Повышение уровня образованности воспитанников

Разделы: Администрирование школы, Социальная педагогика


Проблема социального сиротства является одной из острейших в России: с каждым годом увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей. Данное явление приобретает массовость и социальную опасность. Сиротство является одним из факторов, оказывающих разрушительное влияние на эмоциональные связи ребенка с миром взрослых и сверстников, которые развиваются в более благоприятных условиях, и вызывает вторичные нарушения физического, психического и социального характера, которые, в свою очередь, оказывают большое влияние на важную сферу жизни воспитанников, как учебная деятельность.

Регулятором учебной деятельности является мотивация, которая пронизывает все психологические процессы воспитанника. Наибольшей силой среди мотивов учебной деятельности обладает познавательный интерес, т.е. интерес к познанию. У воспитанников детских домов проявляется отсутствие или запаздывание познавательного интереса, неустойчивость учебных мотивов, преобладание мотивов принуждения над мотивами побуждения.

Таблица 1. Мониторинг школьной успешности

Показатель, % 2009 2010 2011 2012
Количество воспитанников, обучающихся на “4” и “5” 25 20 18 16
Количество воспитанников, получаемых полное общее образование 8 3 2 3
Количество воспитанников, поступающих в ВУЗы, СУЗы 4 5 2 3

Дети испытывают трудности в процессе восприятия что, прежде всего, проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Наблюдаются недостатки всех видов памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, дети испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и во времени.

Для детей, у которых имеется препятствие в виде неудачи в учебе, снижен уровень самооценки, что во многом программирует его дальнейшую жизнь, становится препятствием на пути его взаимодействия с другими людьми и миром в целом. Поэтому главным приоритетным направлением работы с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей является: повышение уровня образованности воспитанников.

Целью данного направления:

Создание условий для развития образовательных компетенций у воспитанников, обеспечивающих достижение их успешности в сфере интеллектуальной и трудовой деятельности.

Задачи:

  • Обеспечить непрерывный мониторинг процесса и результата образования воспитанников;
  • Развивать учебно-познавательную мотивацию и интерес к отдельным отраслям знаний;
  • Включать воспитанников в различные виды интеллектуальной, исследовательской и проектной деятельности;
  • Способствовать вовлечению воспитанников в сеть дополнительного образования.

По данному направлению изучена нормативная правовая база, регламентирующая деятельность системы образования в рамках модернизации системы образования Красноярского края и организовано тесное взаимодействие с образовательными учреждениями, в которых обучаются воспитанники.

В детском доме создана единая образовательная среда (Приложение 1) на основе взаимодействия основного и дополнительного образования. Воспитанники обучаются в разных школах по разно уровневым программам, для развития способностей и удовлетворения интересов используются как возможности самого детского дома, так и внешкольных учреждений города, также дети получают профессиональное образование в учебных заведениях Красноярского края.

В рамках данного направления заключено трехстороннее соглашение о взаимодействии органов опеки и попечительства управления образования, детского дома и средних образовательных школ г. Красноярска. Взаимодействие рассматривается как целенаправленный взаимообмен опытом и жизнедеятельностью учащихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок в данном случае воспринимается как субъект изменений, соучастник всех действий, а не объект, подвергающийся внешним влияниям.

Для организации качественного взаимодействия с образовательными учреждениями (Приложение 2) в своей работе используем традиционные формы взаимодействия (педагогический совет, педагогический консилиум, семинар), так и инновационные (создание единого информационного пространства через сетевое взаимодействие).

Формирование учебно-познавательных компетенций осуществляется ежедневно, планируется воспитателями и специалистами детского дома, через организацию коррекционно-развивающей работы, развивающего часа и самоподготовки. В связи с этим целесообразно описание учебно-познавательных компетенций, специального учебного плана не предусматривается.

Цель: развитие познавательных способностей, обще-учебных навыков и умений воспитанников.

Таблица 2. Умения воспитанников в учебной деятельности

КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обще-учебные компетенции Умение:
  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам;
  • определять учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;
  • самостоятельно планировать свои действия;
  • осуществлять процессы анализа, синтеза и сравнения;
  • выделять главное;
  • делать вывод, умозаключение; осуществлять выбор;
  • строить диалог, беседу;
  • слушать и слышать, задавать вопросы.
Беседа, наблюдение, анкетирование, метод эссе, тестирование 1. Знает и соблюдает правила гигиены учебного труда.

2. Рационально использует время в соответствии с режимом дня.

3. Знает алгоритмы выполнения заданий и успешно пользуется ими.

4. Самостоятельно планирует, свои действия и умеет внести изменения в соответствии с изменившимися условиями.

5. Самостоятельно оценивает свою учебную деятельность.

