На уроках музыки осуществляется интегративные связи с другими видами искусства. Это даёт педагогу возможность создавать у учащихся целостное представление об искусстве, источником которого является сама жизнь. Интеграция осуществляется через взаимодействие разных видов искусства, комплексное освоение единого тематического содержания, установление межпредметных связей, создание целостного образа средствами разных видов искусства, понимание интонации как основы художественного образа. Выход за пределы музыки поможет учителю в развитии у детей эстетического отношения к миру, мобилизовать их знания и впечатления, полученные по предметам гуманитарно-эстетическкого цикла, создать в представлении ученика целостную картину жизни людей, их культуры, понять и осмыслить некоторые этапы исторического развития, образа самого искусства. Интеграция способствует созданию условий для выхода детей на продуктивную творческую деятельность, стимулируя самостоятельность, познавательную активность, обогащение новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыки, живописи. Такие занятия развивают творческое мышление, расширяют знания детей об окружающем мире, формируют яркие, положительные эмоции.
Для постижения “языка” различных видов искусства перед уч-ся ставятся конкретные творческие задачи: определить настроение, выраженное в произведении искусства; раскрыть замысел автора. С помощью учителя дети стараются проникнуть в секреты художественной выразительности каждого вида искусства. Сопоставляя их между собой, учащиеся приходят к важному выводу: средства художественной выразительности разных видов искусства во многом схожи между собой (мелодия сродни контуру рисунка; ритм – технике мазка, его пульсации, штриху; драматургия в музыке – сюжету в живописи, взаимодействию образов, персонажей; тембр – окраске, насыщенности цветовой гаммы; лад – освещению, настроению; темп и в музыке, и в живописи – развёртыванию сюжета). В сравнении произведений разных видов искусства и их средств выразительности у учащихся рождаются художественно-образные ассоциации, которые побуждают детей к творческому самовыражению. Развитие ассоциативно-образного мышления школьников совершенствует “внутренний слух” и “внутреннее зрение” через привлечение образов изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений. Сценарий таких уроков: прочувствовать, осознать, проявить своё отношение в практической деятельности через моделирование музыки красками, цветом, палитрой.
Интегрированный урок по теме “Музыкальный пейзаж”, разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов.
Цель: осознание учащимися взаимосвязи музыкального и изобразительного искусства.
Задачи:
- закрепить знания о средствах музыки и изобразительного искусства;
- формировать навыки осознанного восприятия музыки;
- развивать “внутреннее” зрение, воображение, художественное мышление;
- побуждать детей к творческому самовыражению в изображении природы.
Материально-техническое оснащение урока:
1. Аудиозаписи:
- П.И. Чайковский “Январь. У камелька” пьеса для фортепиано из альбома “Времена года”.
- Песня Т. Боровик “Волшебный рассвет”.
2. Репродукции картин:
- В. М. Васнецов “Богатыри”, В. Криворучко “Дмитрий Донской”, И.Репин “Портрет Нади Репиной”, В. Серов “Девочка с персиками”, И. Машков “Натюрморт с маками и васильками”, А. Саврасов “Зимний пейзаж”, Грабарь “Иней”, А Васнецов “Зимнее утро”.
3. Мультимедийная презентация “Можем ли мы увидеть музыку?”. Приложение1
4. Оборудование: для учителя - ноутбук, проектор, музыкальный центр; для учащихся – гуашь, альбом для рисования, кисти, палитра.
ПЛАН
Этапы. Используемые методы | Содержание, виды деятельности | Ожидаемые результаты |
Вводный. Методы: словесный, деятельностно-практический. |
Приветствие. Исполнение песни. Беседа. |
Создание психологического комфорта, эмоциональный настрой, обобщение ранее полученных знаний. |
Информационно-практический. Методы: словесный, наглядно-зрительный, проблемно-поисковый, деятельностно-практический. |
Слушание музыки. Практическая работа: создание творческих индивидуальных работ. Сравнение и анализ средств художественной выразительности. |
Развитие ассоциативного мышления. Формирование способов, умений и навыков творческой деятельности на основе усвоения специфики средств художественной выразительности музыки и ИЗО. |
3. Итоговый. Рефлексивно-оценочный метод. |
Завершение практической работы. Демонстрация творческих продуктов деятельности. |
Осознание взаимосвязи видов искусства. Получение эмоционального удовлетворения от творческой самореализации. |
ХОД УРОКА
Вводный этап.
I. Музыкальное приветствие: “Здравствуй, новый день!”
II. Исполнение песни “Волшебный рассвет”
Слушание: введение детей в образное пространство темы урока.
Беседа о содержании песни, красоте окружающей природы, которую можно передать в звуках музыки и изобразить красками на рисунке.
Исполнение песни учащимися.
III. Беседа об искусстве.
Выяснить у учащихся, какие виды искусства они знают, их средства выразительности.
- Что такое искусство?
- Какие знаете виды искусства?
- Для чего человек создаёт произведения искусства? Что в них передаёт?
- Связь каких видов искусства рассматривали в первом полугодии?
