Современный человек должен владеть компьютерной грамотностью и использовать компьютер в своей профессиональной деятельности.
Раньше учителя и ученики получали информацию из учебников, в книгах, в журналах, в газетах, при просмотре телевизора. Сейчас же можно использовать компьютерные справочники, энциклопедии, словари, можно очень многое найти в Интернете, учителя и ученики могут участвовать в олимпиадах, в конкурсах.
Использование информационных технологий заставило меня, учителя, пересмотреть формы, методы, приёмы проведения уроков. Считаю, что для эффективного проведения урока, для повышения познавательного интереса, для усиления мотивации к учению учитель обязан использовать в своей работе различные технологии, в том числе и информационные технологии.
Что уже сделано мною?
Это создание презентаций учащимися и учителем.
Использую этот вид деятельности в 7-11 классах. Ребята изучают тему, используя учебники разных авторов, справочные материалы, ресурсы из интернета, с дисков, при необходимости получают консультацию у учителя, создают презентацию. На уроке при изучении данного вопроса дети рассказывают тему одноклассникам, используя показ подготовленной презентации. а для учащихся организуется активное слушание. Дети задают вопросы, оценивают качество приготовленной презентации; получают опорный конспект по данному вопросу.
Создание презентации учит детей анализировать и выбирать главное, излагать тему последовательно, позволяет найти что-то новое, интересное, способствует формированию общеучебных умений и навыков. Понятно, что это происходит не на каждом уроке, они чередуются с уроками решения задач, с уроками-лекциями, с лабораторными работами, зачётами и т.д. В настоящее время создана копилка презентаций по всем разделам физики.
При проведении домашних опытов: дети поэтапно фотографируют проведение опыта либо снимают видеоролик, готовят презентацию, затем при отчёте используют полученный материал.
Этот приём использую в 9-11 классах, затем использую полученный материал на уроках физики в 7-8 классах.
В 7-8 классах учащиеся составляют задачи, где главные герои-герои сказок, мультфильмов. Ученики, успевающие на “4”, “5” и, конечно же по желанию, создают электронный задачник- текст задачи и рисунок к ней( его рисуют сами или находят в интернете).
На уроках обобщения заполняем таблицы, получается более наглядно и быстро. Этот приём требует от учащихся активной мыслительной деятельности. Здесь можно использовать различные приёмы: один ученик заполняет таблицу, работая на компьютере, другие – в тетради, затем начинается проверка таблицы; у учителя имеется готовая таблица, дети заполняют таблицу самостоятельно, затем идёт проверка и т.д.
На уроках решения задач провожу быструю проверку самостоятельно решённой задачи.
При написании рефератов, докладов, сообщений, при оформлении результатов исследования, при проведении проектной деятельности.
Этим видам деятельности дети должны научиться в школе, чтобы в дальнейшем полученные умения и навыки использовать при обучении в вузах, колледжах ит.д.
При выполнении этих работ учащиеся изучают много источников, выделяют из них важное и главное, а затем оформляют на компьютере.
При подготовке к ЕГЭ:
- тестирование
- повторение теоретического материала, используя электронные носители.
При объяснении нового материала при обобщении, при закреплении полученных знаний использую фрагменты видеофильмов, большое количество наглядного материала (фотографии, схемы, опыты, которые невозможно провести в классе.)
Изготовление раздаточного материала, справочного материала использую на уроках решения задач, на самостоятельных и контрольных работах, при ответе ученика, на лабораторных работах и т.д.
При подготовке домашнего задания: поиск дополнительного материала к уроку; поиск пословиц, поговорок, стихов, рисунков, фотографий и т.д.
Проведение мультимедийных лекций. Происходит изложение учебного материала, в котором учитель передаёт часть своих функций компьютеру, восприятие материала идёт на слух и зрительно. Но учитель остаётся главным, ему отводится большая роль на таких уроках, необходимо, чтобы ученики усвоили материал.
Я считаю, что использование информационных технологий на уроках физики способствуют формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, развивают познавательный интерес, повышают мотивацию к учению, способствуют формированию общеучебных умений и навыков; уроки-семинары, конференции проходят на высоком уровне, т.к. больше возможностей найти интересный и познавательный материал и преподнести его более наглядно и красочно.
Одним из результатов своей работы считаю то, что ежегодно мои ученики 11 класса выбирают экзамен по физике (на изучение предмета отводится 2 часа в неделю), успешно сдают его, поступают в ВУЗы. В 2012 году один ученик за экзамен получил 90 баллов.