Исследовательская деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


“Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить”
Дистервег А.

В новых социально-экономических условиях, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, ставить цель, планировать свою деятельность, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”.

В современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности

В работе нашей школы научно-исследовательская деятельность является сегодня одним из основных направлений. Она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами”.

Значительное место в своей педагогической практике в нашей школе уделяется организации исследовательской деятельности младших школьников. Ведь младшие школьники по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы их жизнедеятельности.

В школе реализуется программа исследовательской деятельности младших школьников “Школа исследователя”. Целью данной программы является создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, развития интеллекта в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.

Изучив материалы по организации исследовательской деятельности младших школьников, мы попытались создать свою систему работы в данном направлении. Работу по организации исследовательской деятельности учащихся строим по трем направлениям и осуществляем на внеурочных занятиях.

Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке докладов, сообщений, по проведению наблюдений, в подборе литературы и др.

Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, здесь целесообразнее подключить к работе сразу группу детей. Мы оказываем помощь в подборе темы исследования, определении проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будут проводить дети.

Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления ежегодно проводится конференция научно-исследовательских работ младших школьников “Первые шаги в исследовательской деятельности”.

Работу с детьми по формированию исследовательских умений и навыков, выработке самостоятельности проводим поэтапно: на первом этапе выявляем детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, или детей, которые проявляют любознательность ко всему, что их окружает. При этом важную роль играют родители. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была невидимой для ребенка.

На первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы исследования. Эта тема должна быть близка или интересна ребенку. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, а предполагала быстрый результат.

На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблему, которые необходимо решить в рамках исследования, и которая является мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования. Проблема должна быть актуальна для самого ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял проблему, но сформулировать её помогает учитель.

Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования.

Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над исследованием. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи родителей, которые играют роль консультантов. На данном этапе осуществляется планирование работы, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, формулировка соответствующих выводов, проведение анкет и обработка их данных.

Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

Пятый этап работы – отбор собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с детьми в тесном сотрудничестве.

На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить с работами в классе. Одноклассники, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей.

Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся – школьная конференция научно-исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в феврале месяце. Проведение конференции “Первые шаги в исследовательской деятельности” стало одной из традиций нашей школы. На праздник юных исследователей приглашаются дети, родители, педагоги школы.

Учащиеся начальных классов представляют исследовательские работы по актуальным для них темам, например: “Какие бывают снежинки”, “Шоколад – вред или польза”, “Колыбельные песни”, “Матрешка – символ России”, “Доброе слово и кошке приятно”, “Родословная семьи”, “Выращивание арбузов в Забайкалье” и т.д. Малыши, совсем недавно научившиеся читать и писать, провели свои первые в жизни исследования и с гордостью представляют их в форме докладов, плакатов и презентаций. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. При этом ребенок учится последовательно излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами, учится доказывать свою точку зрения.

На школьных конференциях научно-исследовательских работ мои дети уже третий год занимают первые места. Ребята проводили исследования на самые различные темы: “Фаст-фуд- польза или вред”, “Сколько весит здоровье ученика?”, “Здоровое питание”. Победы моих учеников это большая радость для меня. Ведь с ростом учеников растет и сам учитель.

Организация исследовательской деятельности младших школьников требует особого подхода. Прежде всего, самому учителю необходимо перестроиться, овладеть навыками и умениями написания научно-исследовательских работ.

Вести научно-исследовательскую работу среди учащихся младших классов необходимо, т.к. она способствует развитию познавательного интереса, формированию мотивации к учебной деятельности и успешной социализации детей в современном мире.

В качестве примера хочу привести тезисный вариант исследовательской работы моих учеников.

Здоровое питание

(Тезисный вариант научно-исследовательской работы учеников МОУ СОШ №46 с.Урульга Григорьевой Маргариты, Болотова Владислава, Шабаевой Алины, Кожевникова Данила)

В этом году мы повзрослели, стали второклассниками, у нас появились новые учителя, предметы, а ёще для нас проводят увлекательные внеклассные занятия, ходим на прогулку, организовано горячее питание. Теперь ещё больше времени мы стали проводить в школе. И школа для нас, действительно, стала вторым домом.

(Проблема) Мы подумали: а не вредят ли такие нагрузки нашему здоровью? А здоровое ли питание мы получаем? Ведь, занимаясь в школе, мы не только выполняем тяжелый труд, но одновременно и растём, развиваемся, и для этого мы должны получать полноценное питание. Перед нами возникла проблема: как правильно питаться, чтобы быть здоровыми? (Тема) Для этого провели исследовательскую работу на тему: “Здоровое питание”.

В исследовании мы рассмотрели такие вопросы: что такое правильное питание? Какой режим питания нужно соблюдать? Как же должен правильно питаться школьник? Какая пища нам лучше всего подходит?

Цель: изучить, как питание влияет на организм человека.

Задачи:

  • Прочитать и проанализировать информацию по теме исследования;
  • Провести анкетирование среди учащихся начальных классов;
  • Проследить влияние питания на здоровье детей;
  • Проанализировать меню в школьной столовой;
  • Предложить свои способы решения проблемы.

В связи с возникшими вопросами мы выдвинули гипотезу о том, что правильное питание является залогом хорошего самочувствия, а неправильное питание вредит здоровью.

При выполнении работы использовались методы:

  • анализ
  • опрос учащихся;
  • изучение и обобщение опыта.

