естественным приростом. Такой прирост (например, в Италии, Великобритании, Польше) уже не обеспечивает расширенного воспроизводства населения, которое обычно стабилизируется на достигнутом уровне.
В-третьих, это страны с отрицательным естественным приростом, т. е. такие, где смертность превышает рождаемость. В результате число их жителей не только не растет, но даже снижается. Демографы называют это явление депопуляцией (или демографическим кризисом). Наиболее характерна она для Европы, где уже полтора десятка стран (Беларусь, Россия, Украина, Венгрия, Болгария, ФРГ и др.) имеют отрицательный естественный прирост.
Итак, в целом для экономически развитых стран мира (средний показатель их естественного прироста 0,4‰) характерен «современный» тип воспроизводства населения, в основном соответствующий городскому образу и высокому уровню жизни их населения. Но это не исключает того, что целый ряд стран Европы переживает демографический кризис, который отрицательно сказывается или может сказаться на их развитии.
Для второго типа воспроизводства населения типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Он характерен, прежде всего, для развивающихся стран.
После завоевания независимости эти страны получили возможность шире использовать достижения современной медицины, санитарии и гигиены – в первую очередь для борьбы с эпидемическими заболеваниями. Это привело к довольно резкому сокращению смертности. Рождаемость же большей частью осталась на высоком уровне. Вначале 21 в. среднегодовой показатель естественного прироста в развивающихся странах составил 1,6%, т.е. был в 16 раз выше, чем в развитых странах! Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства в середине 20в. получил в литературе образное наименование «демографического взрыва». В наши дни на эти страны приходится 4/5 всего населения планеты и более 95% его годового прироста. Это значит, что из 145 млн. детей, ежегоднопоявляющихся на свет, 137 млн рождается в развивающихся странах.
Качество населения это комплексное понятие, учитывающие условия жизни: Одним из главных показателей состояния здоровья населения служит показатель средней продолжительности жизни. В среднем он составляет 66 лет. ИРЧП: долголетие, образование, доход. Самые высокие показатели средней продолжительности жизни 80 лет – Япония, Австралия, Швеция, Канада. Самые низкие показатели – 36 лет Сьерра-Леоне, Гвинея, Буркина-Фасо. Экономические (душевой доход, занятость, калорийность питания). Культурные (уровень грамотности, количество библиотек, театров на душу населения). Социальные (уровень здравоохранения, развитие демократических институтов).

IV. Проверка изученного

– Насколько каждый из вас хорошо усвоил материал по изученной теме «География населения мира» покажет выполнение самостоятельной работы.

V. Итог урока

– Мы завершили изучение темы «География населения мира». Не будем забывать, что мы с вами тоже живем в этом мире, все проблемы касаются нас тоже. (Слайд 31)

– Какие проблемы, связанные с населением, есть в нашей стране?

– Демографические проблемы России предстоит в недалеком будущем решать и вам. Я надеюсь, вы сделаете правильный выбор.

Литература:

  1. Учебник – География В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» – М.: Просвещение, 2010;
  2. Е.А.Жижина, Н.А. Никитина Поурочные разработки по географии: 10 класс – М. «ВАКО», 2007;
  3. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы «География» М. Дрофа 2004;
  4. Уроки географии Кирилла и Мефодия 10 класс;
  5. Интернет-ресурсы.