“Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –
Посмотри, что творит на Земле он!
Через век он природу разрушит вконец,
А в нее был когда-то влюблен он”.
Цель: Вовлечь учащихся в эколого-просветительную деятельность.
Задачи:
- Закрепить знания о значении леса
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному Краю.
- Прививать навыки по охране и восстановлению природных объектов.
Форма занятия: экологическая игра
1 ведущий:
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
2 ведущий:
Основоположником учения о лесе по праву считается русский ученый Г.Ф.Морозов (1867 – 1920). В своей книге “Учение о лесе” он дал главное определение этого сообщества: “Лесом мы будем называть такую совокупность древесных растений, в котором обнаруживается не только взаимное влияние их друг на друга, но и на занятую ими почву и на атмосферу”.
В дальнейшем ученый расширил представление о лесе, показал, что это совокупность не только растений, но и комплекс всего живого, где составные части взаимодействуют между собой и окружающей средой, непрерывно изменяясь.
1 ведущий: Так уж устроен человек, что стремиться проявить себя в самых сложных испытаниях. И сегодня совершаются наитруднейшие переходы через пустыни, смельчаки в одиночку на шлюпке пересекают океаны, высаживаются на необитаемые острова и пытаются там найти средства к существованию. Выйти победителем из этих ситуаций людям помогают сила духа, знания родной природы.
2 ведущий: Сегодня такими путешественниками станут Робинзоны 7-х и 8-х классов, которые по “щучьему велению” оказались в незнакомом лесу. Ваша задача, ребята, выжить до прихода помощи. У вас есть знания о природе и ее законах, вы можете использовать их. За каждое преодоленное препятствие вы будете получать “солнышко”, которое даст вам шанс дождаться прихода помощи.
1 ведущий: Сейчас, ребята, основная ваша задача – построить себе жилище, чтобы укрыться от непогоды. Что может стать вашим кровом? Нарисуйте свой вариант жилища, укажите материал, который вы использовали для его постройки, и объясните свой выбор.
Ответы Робинзонов:
1. Что может стать кровом? (Шалаш: крупные ветви ели ставят конусом, мелкие – по принципу черепицы между ними.)
2. На чем спать? (На матраце: осока, еловые ветки, уложенные в несколько слоев.)
3. Подушка не помешает? (Можно использовать пух иван-чая, рогоз.)
4. Без одеяла не будет холодно? (Будет! Накройся сухой травой, мхом.)
2 ведущий: Ну, что ж, одно “солнышко” у вас есть. Вот вам второе задание.
В последнее время резко возросла потребность в так называемых недревесных продуктах леса: орехах, ягодах, грибах. Это ценнейшие продукты, которые используются как в натуральном, так и в переработанном виде. До первой мировой войны сумма, выручаемая крестьянами за грибы и ягоды, составляли около 200 млн. рублей золотом, что превышало тогда стоимость всей вывозимой за границу древесины. Сбор и потребление дикорастущих ягод и грибов на одного отдыхающего в лесу по приблизительным расчетам составляют в наши дни 3 – 10 кг. ягод и 10 – 30 кг грибов.
Каковы правила поиска съедобных растений?
Ответ.
Никогда не употребляйте:
- растения, выделяющие на изломе белый (похожий на молоко) сок;
- грибы с неприятным запахом;
- луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха;
- косточки и семена плодов (они часто ядовиты).
В северных и умеренных широтах все ягоды, похожие на малину, клубнику и чернику безопасны.
Незнакомые плоды, луковицы, клубни желательно проварить, так как варка уничтожает многие органические яды.
Наибольшая часть очень ядовитых растений встречается на болотистых почвах и на субальпийских лугах.
1 ведущий. Прекрасно! У вас уже два “солнышка”. Пора подумать и о хлебе насущном.
Определите, какими растениями можно заменить следующие продукты питания. Укажите, какую часть растения вы используете.
