Цель: создать условия для развития интереса у детей к творчеству Г. Х.Андерсена;
Задачи:
- способствовать овладению речевой и коммуникативной культурой,
- способствовать обогащению словарного запаса,
- развивать творческие способности.
Проектные задачи: формировать коммуникативную компетенцию: умение работать группе и вести продуктивный диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности, развивать умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- уметь оценивать жизненные ситуации и конкретные поступки с точки зрения общепринятых норм;
- уметь эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по плану.
Познавательные УУД:
- делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
- подробно пересказывать фрагменты сказки.
Коммуникативные УУД:
- учиться работать группе;
- слушать и понимать речь других при работе в группе;
- координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Предметные результаты:
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения.
Форма занятия: групповая.
Оборудование: выставка книг Х.К.Андерсена, выставка рисунков учащихся по сказкам Х.К.Андерсена, карточки – заготовки с планом проекта, заготовки тематических макетов сказки «Гадкий утёнок» для каждой группы, план защиты.
Предпроектный этап: в течение 3 недель учащиеся знакомятся со сказками Х.К.Андерсена, оформляют выставку рисунков.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Сообщение темы занятия.
– Здравствуйте, сегодня я вас приветствую в литературной гостиной. Мы отправляемся в гости к замечательному писателю, который жил давно, а его произведения живут до сих пор. Отгадайте. (на доске ученики составляют слово АНДЕРСЕН)
3. Воспроизведение учащимися знаний, которые потребуются для выполнения творческой работы в группе.
– Всё верно, мы отправляемся в гости к Х.К.Андерсену. Вот уже на протяжении трёх недель мы с вами знакомились с творчеством Андерсена. А кто знает, когда он жил? (1805 – 1875).
– Х.К.Андерсен родился в городе Оденсе, что находится на острове Фюн. Именно отец привил маленькому Гансу любовь к книгам, читая их каждый вечер. Для Ганса он построил дома кукольный театр и каждый вечер маленький Х.К.Андерсен сочинял пьесы и показывал их родителям.
– Давайте вспомним, какие сказки Андерсена вы прочитали. Соотнесите иллюстрацию к сказке и её название. (работа с доской)
– А хорошо ли вы знаете эти сказки? Ответьте на вопросы:
- В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда?
- В какой сказке собаки охраняли три сундука с деньгами?
- Кто помог спастись Дюймовочке?
- В какой сказке героя щипали и гнали за то, что он был не как все?
- Что сказала про Гадкого утёнка старая Утка?
- Почему утёнку пришлось уйти от старухи, которая жила с Котом и Курицей?
- «Гадкий утёнок слетел в воду и поплыл навстречу к красивым птицам, которые увидев его, тоже устремились к нему. Он опустил голову и …» Что же увидел?
– О какой сказке мы часто вспоминали? (на доске появляется название сказки «Гадкий утёнок»)
– Как мы можем познакомиться со сказкой? (прочитать, посмотреть мультфильм и др.)
– Кто создаёт мультфильм? (на доске появляются карточки «сценарист», «художник», «декоратор», «режиссёр»)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (предположения учеников)
– Правильно, созданием мультфильма по сказке «Гадкий утёнок».
– А какие бывают мультфильмы? (рисованные, кукольные, из пластилина и др.)
4. Проектирование.
– Давайте вспомним сказку и выделим основные сюжетные линии. Как развивались события?
На доске появляются карточки – сюжетные линии сказки:
1. На птичьем дворе.
2. В доме.
3. В лесу.
4. Превращение.
– Вы разделились на 4 группы, согласно сюжетным линиям. Давайте продумаем план, по которому сможет работать каждая группа. С чего начнёте работу в группе?
В ходе рассуждения на доске появляется план работы каждой группы:
1. Сюжет (обсуждение в группе: какой кадр будут создавать, его герои, макет, распределение работы в группе).
2. Создаём кадр (творческая, практическая работа в группе).
3. Представляем (чтобы получился полноценный мультфильм, кадр нужно озвучить, защитить, представить зрителям)
– У вас на столах стоят макеты – заготовки, согласно сюжетным линиям сказки, которые помогут вам в работе.
5. Практическая работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности.
Учащиеся из пластилина, картона, цветной бумаги и других выразительных средств создают свой кадр мультфильма. В итоге в каждой группе появляется макет 1 сюжетной линии сказки, который ученики должны озвучить и защитить.
6. Защита своих работ.
7. Итог урока, рефлексия.
– Кому понравилось создавать мультфильм?
– Кто поделится, в чём была трудность?
– Чему учит нас эта сказка?
– Наша литературная гостиная закрывается. Давайте улыбнёмся друг другу.
– Что можем пожелать друг другу?