Тип урока: виртуальное путешествие.
Цель урока: (Слайд 1)
Учебная:
- познакомить учащихся с мерами и направлениями охраны животного мира; видами особо охраняемых природных территорий (ООПТ), 12 ООПТ Санкт-Петербурга;
- разобрать виды и цели создания Красной книги, познакомиться с Красной книгой Санкт-Петербурга;
- сформировать знания о рациональном использовании животных.
Развивающая:
- помочь понять, что изучая природу родного края, можно оценить богатство и разнообразие живой природы;
- научиться делать собственные выводы о состоянии природы и влиянии на неё человека.
Воспитательная:
- заложить экологическую культуру, чувство патриотизма и гордости за родной край и планету Земля;
- сформировать чувство ответственности за судьбу природы родного края и всей земли;
- выработать привычку соблюдения правил поведения не только в ООПТ, но и на любой участке окружающего мира.
Межпредметные связи:
- экология
- краеведение
- история
- русский язык
- литература.
План урока (Слайд 2)
Обеспеченность занятия: (Слайд 3.)
- наглядные пособия:
- литература об ООПТ Санкт-Петербурга,
- брошюры об ООПТ Санкт-Петербурга,
- плакаты, фотографии представителей царства Животных особо охраняемых природных территорий,
- чучела птиц и животных,
- книга “Красная книга природы Санкт-Петербурга, фотографии животных и птиц ООПТ СПб, сделанные учащимися
- мультимедийные презентации учащихся.
Оборудование:
- мультимедиа проектор
- компьютер
- экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка присутствующих и отсутствующих.
Знакомство с темой урока и целью занятия.
2. Проверка домашнего задания путем фронтального проса.
Какие Вы знаете законы России об охране животного мира?
В основе законов Российской Федерации об охране животного мира лежит конституция России, принятая 12 декабря 1993 года и федеральные законы РФ.
В каких статьях Конституции РФ говорится о Земле и природных ресурсах?
Статьи 9 и 58. (Слайд 4.)
С какими Федеральными законами об охране природы мы познакомились на прошлом уроке?
С федеральными законами “Об особо охраняемых природных территориях” и “О животном мире”.
Что такое мониторинг?
Наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Какие основные мониторинги входят в Единую государственную систему экологического мониторинга?
- мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду,
- мониторинг загрязнения неживой природы,
- мониторинг животного и растительного мира.
Почему необходимо международное сотрудничество по вопросам мониторинга окружающей среды?
Живая природа не имеет границ, составляет единую живую оболочку Земли.
3. Объяснение нового материала.
Сохранение жизни на Земле – главная задача всего человечества. Неразумные действия человека часто приводят к угрозе существования живых организмов, как в отдельных регионах, так и на планете в целом.
Активное воздействие человека на природу приводит к нарастанию темпов исчезновения многих видов. Одна из основных причин уменьшения биоразнообразия – активное преобразование природных территорий.
С целью сохранения естественных ландшафтов, как мест обитания диких животных, в нашей стране определены законодательно территории с различными степенями охраны. Они называются особо охраняемые природные территории. (Слайд 6.).
Особо охраняемые природные территории (ООПТ):
Заповедники.
Имеют строгий режим охраны: на заповедную территорию заход человека (кроме охраны и учёных) запрещён. На территории Санкт-Петербурга заповедников нет, а в Ленинградской области – один (Нижне-Свирский) (Слайд 7)
Биосферные заповедники.
Имеют строго охраняемые участки, зоны посещений туристами, зоны отдыха и хозяйственно освоенные территории. (Слайд 8.)
Заказники.
Это временно охраняемые территории для сохранения отдельных видов. Хозяйственная деятельность допускается, если она не несёт ущерба охраняемым видам.
Памятники природы.
Обычно небольшие по площади территории или объекты природы, имеющие особую научную или культурно-эстетическую ценность. Они могут быть республиканского или регионального значения.
Природные национальные парки.
Они образуются на территориях, нуждающихся в восстановлении природы. (слайд 9.)
В Санкт-Петербурге, в черте города находится 12 ООПТ: 6 государственных комплексных природных заказников регионального значения и 6 памятников природы регионального значения. (Слайды 10-12).
Государственные комплексные природные заказники регионального значения Санкт-Петербурга
- “Юнтоловский”
- “Гладышевский”
- “Северное побережье Невской губы”
- “Озеро Щучье”
- “Сестрорецкое болото”.
- “Западный Котлин”
Памятники природы регионального значения Санкт-Петербурга:
- “Дудерговские высоты”
- “Комаровский берег”
- “Стрельнинский берег”
- “Парк “Сергиевка”
- “Петровский пруд”
- “Елагин остров”
Перед Вами на партах разложены книги и буклеты об ООПТ Санкт-Петербурга. Вам нужно, работая в группах, сказать какие представители царства Животных обитают в том или ином ООПТ.
Ученик, представитель творческой группы знакомит других ребят с результатами работы группы.
Учитель подводит итоги сообщений, подчеркивая что заказник “Гладышевский” -единственное место, где в черте крупного мегаполиса можно встретить моллюска Пресноводную жемчужницу (Margarifera margarifera L.) (слайд 13), только на“Дудерговских высотах” можно встретить тритона гребенчатого (Triturus cristatus L.) (слайд 14) и там находится большая колония грача обыкновенного (Corvus frugilegus L.)(слайд 15).
А дальше мы посмотрим слайды фотографий ООПТ, сделанные автором и моими друзьями (слайды 16-21).
Важно не только изучать ООПТ, но и помогать их обитателям. В нашей школе проходят экологические акции в ООПТ. Так в 2011 году мы развешивали искусственные гнездовья для птиц, а в 2012 году восстанавливали посадки дубов в заказнике “Северное побережье Невской губы”. (Слайды 22 и 23). Результаты своей работы ребята докладывают на ежегодных Ольгинских экологических чтениях “Заповедная природа Лахты и Ольгино”.
В 2011 году экологические чтения были посвящены орнитофауне заказника “Северное побережье Невской губы”, а в 2012 году памятнику природы “Петровский пруд”, образовавшемуся на месте извлечения гром-камня – основания памятника “Медный всадник”.
Охрана редких и учёт исчезающих животных проводятся путём создания Красных книг: международных, отдельных государств, регионов, городов.
Сейчас мы услышим небольшие сообщения учеников о животных Красной книги СПб (слайды 24 и 25)).
Ученики рассказывают о животных, развешивают на доске листы с рисунками или фотографиями редких животных, образуя своеобразную галерею.
Домашнее задание: параграф 60 подготовить сообщение о том, что значит рациональное использование животных.
Список литературы к уроку представлен на слайдах 26 и 27.