Продукты | Чем можно заменить |
Кофе. | Ответ: Одуванчик – корень, Цикорий – корень, Шиповник – плоды. |
Масло. | Ответ: Кедровые орехи, Лещина – орех, Сосна – семена. |
Хлеб. | Ответ: Иван-чай – корень, Рогоз – корень, Кувшинка – корень. |
Салат. | Ответ: Примула – листья, Крапива – листья, Хвощ – стебель, лист. |
Картофель. | Ответ: Иван-чай – корень, Стрелолист – клубни, Лопух – корень. |
Сахар. | Ответ: Камыш – корень, Можжевельник – шишки, Медуница – корень весной. |
Капуста. | Ответ: Молодило – листья, Сныть – листья. |
Огурец. | Ответ: Борщевик – стебли. |
2 ведущий: Вы заработали и третье “солнышко”, замечательно. А знаете ли вы, что в народной медицине используют около 12 тысяч видов лекарственных растений, из которых многие – лесные. Спрос на них в последнее время резко возрос, и трудно найти семью, не использующую те или другие растения и продукты их переработки.
Как не стыдно человеку –
Чуть чего бежать в аптеку?!
Ты прими хоть сто пилюль,
Все равно здоровья – нуль!
Зато у матушки-природы
Полным – полно других даров.
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и неба своды -
И ты практически здоров!
У наших участников появились симптомы некоторых заболеваний: укусы насекомых, ОРВИ, раны и ожоги, желудочно-кишечные расстройства. Помогите себе, найдите лекарства в “лесной аптеке”.
Ответ: Укусы насекомых (оса, пчела, комар).
Снимает боль и раздражение – сок одуванчика, листья подорожника и черемухи, мята перечная.
Раны и ожоги.
Помогут остановить кровотечение – крапива, пастушья сумка, тысячелистник.
Ранозаживляющие – подорожник, мать-и-мачеха, зверобой, заячья капуста.
Перевязочные средства – сфагнум, кукушкин лен.
ОРВИ.
Жаропонижающие травы – отвар листьев малины, клюква (сок ягод), примула, полынь, кипрей.
При кашле – мать-и-мачеха, подорожник, прострел, примула, корень солодки, медуница.
Желудочно-кишечные заболевания.
Ромашка аптечная, полынь, аир болотный, одуванчик, тысячелистник, черника, мята перечная, подорожник (листья), зверобой, хвощ, черемуха, крапива.
1 ведущий: Как видно и болезни вам не страшны, если знаешь природу родного края. А знаете ли вы, что все растения так или иначе связаны с животными? Желтый цвет лютиков привлекает насекомых, которые питаются нектаром цветка, а заодно способствуют опылению. Привлекают животных и сладкие ягоды; они едят эти ягоды и тем самым способствуют распространению растений, поскольку в помете животных содержатся их непереваренные семена. Некоторые растения вырабатывают горький сок в листьях, имеют колючки или жгучие волоски, чтобы защититься от животных. Какие еще приспособления для защиты могут использовать растения?
Ответ. Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из рассказа Николая Осипова “Оруженосцы”: “...Удивительный дар у этих растений – создали столько видов “оружия”, хоть музей открывай: растительные шпаги, пики, трезубцы! Хороша малина, да возни с ней много. Чуть зазевался – занозил палец: впились в кожу тонкие иголки, которыми усеяны стебли малины. Несдобровать улитке или гусенице – непременно распорют мягкое брюшко, если вздумает полакомиться листьями. Боярышник защищается от животных покруче – у него колючки чуть ли не с палец длиной. Такие “шила” прогонят какое угодно жвачное животное. Интересно защищается от непрошенных гостей шиповник. Верхушки его побегов арками склоняются к земле. Из почек на побегах вырастают новее побеги. Из них тоже получаются арки. Все так перекручено-перевито, что не разберешь где начало, где конец. И отовсюду на вас глядят острые шипы. Не у шиповника ли научились саперы делать заграждения из колючей проволоки?! Чтобы обзавестись колющим “оружием”, растениям пришлось пройти долгий путь постепенных изменений. У чертополоха стали удлиняться жилки листа: они вытянулись за края листьев и тоже стали колючками. Так и поделили листья обязанности: одни, обычные, продолжают добывать пищу из воздуха и солнечных лучей; другие отпугивают врагов. Шиповник “пожертвовал” на острые шипы какую-то часть кожицы на цветочках”.
