Тип урока: урок-исследование с НРК.
Цель урока:
- дидактическая – рассмотреть практическую направленность знаний шкалы, делений шкалы; повторить понятие шкалы, повторить единицы измерения на различных приборах измерения, ввести понятие координатного луча, научиться определять координаты точек координатного луча.
- развивающая – развитие умений различать деления шкал; развитие умений применять полученные ЗН в решении задач; определять координаты точек на координатном луче.
Оборудование: чертежные инструменты, презентация PowerPoint.
Ход урока
1. Организационный момент. (Учитель приветствует и сообщает тему урока)
(слайд №1)
2. Актуализация ЗУН.
(слайд № 2) Вычислить устно:
- 37+27=
- 41-12=
- 36-18=
- 22-15=
- 68-29=
- 56-17=
- 44+19=
- 28+18=
- 54+26=
- 27+15=
Устный опрос: (слайд №3,4)
- Дайте определение отрезка
- Дайте определения луча.
- Дайте определение треугольника.
По рисунку определите:
- Какие точки принадлежат прямой а?
- Какие точки не принадлежат прямой а?
- Какая геометрическая фигура изображена на рисунке?
- Назовите вершины, стороны,углы.
(Слайд № 5) На слайде представлены разные геометрические фигуры:
Учитель: Ребята, я прошу вас посмотреть на геометрические фигуры, назовите их. С помощью каких инструментов можно чертить эти фигуры?
3. Изучение нового материала (слайд №6, 7)
Учитель: С помощью какого инструмента можно измерить длину отрезка? Длины отрезков измеряют линейкой. На линейке нанесены штрихи. Они разбивают линейку на равные части – деления. (слайд № 8). Расстояние между мелкими рисками равно 1 миллиметр, а между крупными 1 сантиметр. Все деления линейки образуют шкалу. Шкалы бывают не только на линейках. Какие приборы имеют шкалы? Термометр Каждое деление соответствует одному градусу Цельсия. Какую температуру показывает термометр? - Длины измеряют разными измерительными приборами. Шкалы могут быть и на других измерительных приборах, например термометр. Данный термометр имеет цену деления равную 1 градус Цельсия (слайд №9)
4. Историческая справка (слайд №9)
Андерс Цельсий - (1701-1744), шведский астроном и физик. Родился 27 ноября 1701 в Упсале. Окончил Упсальский университет и с 1730 до конца жизни был профессором этого университета. При его участии была организована Упсальская обсерватория, директором которой он стал в 1740. В 1733 Цельсий обнародовал данные наблюдений северного сияния, полученных им самим и другими астрономами в период с 1716 по 1732. В 1763 он принимал участие в экспедиции, целью которой была проверка гипотезы И.Ньютона о том, что Земля сплющена у полюсов. В 1742 опубликовал работу с описанием стоградусной шкалы термометра, в которой температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении была принята за 0°, а температура таяния льда - за 100°. Позже шведский биолог К.Линней "перевернул" эту шкалу, приняв за 0° температуру таяния льда. Этой шкалой мы пользуемся до сих пор, называя ее шкалой Цельсия. В 1948 она была принята как международная.
Учитель: На рисунке внизу изображен луч ОХ. Отметим на этом луче точку F. Под началом луча, точка O, напишем число 0, а под точкой F — число 1. Отрезок OF называется единичным отрезком. Нанесем на луч точку D, так чтобы расстояние OF было равно расстоянию FD и под точкой D напишем число 2. Затем на этом же луче отложим отрезок DE, равный единичному отрезку, и под точкой E напишем число 3. Повторяя эти действия, мы получим бесконечную шкалу. Ее называют координатным лучом. Числа 0, 1, 2, 3, ..., соответствующие точкам O, F, D, E ..., называют координатами этих точек. Пишут: О(0), F(1), D(2), E(3) и т. д.
Учитель: Шкалы могут быть и на других измерительных приборах (слайд № 10-17)
5. Решение упражнений из учебника № 108-112 Стр 23-24
6. Подведение итога урока (слайд № 18-19)
Учитель: - Какую температуру показывает термометр?
Прочитайте (слайд 19)
7. Домашнее заданиеп.4 стр. 21-22 №137,138,144