Методическая разработка урока информатики по теме "Кодирование информации". 5-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (856 кБ)

Загрузить презентацию (74 кБ)


Цели и задачи учебного занятия.

Образовательные:

  • формировать понятие о web-квесте;
  • формировать умение работать с Интернет-ресурсами (сайты, документы, формы)

Развивающие:

  • учить анализировать, сравнивать, решать проблемные вопросы;
  • развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности;
  • развивать логическое мышление

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, умение работать индивидуально и в паре.

Тип урока: обобщение и повторение с использованием web-квеста.

Методы и средства обучения

Базовый образовательный процесс Тип средства
Идеальные Материализированные Материальные
Методы представления учебного материала во внешнем плане Логические структуры, образы Программа курса, методическая литература, дополнительная литература, web-квест “Детективное агентство Шерлока Холмса”, презентации к уроку Компьютер, итерактивная доска, проектор, экран
Предъявления учебного материала Анализ, синтез.

Сравнение.

Аналогия.

Конкретизация.

Обобщение.

Дедукция.

Индукция.

Создание ситуации успеха,

Благоприятный психологический климат.

Речь,  

опорный конспект урока,

web-квест “Детективное агентство Шерлока Холмса”, презентации к уроку

Компьютер, интерактивная доска, проектор, экран 
Усвоения учебного материала Анализ.

Синтез.

Сравнение.

Аналогия..

Конкретизация.

Классификации.

Обобщение.

web-квест “Детективное агентство Шерлока Холмса”, презентации к уроку  Компьютеры
Представления учебного материала во внутреннем плане Внутренняя речь.

Логические структуры.

Образы.

Нет Нет

Методы обучения:

  • проблемно-поисковый;
  • проектный;
  • самостоятельная работа.

Список литературы и Интернет-ресурсов.

  • Методическое пособие “Уроки информатики” в 5-6 классах, Л.Босова, А.Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 80 стр.
  • Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 192 с.: ил.
  • Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 124 с.: ил.
  • Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 119 с.: ил. – (Задачник)
  • Логические задачи / О.Б. Богомолова – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 271 с.: ил.
  • Волшебный компьютер: Рабочая тетрадь для 5 класса / И.А. Воронкова. – Томск, 2009. – 90 с.
  • Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с. (Игровые методы обучения).
  • Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1- 4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с. – (Педагогика. Психология. Управление)
  • Web-квест “Детективное агентство Шерлока Холмса” https://sites.google.com/site/detektivnoeagentstvo/

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель Экран
(интерактивная доска)
Учащиеся Время
- Приветственное слово, эмоциональный настрой.

- Целевая установка на эффективную работу.

  1-2 минуты

II. Дыхательная гимнастика

  • Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. И на одном выдохе – жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
  • Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. И на одном выдохе – писк летающего комара: З-З-З-З-З-З-З
  • Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. И на одном выдохе – звук сдувающегося шарика: С-С-С-С-С-С-С

III. Разминка. Подготовка к практической работе

Учитель Экран
(интерактивная доска)
Учащиеся Время
- Ребята, сегодня по почте я получила странное письмо. Кажется оно очень важное, давайте попробуем его почесть.

- Посмотрите, тут еще есть и конверт, на нем тоже что-то непонятное написано;

- определяют тип кодировки, читают текст

- читают надпись на конверте, определяют, что это адрес сайта

2-3 минуты

IV. Обзор шифров и кодировок

Учитель Экран
(интерактивная доска)
Учащиеся Время
- Ребята, нам предстоит серьезная работа. Давайте вспомним шифры и кодировки, которые помогут нам сегодня решить все задачи

- азбука Морзе;

- алфавитное кодирование (по номеру буквы);

- семафорная азбука;

- шифр Цезаря;

- шифр перестановки;

- магическая решетка;

- шифр Виженера;

2-5 минут

V. Разминка (зрительный тренажер)

Учитель Экран
(интерактивная доска)
Учащиеся Время
- Хорошо, ребята! Мы все вспомнили. Основательно подготовились для интересной работы.