2 ведущий: Пятое “солнышко” тоже ваше. Вы молодцы! Показали знания не только родной природы, но и творчество наших писателей. Действительно, лес всегда служил источником вдохновения поэтов, писателей, художников. Вспомните стихи о лесе, наиболее запомнившиеся вам.
1 ведущий: Сурова жизнь Робинзона. Каждая минута – борьба за выживание. Вы обеспечили себя всем необходимым, благодаря своим знаниям, умениям, ловкости и сноровки. Теперь можно и отдохнуть до прихода помощи.
1) Участники получают карточки с названием растений и животных. Они должны образовать пары (растение – животное) и объяснить причину выбора (одним, двумя словами).
Ответ. Еж – сосна (имеются иголки); крапива – пчела (жалят); мать-и-мачеха – крот (мягкие покровы); росянка – паук (едят насекомых); репейник – пиявка (цепляются); осина – заяц (“трусишки”).
2) Каждому, находящемуся в лесу, желательно знать, какая погода будет в ближайшее время: нужно ли срочно строить шалаш для укрытия от дождя или можно спокойно продолжить путешествие. Открываем метеобюро. Знаете ли вы признаки хорошей и плохой погоды?
Ответ:
Признаки хорошей погоды: - паук быстро ткет паутину;
- утренняя роса на траве;
- вечером квакают лягушки;
- днем тепло, а ночью холодно;
- муравьи тащат куколок;
- стрекочут сверчки и кузнечики;
- утром стелется туман;
- красная вечерняя заря, серое утро.
Признаки плохой погоды: - ласточки летают низко;
- паук сворачивает паутину;
- утром нет росы;
- муравьи бегут к муравейнику;
- дым от костра стелется по земле;
- при восходе небо красное;
- мухи становятся назойливыми;
– дождевые черви вылезают наружу.
2 ведущий: Дорогие Робинзоны, Вы видите объявления, предложенные тем или иным живым организмом. Отгадайте авторов этих посланий.
- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда при себе. (Улитка, черепаха).
- Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, дикобраз, ель, сосна).
- Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк).
- Помогу все, у кого сломался будильник. (Петух).
- Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом. (Медведь).
- Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья. (Птица).
- Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк).
- Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно отращу новый. (Ящерица).
- Уже 150 лет жду друга! Характер положительный, недостаток один – медлительность. (Черепаха).
- Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)
- Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова).
- Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть.(Лиса).
- Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушки).
За правильные ответы участники получают “солнышки”.
1 ведущий: Завершить нашу игру можно хорошей песней. (Участники игры поют песню “Солнышко лесное”.
2 ведущий: Сегодня для вас открылись некоторые тайны природы. За время путешествия вы кое-чему научились. Команда отправляется домой на вертолете, количество мест на нем не ограничено.
“Когда вы испробовали хоть раз лагерную жизнь, когда вы поняли радости здоровой, счастливой товарищеской жизни в маленькой палатке или грубом шалаше, тогда ни одно развлечение не будет иметь для вас отныне такой притягательности, как жизнь под парусиновой крышей или на бивуаке...” - говорил любитель лесных походов и приключений В.Попов.
Дерзайте, друзья! До новых встреч!
Используемая литература.
1. Верзилин Н.М. По следам Робинзонов. – М.,1994.
2. Научно-методический журнал “Биология в школе”, №8, 2007; №7, 2003; №7, 2004.
3. Энциклопедия для детей. Аванта+. Биология, том 2.