Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


Одной из приоритетных задач в сфере образования на современном этапе, поставленных в Государственной программе г. Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. “Столичное образование”, является повышение качества психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Анализ современной ситуации свидетельствует о том, что многочисленную группу в популяции детей с отклонениями в развитии составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Традиционно дети данной категории рассматривались в проблемном поле логопедии, решающей задачу преодоления имеющихся у них трудностей речевого развития. Вместе с тем эмоционально-личностный аспект развития ребенка с ОНР практически оставался за рамками внимания специалистов. Смена приоритетов специального образования в направлении личностного развития ребенка актуализировала необходимость реализации междисциплинарного подхода в системе коррекционного обучения данной категории детей. Предлагаем вниманию читателей описание занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, учитывающее эмоциональную составляющую в преодолении речевого нарушения.

Задачи занятия:

  • Уточнить и закрепить знания детей о звуке Ч как согласном, всегда мягком.
  • Продолжить работу по автоматизации звука Ч изолированного звучания, а также в слогах и словах.
  • Развивать фонематическое восприятие на основе упражнений: в определение места звука в слове, в подборе слов с заданным звуком.
  • Продолжить формирование навыка звукового анализа сложных слов.
  • Закрепить зрительный образ буквы Ч.
  • Корригировать восприятие различных модальностей, зрительную и слуховую память, внимание.
  • Развивать мышление на основе упражнений в анализе, синтезе, исключении и обобщении.
  • Развивать эмоционально-личностную сферу детей средствами арттерапии.

Оборудование: чудо-дерево с детскими рисунками, три домика синего, зеленого, красного цвета, магнитофон, мячи, гимнастические палки, обруч, мягкий конструктор, резиновые игрушки: черепаха, уточка, мяч; мягкая игрушка – Чебурашка, предметные картинки, конструктор “LEGO” (мягкие кирпичи LEGO Soft), мозаика DUPLO , домино “Пицца” (бабочки, человечки, червячки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель: способствовать созданию комфортной обстановки для каждого ребёнка

Дети входят в группу (зал), здороваются. Каждый ребенок представляет своего соседа, называя его ласково по имени: “Это Олечка, это Мариночка” и т.д.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Цель: активизировать ранее полученные знания, выделять первый/последний звук в слове.

Логопед приглашает детей отправиться в путешествие по новой сказке. Для того чтобы попасть в сказку, нужно всем вместе сказать волшебные слова:

- Раз, два, три, четыре, пять, в сказку мы идем опять!

Дети подходят к чудо-дереву, на котором видят свои рисунки. Рассматривая их, вспоминают, в каких азбучных сказках они побывали и с какими буквами познакомились.

Логопед: - Ребята, сегодня мы попали в новую сказку, но вот что это за сказка? Логопед обращает внимание детей на листочки-картинки, упавшие со сказочного дерева.

Игровое упражнение: “Найди картинке домик”. Задание: назвать картинку, выделить первый звук, положить картинку в домик нужного цвета (красный, синий, зеленый). Предметные картинки: УЛИТКА, ОБРУЧ, ЧАЙКА, МЯЧ, БАБОЧКА, СВЕЧКА

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ:

Логопед: - Молодцы, вы помогли улиточке, обручу, чайке, мячу, бабочке, свечке. Кто догадался, в какую сказку мы сегодня попали?

Дети делают вывод о том, что им предстоит путешествие по сказке про звук и букву Ч, так как в названии всех картинок “живёт” один и тот же звук Ч.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:

а) характеристика звука Ч.

Логопед: - В некотором царстве, в некотором государстве жил да был ЧЕБУРАШКА. Каждый день ходил он в волшебную школу, где очень любил знакомиться с буквами и звуками. И вот однажды Чебурашка познакомился со звуком, который ему понравился больше всех! Как вы думаете, какой это был звук? (Звук Ч)

- Чебурашка узнал всё про свой любимый звук. Как вы думаете, что же узнал Чебурашка? (Звук Ч – согласный, всегда мягкий, у него нет твердой пары, звук Ч “живёт” в домике зеленого цвета).

б) произношение звука Ч в слогах.

Логопед: - Чебурашка подружил свой любимый звук с другими звуками, например, с гласными А, О, У, И. Что из этого получилось, догадались? (ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ).

в) закрепление зрительного образа буквы Ч.

Логопед: - Из каких элементов состоит буква Ч? (из одной длинной палочки и двух коротких). На что похожа буква Ч? (разные варианты ответов детей).