Наше исследование проходило в три этапа.

  • 1 этап - выбор темы; сбор информации;
  • 2 этап - проведение исследования;
  • 3 этап – обработка результатов, изготовление рекомендаций, буклета - меню

Мы узнали о том, что правильное питание - это, прежде всего, знание того, что полезно для организма. Мы узнали о 5 самых полезных продуктов для школьника. На первом месте яблоки, они помогают процессу пищеварения. Почетное второе место - морковь и капуста брокколи. На третьем месте стоит лук. Он повышает иммунитет, снабжает организм витаминами и минералами. Каши занимают почетное четвертое место. Они нужны для роста и развития ребенка. Каши предпочтительно давать на завтрак, “заряжая” организм ученика энергией на целый день. На пятом месте – молочные продукты: кефиры, йогурты.

Также мы узнали и о пяти самых вредных для детей продуктов питания.

Одним из самых вредных продуктов питания является Кока-кола. Этот напиток за несколько часов способен удалить ржавчину с гвоздя! Ну а, кроме того, в 1 л Кока-колы содержится 25 ложек сахара! На втором месте – сладкая газировка. Третье место занимают картофельные чипсы. На четвертом месте по степени вредности – сосиски и дешевая колбаса. Если же сосиски входят в рацион питания, то давайте детям сосиски вместе с овощами. На пятом месте – маргарин, способствует развитию сосудистых заболеваний.

А теперь я бы хотел обратить ваше внимание на пирамиду питания

В основании пирамиды находятся продукты, состоящие из злаков. Выше в пирамиде находятся фрукты и овощи. Далее – продукты, содержащие белок. На вершине пирамиды питания находятся продукты, употребление которых нужно избегать.

Правильное питание обеспечивает: развитие и рост, максимальную работоспособность, хорошее самочувствие, долголетие и здоровье

Представим результаты нашего исследования

Из беседы социальным педагогом мы выяснили, что в школе обучается 487 учащихся, 269 детей получают бесплатное питание, за родительскую плату питаются 200 человек, число детей, не получающих питание 18 человек. Затем мы провели анкетирование учащихся начальных классов. Всего участвовало 50 школьников.

Мы выяснили, что больше всего ребята любят и что добавили бы в школьное меню: сладкое, курицу, картошку, макароны, суп.

На вопрос, сколько раз в день ты ешь, мы получили следующие результаты: 28 детей питаются 3 раза, 14 детей едят 1 или 2 раза в день, 6 человек – 4 раза. И двое школьников едят 5 раз в день.

И еще мы узнали, что всухомятку питаются 24 школьника, не едят всухомятку 18 ребят, иногда питаются всухомятку – 8 человек. Как видим, многие ребята едят всухомятку. А это первые шаги к заболеванию органов пищеварения.

У учеников начальной школы мы узнали, нравится ли им школьный завтрак и обед? 20 ребят ответили “иногда”, 18 - “да”, 12 ответили “нет”.

Дальнейшее наше исследование мы решили продолжить в нашей школьной столовой. Вместе с поваром Печниковой Людмилой Филимоновной изучили состав меню школьника. Меню на 1 день: одно первое блюдо; 1-2 горячих вторых блюд; один вид салата; один вид выпечки (булочка); чай, какао, соки.

Мы проанализировали меню нашей школьной столовой и были удивлены, салаты мы не получаем?!

А ведь все диетологи сходятся на том, что меню любого человека, а особенно ребенка, должно быть разнообразным. Важно употреблять в пищу овощи, фрукты, зелень.

Из беседы с родителями мы выяснили, что наши родители готовы доплачивать за салаты.

Выслушав Ларионову Елену Николаевну, школьного фельдшера, мы узнали статистику заболеваний, связанных с питанием в школе. Мы выяснили, что у 27 человек – гастрит, у 6 человек – ожирение, патология зрения у 15 человек, колиты – у 21 человека. И нет ни одно человека из всей школы, который имеет первую группу здоровья!

Проанализировав состояние школьного питания и состояния здоровья учащихся нашей школы, можно сделать вывод, что существует прямая взаимосвязь между правильным питанием и здоровьем ученика.

Горячее и полноценное питание в школьной столовой помогает сохранить и укрепить наше здоровье. Необходимо сохранить и увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой, обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что правильное питание является залогом хорошего самочувствия, а неправильное питание вредит здоровью, в ходе исследования была подтверждена.

Для решения проблемы здорового питания мы попытались составить буклет-меню и рекомендации школьникам.

Заповеди правильного питания

  • Ешь 3-4 раза в день
  • Не ешь больше, чем нужно
  • Выпивай каждый день 6-8 стаканов жидкости
  • Тщательно пережёвывай пищу
  • Во время еды не отвлекайся ни на что другое
  • Пища должна быть разнообразной и включать больше овощей и фруктов
  • Не забывай утром завтракать

Помни, что питание, как и физические упражнения, - одно из величайших удовольствий в жизни, так питайся же правильно, чтобы это радовало тебя и доставляло истинное наслаждении!

Мы обозначили лишь некоторые пути решения проблемы. Если ученики и взрослые будут постоянно уделять внимание данной проблеме, то она будет частично решена.

Полноценная еда
Хороша для нас всегда.
Фрукты, овощи всегда –
Вот отличная еда.
Будет разная еда
Бодрым буду я всегда.