В современный период проблема свободного воспитания приобретает наибольшую практическую значимость, ибо свободное воспитание это направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание, как; помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.
Интерес к проблеме развития идеи свободного воспитания определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества. Ориентация общества на ценности общечеловеческого и национального характера обусловливает актуальность исследования отечественного и зарубежного педагогического наследия, в котором идея свободного воспитания занимает ведущее место.
Среди педагогов широкое распространение получила теория "свободного воспитания", идеи которой наиболее ярко выразил Константин Николаевич Вентцель (1857—1947).
Константин Николаевич Вентцель принадлежит к той категории ученых, которые малоизвестны сегодня среди широкой педагогической общественности. Причин тому много, но главная из них состоит в том, что с приходом новой власти в 1917 году, он не отказался от своих прежних взглядов, а как бы ушел из активной педагогической деятельности.
Педагогические труды, общественная деятельность и учительская практика К.Н. Вентцеля были значительным событием в истории педагогической науки в России.
Константин Николаевич Вентцель родился 7 декабря 1857 года в Петербурге, в семье чиновника канцелярии Петербургского военного генерал-губернатора. В 1875 году окончил Виленское реальное училище, поступил в Петербургский технологический институт. Затем учился на юридическом факультете Петербургского университета, в институте инженеров путей сообщения, который оставил через год. В школьные и студенческие годы увлекался поэзией, сам писал стихи, занимался музыкой, изучал философские труды великих ученых. Эти годы были временем духовного поиска своего призвания для педагога.
Тогда же он сформулировал цель своей жизни: "…главная жизненная задача, - как довести и сохранить до глубокой старости свою способность действовать и жертвовать собой для бедного, несчастного, обездоленного люда".
После революции 1905 года в педагогической науке появились новые веяния. К.Н. Вентцель и его соратники предложили совершенно новые подходы к воспитанию детей. Они направили все свои усилия на преодоление официальной педагогики, постепенно терявшей свои сложившиеся традиции и устоявшиеся принципы. После трагических событий 1905 года в России, К.Н. Вентцель думал об эволюционном развитии страны, в строительстве которой активное участие примут свободные люди. Не случайно в основу теории свободного воспитания был положен принцип гуманности.
Его сочинения “Освобождение ребенка”, “Новые пути воспитания и образования детей”, “Этика и педагогика творческой личности” насыщены острой критикой старой школы, свидетельствуют о большой любви к детям, стремлении развить их творчество исканием новых путей воспитания.
В качестве основной цели воспитания К.Н.Вентцель видит всякую внешнюю цель, которую ставят в воспитании, делая его несвободным. Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Отсюда вытекает цель нравственного воспитания, по мнению Вентцеля это выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.
В своей книге "Теория свободного воспитания и идеальный детский сад” К. Н. Вентцель раскрыл основы свободного воспитания детей дошкольного возраста. Он предлагал создать наряду с “домом свободного ребенка” дошкольное учреждение, названное им "идеальный детский сад". Такой детский сад, является, по его мнению, такой же педагогической общиной, в которой воспитатель и дети — “две равноправные единицы”. Такое объединение, по замыслу Вентцеля, должно стать “маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие” (труд по самообслуживанию, изготовление пособий и игрушек, уход за растениями, животными, сельскохозяйственный труд и т.д.). Это место должно стать местом счастья. радости и_ свободы", где удовлетворяются все запросы, в том числе нравственные, научные и эстетические. Вентцель отрицал все программы, планы, расписания педагогов и предлагает присматриваться к планам, мечтам самих детей, к их свободному выбору. А все члены такой педагогической общины должны уметь прислушиваться друг к другу, вместе творить, импровизировать без предварительной подготовки.
В “идеальном детском саду” воспитатели должны смотреть на ребенка как на “маленького художника, которому надо только помогать совершенствоваться и находить самостоятельно все более лучшие формы для воплощения красоты”.
Из пластических искусств дети в свободном детском саду Вентцеля должны были рисовать, заниматься скульптурой (лепкой, формовкой из гипса), аппликацией, металлопластикой. На таких формах общения детям представлялся свободный, выбор тем для работ, по возможности широкий и разнообразный. В свою очередь он не отрицал значение игр которые должны быть “методом освобождения творческих сил” , они изобретаются самими детьми.
По мнению Константина Николаевича, ребёнок и воспитатель должны быть равными в общении, которое не будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно, будет компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка.
В таком детском саду и порядок должен быть свободным, правила должны создаваться детьми и педагогами совместно, общими усилиями. Девизом такого детского сада должно стать: "Минимум регламентации - максимум свободы".
В большинстве современных детских садов такого равенства в воспитании и общении не существует. В них ребенок подчиняется воле воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка и даже не прислушивается к нему. В таких детских садах процесс воспитания исходит от педагога, считающий это воспитание своей прерогативой, а ребёнок является его объектом, а не союзником, помощником, товарищем. Таким и останется воспитание до тех пор, пока не появятся истинные воспитатели и воспитание будет достигать наибольших возможных положительных результатов. Когда ребенок увидит и почувствует, что не только его постоянно воспитывают, а и он воспитывает своего воспитателя, что благодаря его заслугам люди вокруг него становятся, лучше, тем полнее и плодотворнее будет влияние взрослого на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать воле ребенка, но напротив того, признает ее и уважает и оказывает ей всяческое содействие и поддержку, тем .более он будет склонен свободно следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.
