Тема: "Решение задач с признаком делимости чисел"

Разделы: Математика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • совершенствовать умение решать задачи с использованием признаков делимости чисел;
    • повторить признаки делимости многозначных чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9;
    • формировать навыки письменных приёмов умножения и деления многозначных чисел.
  • Развивающие:развивать логику, математическое мышление, умение рассуждать, доказывать и опровергать мнения.
  • Воспитательные:воспитывать познавательную активность обучающихся, интерес к учебному предмету, требовательность к себе, чувство взаимопомощи, аккуратность, добросовестность и доброжелательность.

Тип урока: урок конкретизации открытого способа действия (урок решения частных задач).

Форма организации учебной деятельности: коллективно-распределительная.

Методы обучения:

  • По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: метод решения учебных задач.
  • По источникам знаний: словесные, наглядно-информационные, практические.
  • По степени взаимодействия учителя и учащегося: учебный диалог, дискуссия, самостоятельная работа.
  • В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, создание ситуации успеха, учебная деятельность, направленная на конкретизацию открытых способов действия.
  • Методы контроля и самоконтроля: контроль учителя, самоконтроль 1, 2 (рефлексия) уровней.

Педагогический приём: «ловушка»

Оборудование и оснащение урока:

  • Информационные учебно-наглядные пособия:
    • презентация к уроку по теме: «Решение задач с использованием признаков делимости чисел», составленная в программе Microsoft Word Point.
    • ЦОР к учебнику Э.И. Александровой «Математика», 3 класс, 2 часть.
  • Учебно-наглядные пособия для выполнения практических заданий: смайлы для рефлексии.
  • Технические средства информации:
    • мультимедийная установка;
    • проектор;
    • компьютер;
    • программа Microsoft Word Point

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

1.1. Проверка готовности учащихся к уроку (слайд 1)

1.2. Эмоциональный настрой на урок (слайд 2)

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «5»!

2. Ситуация успеха

– Ребята, тема нашего урока сегодня «Решение задач с использованиемпризнаков делимости чисел». (Cлайд 3)
– А что такое «признаки делимости чисел»? (Cлайд 4)
Сам Самыч пришёл к нам в гости: он получил письмо от старого знакомого – кролика Фили. У него завтра День рождения. Кролик просит нас помочь ему решить проблему:«Можно ли 38 морковок раздать каждому по 3 морковки?» (Cлайд 5)
– А вы справитесь с этой задачей?
– Какие математические знания и умения вам помогут ответить на этот вопрос? Помогите кролику Филе.
(Cлайд 6)
– А можно ли раздать это количество морковок по 2 каждому? по 4? по 5? по 6? по 8? по 9? Докажите по признакам делимости чисел.
(Cлайд 7)
– Молодцы! Я была уверена, что вы легко справитесь с этой задачей. Сегодня на уроке мы и будем решать задачи с использованием признаков делимости чисел.

3. Учебные действия, способствующие решению учебной задачи

3.1. Минутка чистописания

Используя цифры 3, 7, 9 запишите трёхзначные числа без повторения цифр: девочки в порядке убывания, а мальчики в порядке возрастания.
(Cлайд 8) Помните о правильном написании цифр и правильной посадке во времяписьма.
(Cлайд 9) Проверка по вариантам: 1 ученик зачитывает числа, остальные сверяют свои записи.
(Cлайд 10) Не вычисляя, определите, кратны ли эти числа 9. (Нет, т.к. сумма цифр 3 + 7 + 9 = 19, а 19 : 9 = 2 (ост. 1) )
– Измените в записи этих чисел одну цифру так, чтобы они стали кратны 9.
– Взаимопроверку выполните в паре. По какому показателю целесообразно оценить это задание? (правильность). Оцените работу товарища согласно критериям оценки.
– Похвалите того, кто выполнил задание верно.

3.2. Решение частных задач

(Слайд 11) Из ряда чисел выпишите те, которые кратны 2, 4, 5, 8. (Задание для 4-х групп): 28, 104, 35236, 31008, 72270, 612136, 124585, 113400, 895, 4623, 42146.
(Слайд 12) (Учитель показывает образец выполнения задания для каждой группы, но с ошибкой; дети сверяют свою работу и обнаруживают ошибку)
– Ребята, как же так, число 4.623 не записала ни одна группа?! Почему? (Согласно признакам делимости чисел, это число не кратно 2, 4, 5 и 8)

Физкультминутка

Потрудились – отдохнём! Я буду называть числа, а вы будьте внимательны:

(Слайд 13)

если число кратно 2 – выполняйте ходьбу на месте;
если число кратно 9 – выполняйте приседания;
если число кратно 4 – выполняйте подскок.