6. Владеет разными видами контроля.

7. Имеет собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам.

Формирование совокупности “универсальных учебных действий” обеспечивает “умение учиться”, способствует саморазвитию и самосовершенствованию воспитанников, путем присвоения нового социального опыта.

Педагоги дополнительного образования постоянно работают над развитием положительной мотивации воспитанника, стараются в каждом ребенке увидеть одаренность, чтобы в нужный момент дать ему возможность самореализоваться и самоутвердиться.

Программа дополнительного образования “Химия в быту”

Пояснительная записка

Программа предназначена для воспитанников 9 класса и рассчитана на 34 часа(1 час в неделю).

Программа “Химия в быту” рассчитана на развитие любознательности, интереса к химии и обучению, умений правильно обращаться с химическими препаратами в быту.

Актуальность данной программы подкрепляется практической значимостью рассматриваемых тем, что способствует повышению интереса к химии и ориентирует на профессии, связанные с изучением данного предмета. Содержание данной программы предполагает разнообразие видов деятельности воспитанников, работу с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Цель: развитие личности воспитанников, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.

Задачи:

  • Дать воспитанникам представление о методах и приемах работы с химическими текстами и другими заданиями;
  • Применять полученные знания о веществах в повседневной жизни;
  • Развивать познавательную активность и самостоятельность, творческие способности;
  • Сформировать и развить навыки чтения химических книг.

Программа состоит из пяти взаимосвязанных разделов (Приложение 3). Итогом всей работы является составление портфолио воспитанника.

Формы обучения: беседа, лекция, семинар, рассказ дискуссия, практическая работа, индивидуальная и групповая работа.

Формы контроля: защита проектов, подведение итогов практических работ, деловая игра, конкурс творческих работ, текущий контроль по темам (тестирование, анкетирование), защита проектов.

В результате изучения курса воспитанники должны

знать:

  • основные понятия разделов курса;
  • значение белков, жиров и углеводов в питании человека;
  • как составлять меню и правильно питаться;
  • причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды и удаления накипи;
  • причины, источники и способы загрязнения окружающей среды;
  • способы предупреждения загрязнения окружающей среды продуктами бытовой химии;
  • влияние на состояние здоровья человека соединений бытовой химии;
  • правила пользования лекарственными средствами и условиями их хранения.

уметь:

  • подбирать туалетное мыло в зависимости от типа кожи, правильно пользоваться средствами бытовой химии;
  • подбирать зубные пасты, щетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года;
  • анализировать состав лекарственных препаратов, средств бытовой химии;
  • определять цель, выделять объект исследования;
  • работать с дополнительной литературой;
  • работать в группе;
  • писать и защищать рефераты, доклады, творческие отчеты, проекты.

Темы рефератов (проектов):

  1. Составление домашнего меню.
  2. Техника выведения различных пятен.
  3. Химия и косметика.
  4. Искусственная пища: за и против.
  5. Общие тенденции современного макияжа.
  6. Исследование продуктов питания городского рынка.
  7. Какая краска для волос лучше?
  8. Средства ухода за обувью, мебелью, одеждой.
  9. Экологически безопасное поведение при использовании средств бытовой химии.
  10. Ароматические средства.
  11. Рациональное питание и здоровье.
  12. Макро- и микроэлементы, их биологическая роль.
  13. Полимеры в медицине.
  14. Отравление препаратами бытовой химии.

Для развития индивидуальных творческих особенностей воспитанников, вовлекаем каждого ребенка в работу кружков и секций. Приобщаем воспитанников к художественному, музыкальному творчеству. Процесс дополнительного образования воспитанников сужает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. В единой социокультурной среде воспитанники успешно взаимодействуют с педагогами дополнительного образования. Дети, добившиеся определенных успехов в системе дополнительного образования, участвуют в различных творческих выставках и конкурсах.

Критерии реализации дополнительного образования:

  • положительная динамика охвата воспитанников системой дополнительного образования учреждения и социума в зависимости от склонностей, интересов, состояния здоровья детей;
  • стабильность посещения кружков, секций, объединений воспитанниками;
  • участие воспитанников в фестивалях, конкурсах, смотрах разного уровня;
  • положительная динамика или устойчивость доли воспитанников, получающих профессиональное образование по профилю дополнительного образования, использующих опыт дополнительного образования в организации своего досуга.

Кроме формирования специфических знаний, умений, навыков, все педагоги обеспечивают предпрофильную подготовку, ориентируя воспитанников на продолжение обучения в конкретных профессиональных училищах, колледжах, техникумах, вузах. Таким образом, большинство воспитанников при выпуске из детского дома выбирают профессию, о которой не только имеют представление, но и владеют определенными знаниями, умениями в этой области (Приложение 4).