Опираясь на теорию К. Н. Вентцеля о свободном воспитании, детский сад должен стать именно тем местом, где ребёнок будет счастлив и свободен у него поменяется отношение к жизни, её задачам будет более вдумчиво и внимательно относиться к тому что его окружает , приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. Помочь педагогу в этой нелёгкой задачи, сменить отношение к детскому саду помогут совместные беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Такие беседы должны быть искренними, вдумчивыми, живыми и интересными, в них должно быть поменьше показного. Вот на что должен обратить внимание воспитатель.
Дошкольное учреждение, как считает К. Н. Вентцель, должно быть местом приобретения тех или иных знаний и навыков, местом свободных игр ребенка, местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом цельной и гармонической его жизни.
Такой процесс, как свободное воспитание нельзя построить без учёта возрастных особенностей детей. Не возможно заточить в рамки программы то настроение, те интересы, которые противоречат основным особенностям того или иного возраста. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути. Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.
Большое и самое главное место, учёный отводит игре, он говорит о том, что отношение в игре должны быть свободными, причём в них должно происходить освобождение творческих сил, которые будут использоваться ребёнком по отношению к другим видам деятельности. Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к развитию творческих способностей в ребенке, чего нельзя сказать относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так, чтобы ребенок самостоятельно изобрел последнюю. Воспитатели стараются как можно больше руководить играми детей и очень мало дают им самим свободно играть, мало пробуждают в детях собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.
Деятельность воспитателей детского сада ученый видит в проявлении творчества, как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, используя метод освобождения в ребенке творческих сил, метод пробуждения творческого искания, творчества, исследования, метода приведения ребенка к наибольшей активности, а не состояние пассивности, как это имеет место быть в большинстве случаев традиционной модели воспитания. Поэтому дети должны сами стремиться самостоятельно доходить до разрешения всякого рода вопросов, а не спешить отвечать на них всячески поощряя их несамостоятельность в поиске решения. Воспитатель, не давая ребёнку полного ответа на его вопрос, даёт ему гораздо больше возможности самому большими усилиями добиться ответа. Этот прием будет в наибольшей степени содействовать развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности вопрошать природу и самому добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком самим себе поставленных целей.
Воспитателю следует выявить потребности и интересы ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда ему удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для детей. Следует помнить, что ребёнку нужны только те знания, которыми он может воспользоваться в блажащем будущем, а не те, которые понадобятся ему когда-то. Таким образом, всё то о чём дети узнали в детском саду, все те знания, которые они получили, не будут оторваны от их жизни, а будут им нужны. Эти знания будут находиться в тесной связи с тем общественно необходимым трудом, который будут исполнять дети. Также те душевные переживания, которые рождаются в нём, связанные с его жизнью играют большую роль тесно связанны с занятиями детей искусством. Но воспитателю не следует указывать, что и как будут делать дети, а способствовать тому, чтобы дети накапливали опыт, проявляли большую самостоятельность и оригинальность. Результатом этой работы будет служить то, что ребёнок поставит перед собой цель, а именно, более совершенно выполнить задуманное.
С начала 90-х годов воспитание подрастающего поколения в российской Федерации получило возможность развиваться на принципах свободы, демократии, гуманизма. Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании" и другие законодательные акты определили общие ориентиры государственной политики в области воспитания и образования. Принципы государственной политики в области образования впервые за многие годы, дали педагогам возможность самим моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе детства, национальным и региональным культурным традициям.
Современная система отечественного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг.
Говоря о сегодняшнем времени, нужно сказать о том, что свободное воспитание предполагает великое напряжение творческих сил в педагоге для открытия той системы воспитания, которая может и должна быть применена именно в отношении к данному определенному ребенку, к данной конкретной индивидуальности. Перед взрослыми открывается большая дорога полная интересной, творческой работы. Нужно ещё многое сделать, чтобы исследовать и описать способы и приёмы. При помощи, которых могут быть кратчайшим и легчайшим путем для совершенствования возможности допускать меньшее число ошибок, апробации той системы воспитания, которая окажется наиболее пригодной для данного индивидуального ребенка.
На данном этапе, прежде всего, требуется, чтобы воспитатель искренне и глубоко любил каждого конкретного ребёнка, как бы испорчен этот ребенок ни был и сколько бы огорчений он ему ни причинял. Воспитатель не должен показывать всякое раздражение, о котором может догадаться ребёнок, иначе это раздражение может возвести непреодолимую стену, которая ставит на их пути, что приводит к взаимному отчуждению друг от друга, заставит ребенка замкнуться в себе, а воспитатель навсегда потеряет тот единственный ключик от души ребёнка.
Из теории свободного воспитания следует, что ребёнок это не пустой сосуд, который надо наполнять знаниями, умениями, навыками в разных областях.
Она смотрит на детей как на постепенно формирующихся творческих личностей, путем творческой деятельности. Она смотрит на них как на самобытных, самостоятельных искателей высших духовных ценностей жизни. Эти ценности должны быть созданы внутри каждого конкретного человека, каждого для себя.
Хотелось бы верить, что эта теория в скором будущем ляжет в основу воспитания. И детские души наполнятся чистым солнечным теплом, а воспитатели будут дарить им свою любовь и нежность.
Список литературы
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996
- Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 2-ое. – М., 1915
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов /Сост. Филоненко Л.Д. – М., 1993