Природа наделила человека воображением, которое он воплощает в своих произведениях через слово, звуки, краски. Искусство открывает нам мир, оно обращено к нашим чувствам, мыслям. Когда художник берёт в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, это значит, что он хочет поделиться с людьми своими ощущениями, сокровенными тайнами, открытиями. Чтобы понять смысл созданных произведений, ощутить их эмоциональное воздействие, требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность, знание особенностей языка каждого вида искусства, которым и передаётся замысел автора.
2. Информационно-практический.
IV. Слушание: П.И. Чайковский “Январь. У камелька”
Составить рассказ о содержании музыки: рассказать о её характере, какими средствами его передаёт композитор.
- Что хотел передать в своём произведении композитор: состояние человека, его чувства, мысли, картину природы, событие?
Прозвучала пьеса из альбома для фортепиано “Времена года” П.И. Чайковского.
- Вспомните, почему композитор так назвал своё произведение? Предположите, какое время года изображено в этой музыке.
Природа занимала особое место в жизни П.И. Чайковского. В письмах и дневниках композитора сохранилось большое количество высказываний о природе, на основании которых можно понять, как он любил русскую природу, и что она для него значила, например: “Даже искусство не может дать тех моментов восторга, которые даёт природа”.
Во втором полугодии на уроках будем находить общее между музыкой и изобразительным искусством, и узнаем, что такое “музыкальная” живопись и “живописная” музыка.
Слайд 1. Сегодня на уроке ответим на вопрос: “Можем ли мы увидеть музыку?”.
V. Практическая работа: повторное слушание пьесы “Январь. У камелька” и рисование.
- Какими цветами можно передать содержание этой мелодии? Тёплыми или холодными, яркими или приглушенными, насыщенными или спокойными, светлыми или темными?
Слайд 2. Передайте красками цветовую гамму музыки: нанесите на лист альбома широкими мазками и заполните всю поверхность листа теми цветовыми пятнами, которые как вы считаете, созвучны этой музыке.
Обсуждение с учащимися полученной на листе цветовой гаммы.
- Вы правильно подобрали цвета холодной гаммы: голубой, сиреневый, лазурный и их неяркие, спокойные, светлые оттенки.
VI. Беседа о средствах выразительности, жанрах музыки и изобразительного искусства.
Раскрыть общность двух видов искусства через средства выразительности.
Музыка звучит во времени, чтобы произведение понять, надо дослушать его до конца, вслушаться. Художественные произведения существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, воспринимаются зрительно.
Слайд 3. Сравнить средства выразительности музыки и ИЗО.
Интонация ЛИНИЯ Мелодия РИСУНОК, КОНТУР Ритм ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ Динамика НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА Темп КОМПОЗИЦИЯ Лад НАСТРОЕНИЕ Тембр ЦВЕТОВАЯ ГАММА
Разные виды искусства передают содержание своими средствами, которые перекликаются между собой.
- На картинах художников мы можем увидеть: исторические события, портреты, натюрморты, пейзажи. (просмотр слайдов 4-7)
Слайд 4. Исторические картины. Один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.
Слайд 5. Портрет - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас.
Или принц в плаще старинном
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед.
Обязательно картина называется...портрет.
Слайд 6. Натюрморт - картина, изображающая повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы
Если видишь на картине чашку чаяна столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или фрукты, или торт,
Или все предметы сразу, знай: что это “натюрморт”.
Слайд 7. Пейзаж - картина, изображающая природу или какую-либо местность
(лес, поле, горы, роща, деревня, город).
Если видишь на картине поле, речку, лес и луг
Иль заснеженные дали да с берёзками вокруг.
Иль пустынную равнину, или море, или пляж.
Знай: такая вот картина называется “пейзаж”!
- И музыка может передать исторические события, изобразить портрет человека, его особенности, нарисовать картину природы.
- Как вы думаете в произведении, которое вы слушали в начале урока, что передаёт композитор? Слайд 8. (пейзаж)
Рассказ об истории пейзажа в музыке.
“Музыкальный пейзаж” имеет многовековую историю развития; его корни уходят в эпоху Возрождения, а именно в XVI в. У французского композитора К. Жанекена появились произведения, которые изображали пение птиц, например, “Соловей”. В XVIII веке итальянский композитор А. Вивальди создал произведение “Времена года”, в котором передал не только картины природы, а ещё и четыре состояния человека.
- Сколько в альбоме “Времена года” П.И. Чайковского пьес? Почему? Слайд 9.
(12 пьес, посвященных каждому месяцу года)
- Какое время года передаётся в прослушанном музыкальном фрагменте? (зима)
- Название пьесы “Январь. У камелька”. Как перекликаются чувства, состояние человека и образ зимней природы в этом произведении. Какими средствами музыки это передаёт композитор?
VII. Завершение практической работы:
На фоне звучания музыки учащиеся дорисовывают картину природы.
3. Итоговый.
VIII. Подведение итога.
Учащиеся демонстрируют свои работы Слайд 10.
Источник музыки и ИЗО – это жизнь, каждый вид искусства передаёт его своим языком.
- Можем ли мы увидеть музыку? (ответы детей)
Вслушиваясь в музыку, мы можем представить её зрительный (живописный) образ и изобразить, используя художественные средства выразительности.