Нетрадиционный урок математики «Олимпийские игры Сочи-2014». 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Урок рассчитан на 90 мин.

Оборудование:

– ноутбук;
– экран;
– мультимедийная презентация к уроку;
– сигнальные карточки (красные, зеленые, желтые);
– карточки с уравнениями.
– карточки с буквами для каждого ученика (О, Л, И,М ,П,И,А,Д,А);

Целевые установки на достижение результатов:

Личностных: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметных: знать структуру текстовой задачи и структуру уравнения; знать правило оформления решения задачи и решения уравнения  в тетради;  уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Метапредметных: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах  поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Содержание (деятельность учителя и ученика)

Вопросы и задания, направленные на формирование УУД

Указание, какие УУД формируются

Время, необходимое на реализацию

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Сегодняшний урок мы с вами посвятим знакомству с зимней олимпиадой, которая пройдет в 2014 году в Сочи. Наш урок будет посвящен зимним видам спорта.
За правильный ответ на каждом этапе вы будете брать карточки с буквами. (Учитель показывает местонахождение карточек).

  Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

1-2 мин.

2. Устный счет

– С чего обычно начинаем урок математики?  (С устного счета)

а)– Мы с вами в горах. Нам нужно спустится вниз, Одним из зимних видов спорта является скоростной  спуск с трамплина.
Съезжаем !!!
Переспрашивать, переговариваться нельзя: спуск-то одиночный. С кем говорить, с горами, что ли? К соседу сзади обернешься, лыжи не туда поедут и сам  перевернешься,  спуск и без того сложный. Диктую примеры быстро. Записываем ответы в столбик. 
Левая лыжа – поднимите левую руку!
Правая лыжа – подмигните мне правым глазом! Поехали! (Ученики выполняют задания со слайда  презентации).

– Итак, проверяем. Я открываю результаты по одному.
– Сначала левая лыжа.
– Теперь правая лыжа.
Те, кто правильно выполнил первое задание возьмите букву «О».

б)  Работа с числом.

– Отправляемся далее. Попутешествуем по Краснодарскому  краю, на территории которого и находится Сочи – место проведения зимней олимпиады. Чтобы узнать общую протяженность границ края сложите результаты, полученные левой и правой лыжами. (1540 км).
824 + 991  = 1540
– Что вы можете сказать о получившимся  числе?
(четырехзначное, соседи, сколько единиц, десятков, сумма цифр, нечетное, на что делится ).
Учащиеся выбирают из предложенных вариантов верные и потом оценивают правильность выполнения задания.

Молодцы, вы справились с заданием «УСТНЫЙ СЧЕТ».
Те, кто правильно ответил на все вопросы о числе могут взять букву «Л».

 

– С чего обычно начинаем урок математики? (С устного счёта)

 

 

 

 

 

 

Какие признаки делимости мы знаем?

Какое число называется четным? Нечетным?

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

8-10 мин.

3. Актуализация знаний

Поговорим о следующем виде спорта – конькобежном.

– Посмотрите на следующий слайд. Догадайтесь, какой вид задач мы будем решать? (На движение).

– Какие задачи на движение вы знаете?
– встречное;
– в противоположных направлениях;
– вдогонку;
– Вспомним формулы нахождения величин движения:
– скорость, время, расстояние.
а) На экране появляется схема к задаче. Дети составляют задачу и решают самостоятельно.

– Дети, кто решил задачу в 3 действия? (Дети комментируют.  Учитель открывает слайд).
– Выражение? (Учитель открывает слайд).
– Кто решил по-другому? (Дети комментируют. Учитель открывает слайд).
Кто решил правильно задачу, возьмите зеленую карточку «И».

б) На экране появляется схема еще к одной задаче. Все действия повторяются.
Мы справились с этим видом спорта.  Кто решил правильно задачу, возьмите зеленую карточку «М».

 

– Что требуется найти при решении задачи?

 

– Какой вариант вам кажется наиболее удобным и рациональным  при решении задачи?