- Чебурашка очень любил писать букву Ч на спинке своих друзей по волшебной школе. Давайте попробуем это сделать! (дети пишут букву Ч на спине соседа).

- Чебурашке нравилось выкладывать букву из конструктора “LEGO”, а потом он научился писать свою любимую букву с помощью веревочки. А у нас так получится? (Дети, разбившись на тройки, выкладывают букву Ч с помощью конструктора “LEGO” и “волшебной” веревочки).

- Но вот однажды Чебурашка задержался в школе. Когда он пришел, то увидел что-то непонятное. Как вы думаете, что произошло? (Варианты ответов детей). Сможете ли вы помочь Чебурашке?

Игровое упражнение: “Почини букву”. Задание: каждому ребёнку предлагается свой вариант “сломанной буквы”. Дети выкладывают букву Ч из палочек на полу.

г) звуковой анализ слова.

Логопед: - Подружился Чебурашка с буквой, и осталась она у него жить. Но вот однажды зимой, когда было очень холодно, буква Ч стала сильно чихать. Что с ней случилось? (заболела). Чебурашка так огорчился, что стал плакать. Давайте мы его успокоим! Порадовать Чебурашку можно тем, что мы выложим его имя.

(Дети выполняют звуковой анализ слова ЧЕБУРАШКА, используя мягкий конструктор).

Логопед: - Перестал плакать Чебурашка и понял, что нужно построить новый дом для себя и буквы Ч, чтобы никто в этом доме никогда не болел. Чтобы построить дом, Чебурашке нужны волшебные доски, волшебная водичка и волшебные кирпичи. Чебурашке нужна ваша помощь. (Дети принимают решение помогать Чебурашке).

д) подбор слов со звуком Ч.

Логопед: - Поспешим теперь на речку за волшебной водичкой. Игровое упражнение “Волшебная водичка”. Задание: вспомнить и назвать слова со звуком Ч для того, чтобы наполнить ведро водой. Дети берут зеленые мячи и, называя слова со звуком ч, бросают их в корзину.

5. ФИЗМИНУТКА: пение с движениями и жестовым сопровождением.

Логопед: - Нам необходимо отдохнуть, так как впереди ещё трудный путь. Давайте сделаем остановку.

Песенка Чебурашки

Я был когда-то странной, (Дети идут по кругу)
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине
Никто не подойдёт. (Останавливаются, поворачиваются лицом в круг)
Теперь я - Чебурашка, (Указательный жест, круговые движения руками)
Мне каждая дворняжка (Изображают уши собаки)
При встрече (Жест, имитирующий рукопожатие)
Сразу лапу подаёт (Вытягивают руку вперёд, выполняют соответствующий жест)

е) определение места звука в слове.

Логопед: - Давайте пойдем в лес и поможем Чебурашке добыть волшебные доски.

Игровое упражнение “Волшебная дощечка”. Задание: определить место звука в слове, используя гимнастические палки и мячи зеленого цвета. Слова для нахождения места звука Ч: ЧАСЫ, НОЧЬ, ДОЧКА, ВРАЧ, ЧЕЛОВЕЧЕК. Предметы для показа: ЧЕРЕПАХА, УТОЧКА, ОБРУЧ.

ж) закрепление зрительного образа букв, составление слов из данных букв.

Логопед: - Теперь на нашем пути горы. В горах нам надо найти волшебные кирпичи.

Игровое упражнение “Волшебные кирпичи”. Задание: найти те кирпичи, на которых буквы написаны правильно. (Дети находят правильно написанные буквы и составляют из них слово ЧАЙ).

ж) коррекция зрительного восприятия.

Логопед: - Вот мы и помогли Чебурашке добыть волшебные материалы для нового домика. Буква Ч, пока мы трудились, перестала чихать, подогрела чай и приготовила что-то вкусное. Догадались? (печенье). Сейчас мы узнаем, как она это делала. (Работая в парах, дети собирают домино “Пицца” из конструктора “LEGO”).

6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Логопед: - Настало время прощаться с героями этой сказки. Итог занятия подводится с помощью вопросов: Кому вы сегодня помогли? С каким звуком и какой буквой вы дружили? Помощь кого из ваших товарищей вам понравилась?

Дети произносят волшебные слова:

- Раз, два, три, четыре, пять, в детский сад идем опять!

Прощаются с гостями, возвращаются в группу, где строят новый дом из конструктора “LEGO” для Чебурашки и буквы Ч.