- Осталось только одно – нам необходимо острое зрение! Выполним зарядку для глаз…

Выполняют упражнения 1-2 минуты

VI. Работа с web-квестом (выполнение практических заданий)

Учитель Экран
(интерактивная доска)
Учащиеся Время
- Ребята, чтобы выполнить задания, вам необходимо перейти по ссылке

https://sites.google.com/site/detektivnoeagentstvo/home

- Внимательно рассмотрите меню (горизонтальное и боковую панель меню)

- На горизонтальной панели – ссылки на задания

- На боковой панели – правила игры

Открывают страницы web-квеста “Детективное агентство Шерлока Холмса”, рассматривают меню, находят ссылки на задания, знакомятся с правилами, выбирают роль, выполняют задания квеста. 20-25 минут

VII. Дополнительные задания

Учитель Экран
(интерактивная доска)
Учащиеся Время
Ребусы Ребус 1 – Адрес

Ребус 2 – Алгоритм

Ребус 3 –Байт

Ребус 4 – Интернет

Ребус 5 – Информатика

Ребус 6 – Моделирование

Ребус 7 – Модель

3-5 минут

VIII. Интересные факты

Способ тайного письма, или тайнописи, при котором используются как шифры, так и коды, называется криптографией. Согласно данным, раздобытым и приведенным Дэвидом Каном в своей книге "The Codebreackers" ("Раскодировщики"), которая была написана им еще в 1967 году, но и по сей день служит великолепным и, наверное, наиболее богатым источником информации по криптографии, первыми известными "шифрователями" данных на планете были все же египтяне, еще в 1900 году до нашей эры приступившие к исписыванию стен своих жилищ странными иероглифами. Их последователями стали месопотамцы, чьи глиняные тарелки украшали своеобразные картинки, заключающие в себе какой-то определенный смысл. Вероятнее всего, искусству их оформления они стали обучаться примерно в 1500 году до нашей эры.

Спустя тысячу лет жители иудейского царства изобрели для написания книг своеобразный простейший шифр, ATBASH, принцип записи которого основывался на алфавите, только в обратном порядке. На этом "языке" древние евреи писали некоторые книги. А позже ими было изобретено еще несколько способов кодирования записанной информации.

В 487 году до нашей эры греки по некоторым данным создали первое "устройство" для шифрования данных, представляющее из себя нечто неопределенное, на что наматывали тонкую кожаную ленту. Затем исписанную полоску материала снимали с, условно говоря, "барабана" и одевали на себя, как пояс. Предполагают, что получатель закодированного "сообщения", носил "дешифратор" все время с собой, и мог прочесть текст послания где угодно. 

Следующим поклонником зарождающейся криптографии стал Юлий Цезарь (100-44 г.г. до н.э.). Примерно в пятидесятом году до нашей эры он освоил способ кодирования важных документов путем замены некоторых букв нормального алфавита и применял его для тайной правительственной переписки. Шифр Цезаря был проще ATBASH, но, принимая во внимание то, что большинство людей в то время были неграмотными и читать - то толком не умели, для передачи ценных данных пришелся в самый раз. Помимо подстановки "собственных" букв алфавита некоторые отдельные слова Цезарь писал на латинском, а некоторые - на греческом, чтобы окончательно сбить с толку любопытных злоумышленников.

IX. Итог урока. (Рефлексия)

Учитель Экран
(интерактивная доска)
Учащиеся Время
- Вот и закончилось наше приключение, чтобы получить удостоверение самого лучшего детектива, нужно ответить на вопросы анкеты… - Ззаполняют анкету на сайте web-квеста 2-3 минут

X. Домашнее задание

Задания на страницах web-квеста в разделах “В гостях у Цезаря”, “Путешествие по морям”, “В поисках клада”, “Тайна старой башни”, “Миллион подарков”, “Космос”. Решения заданий необходимо оформить в текстовых файлах и прикрепить на странице “Мои задания для друзей”.

Сохраняйте работы правильно, в соответствии с инструкцией.

Приложение 3