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

 

Анализ с целью выделения признаков (Познавательные УУД)

12-15 мин.

3. Физкультминутка

Давайте представим себе, что мы биатлонисты (это еще один олимпийский вид спорта). Он сочетает в себе лыжные гонки и умение точно стрелять.
Представим себе, что мы биатлонисты. Для этого сначала подвигаем рукам, так как будто мы идем на лыжах, а потом постараемся поразить глазам все пять мишеней на экране, Закончили стрелять?
Значит, опять бегом на лыжи.
И опять стреляем!!!

   

3 мин.

 4. Мотивация  учебной деятельности.

Чтобы быть спортсменом нужно не только быть сильным и ловким, но и  хорошо знать географию,  физику, иностранные языки.
А еще одно очень важное умение для спортсмена уметь считать.
Посмотрим, как вы считаете.

а)Слайд « Решение примров».
(пример на слайде – сложение методом Гаусса)
Потом детям предлагается выполнить примеры, используя этот метод).
Сравниваем результаты.
Мы получили:
Левая лыжа – 540 (540м – высота над уровнем моря, это место где расположена Красная поляна, одно из основных мест, расположения олимпийских объектов.
Правая лыжа – 2238 (2238м – высота горы Аибга – высшей точки Красной Поляны).

Те, кто правильно решил пример, возьмите карточку с буквой «П»

б) Работа с карточками (следующий слайд)

Те, кто правильно решил пример, возьмите карточку с буквой «И»

 

 

– А что такое задача?

 

 

– Чему будете учиться? Какие цели вы поставили?

 

 

 

 

– Что мы делали?

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД)

 

 

 

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

14-15 мин.

5. Самостоятельная  деятельность:

а) Переходим к работе с карточками.

У каждого на парте уравнение с буквой. Решив его, мы сможем расшифровать ключевые  слова  на доске.

Дети, решившие первыми уравнение, выходят к доске и записывают буквы.

Итак, мы получили слова:

  • Бобслей
  • Скелетон
  • Керлинг

Это зимние виды спорта, в которых спортсмены России могут претендовать на самые высокие места.
Те, кто правильно решил свое уравнение, могут взять букву «А».

б) Вспомним и о таком красивом виде спорта, как фигурное катание и  глядя на схему на слайде, попробуем  сами составить уравнение.
Давайте обсудим полученные уравнения.
Теперь поменяемся с соседней лыжей тетрадями и решим то уравнение, которое составил сосед.
Сравниваем со слайдом свой ответ и тот, кто решил правильно берут букву «Д».

 

 

Что мы повторили?

 

 

 

 

 

 

– А почему некоторые не предложили свои варианты?

– В каком месте возникло затруднение и почему?

 

– Какой следующий шаг учебной деятельности?

– Какую цель ставим?

 

– А какое наше действие следующее?

 

– Что нам поможет?

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

 

 

 

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

 

Познавательные УУД

20 мин.

6. Самостоятельная работа

На слайде представлены некоторые данные по таким виду спорта как хоккей .
Попробуйте  составить задачу с использованием этих данных и дайте вашему соседу ее решить, если все составлено и решено верно, то возьмите букву «А».

  Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке. (Личностные УУД)

15 мин.

7. Рефлексия учебной деятельности

Постарайтесь составить из имеющихся у вас букв слово «ОЛИМПИАДА». Поднимите руки те, у кого это получилось?
Теперь те , у кого не хватает одной буквы? Двух букв?
Теперь поговорим об уроке:
– Какую цель ставили?
– Достигли цели? (Да)
– Какая тема урока была?
– Какие математические термины вы сегодня повторили,  узнали?
– Для чего нужно знать математику ? (математические задачи  встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)

– Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

                ЗНАЮ
Я             ЗАПОМНИЛ
                СМОГ

– Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.

  Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)

 

 

 

 

Личностные УУД

7 мин.

8. Домашнее задание.  Составить математическую задачу из жизни (не менее 3 математических действий).    

3 мин.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3