14; 387; 152; 102; 48; 225; 250; 228; 81; 26.

(14, 102, 26, 250 – ходьба на месте;
81, 225, 387 – приседания;
48, 152, 228 – прыжки)

3.3. Решение тексто вых задач (Слайд 14)

– Ребята, как вы думаете, где в повседневной жизни мы используем знания о признаках делимости чисел? (При выполнении деления многозначных чисел, в магазине, решая вопрос о том, хватит ли денег на покупку нескольких одинаковых товаров, во время ремонта, при сервировке стола, при раскрое ткани для одинаковых костюмов, при рассадке пассажиров в несколько автобусов, самолётов, катеров и т.д.)

а) Сейчас мы решим подобную задачу. (учебник с.95 № 478)

(Слайд 15)

«С трёх полей собрали 613 ц помидоров. С первого поля собрали 282 ц, а со второго 186 ц помидоров. Сколько центнеров помидоров собрали с третьего поля? Можно ли все собранные с третьего поля помидоры, перевезти поровну на трёх машинах?»

(Слайд 16)

– Для решения этой задачи постройте схему. Какая схема не соответствует тексту задачи? Почему?

(Слайд 17)

– Составьте уравнение. (Дети предлагают несколько вариантов уравнений). Договоритесь в группе о выборе одного уравнения и решите его. (х = 145)

(Слайд 18)

– Молодцы, быстро и без усилий справились с решением этой задачи! (Дети с возмущением сообщают о том, что ответили не на все вопросы данной задачи). Да, и у Сам Самыча ярко горит лампочка! Вернёмся ко второму вопросу: Можно ли все собранные с третьего поля помидоры, перевезти поровну на трёх машинах? (Слайд 19)
– Все ли данные для этого известны? Можно ли не вычисляя, ответить на вопрос задачи?
– А сколько потребуется машин, чтобы это количество центнеров поровну перевезти с поля? (5 машин, т.к. это число кратно 5 согласно признаку делимости на 5: 1 + 4 + 5 = 10, а 10 : 5 = 2)

– Молодцы. Чтобы понять, готовы ли вы продолжать изучать секреты и законы математики, выполните контрольные задания.

4. Закрепление

4.1. Работа в парах.

(Слайд 20)

– Какие цифры можно поставить вместо *, чтобы число было кратно 8?

81* 8, 241*, 22* 8, 345*.

(Слайд 21)

– Какие цифры можно поставить вместо *, чтобы число было кратно 6?

8* 4, 27*, 8* 96, *368, 7* 96, 66* 6.

(Взаимопроверка)

4.2. Тест 1 уровня (самостоятельная работа)

(Слайд 22)Верны ли данные утверждения? (верно +; неверно –)

1. – Если число кратно 8, то оно кратно и 4. (+)
2. – Если число кратно 5, то оно кратно и 25, и 125. (–)
3. – Если число кратно 10, то оно кратно 5 и 2. (+)
4. – Если число кратно 9, то оно кратно и 3. (+)
5. – Если число кратно 3, то оно кратно и 6, и 9. (–)
6. – Используя цифры 3,4,2 можно записать трёхзначное число, кратное 10. (–)

(Слайд 23)Проверка теста.

5.Рефлексия

– Какие знания и умения вы показали на уроке?
– А теперь подумайте, на какой ступеньке лестницы знаний вы себя ощущаете:

  • Урок полезен, всё понятно
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Ещё придётся поучиться.

(Слайд 24)

– Покажите свой выбор (дети на выбранную ступеньку помещают свой смайлик).

6. Домашнее задание (обучающиеся самостоятельно выбирают, задание какой группы они будут выполнять)

(Слайд 25)

  • 1 группа: придумать и записать 5 многозначных чисел кратных (одновременно) 2, 4 и 8.
  • 2 группа: придумать и записать 5 многозначных чисел кратных (одновременно) 5, 10 и 25.
  • 3 группа: придумать и записать 5 многозначных чисел кратных (одновременно) 3, 6 и 9.

– Казалось бы, на все вопросы урока ответили, все задания выполнили, а у Сам Самыча опять ярко горит лампочка.

(Слайд 26)

– Как вы думаете, ребята, существуют ли признаки делимости на другие числа? (Да, вероятнее всего, например, на 7)
– Попробуйте самостоятельно с помощью разных источников информации к следующему уроку это доказать.