Цели:
- показать разнообразие значений понятия «любовь»;
- познакомить с рассказом В. Чаплиной «Мушка»;
- развивать мышление и монологическую и диалогическую речь учащихся;
- вызвать желание дарить любовь свою окружающим.
Оборудование: презентация, карточки со словами на доске, раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, облачка «Продолжи фразу», изображение сосуда Любви.
ХОД УРОКА
I. Насыщение нравственными знаниями ( включение учащихся в размышление о нравственных ценностях
Беседа.
– Однажды мудрецы решили выяснить, какое слово
самое главное на свете долго они рассуждали,
спорили и пришли к согласию. Это слово сейчас на
нашей доске. Слайд 1.
– Подумайте, какое бы это могло быть слово.
Обоснуйте свою мысль.
Открывается слово «ЛЮБОВЬ»
– Люди всю жизнь пытаются ответить на
вопрос: «Что такое любовь?». Каждый
человек вкладывает свое понятие в слово «Любовь»
А что любите вы? Слайд 2.
Продолжите фразу:
«Я люблю…» (Дети на разноцветных
облачках пишут окончание фразы: « Я люблю…». По
сигналу учителя встают и поднимают эти облачка.)
– Я вижу, как много всего вы любите.
У всех разное представление о любви. Многие люди всю жизнь пытаются ответить на вопрос: «Что такое любовь?», и до конца не могут понять, что это такое.
– Давайте попробуем уточнить, как сейчас мы понимаем слово ЛЮБОВЬ.
ЛЮБОВЬ |
– Подберите к слову любовь те понятия, которые ,
с вашей точки зрения, могут его раскрыть: доброта,
великодушие, внимание, зло, черствость и т. д.
– Как вы считаете, когда нужно задумываться, что
такое любовь: в детстве, юности, зрелом возрасте,
старости?
II. Накопление эмоциональной реакции
– Сегодня мы попробуем выяснить, что такое
настоящая любовь. Как вы считаете, когда нужно
задумываться, что такое любовь: в детстве, юности,
зрелом возрасте, старости?
– Как вы считаете, нужно ли учиться любви, или она
дается человеку при рождении, как дар? Слайд 4.
– Кто может научить нас любви? (Все окружающие
нас люди и не только люди) Слайд 5
– Как вы понимает выражение «Братья наши
меньшие»?
– Сегодня мы будем учиться любви. И поможет нам в
этом рассказ удивительной писательницы, большой
любительницы животных. Слайд 6
III. Чтение рассказа (до развязки)
– Закончилась ли эта история? (Нет.)
– А какой может быть конец? (Большая собака
укусила девочку. Люда встала и убежала от собаки.
Наверное, ей кто-нибудь помог.)
– Давайте узнаем ответ автора.
IV. Чтение концовки рассказа
– Чем закончился рассказ?
– Что заставило маленькую, пугливую собачку
броситься на большую и страшную собаку? (Преданность,
любовь к девочке)
– Как вы думаете, Мушка перестала бояться эту
собаку? (Нет, она дрожала от страха, но защищала
девочку)
V. Обсуждение
– Какое чувство вызвал рассказ? (Чувство
жалости, страха, восхищения)
– Назовите героев этого рассказа. (Мушка и
Люда)
– Почему собаку назвали Мушкой?
– Как выглядела собачка сначала? Как изменился
её внешний вид потом? (Дети называют слова,
характеризующие собачку, и они вывешиваются на
доску: жалкая, грязная, трусливая)
– Почему Мушка была трусихой?
– Только ли внешне изменилась потом Мушка? Как
Мушка проявляла свою любовь к девочке?
– Почему собачка изменилась? (Девочка
ухаживала за ней, кормила её, выгуливала. Она
собачку любила)
(Любящая, преданная, благодарная, старается
сделать приятное)
– Что заставило маленькую, пугливую собачку
броситься на большую и страшную собаку? (Преданность,
любовь к девочке)
– Как вы думаете, Мушка перестала бояться эту
собаку? (Нет, она дрожала от страха, но защищала
девочку)
Вывод. У Мушки появился друг – Люда. Она пожалела бездомную собачку, взяла к себе. И собачка привязалась к ней. И в трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту девочки.
– Как возникла любовь у Мушки? (Девочка
отдала собачке свою любовь, и собачка в ответ
тоже полюбила свою хозяйку)
– О чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе?
(1. О силе любви.
2. О том, что забота о животных делает нас лучше,
добрее.
3. Чтобы тебя полюбили, ты должен поделиться
своей любовью)
– Этот рассказ читают люди уже не один десяток
лет. Его читали ваши дедушки и бабушки, мамы и
папы, когда были маленькими. Они тоже учились
любви. А когда они выросли, то решили поставить
памятник этой девочке. Слайд 9.
– Давайте вернёмся к началу рассказа и вспомним,
кто дарил нам любовь изначально. (Мама.)
– Подумайте, нуждается ли мама в нашей любви? (Да)
VI. Актуализация субъективной позиции ученик
– Может ли человек жить без любви?
– Внутри каждого человека есть сосуд,
который ждет, чтобы его наполнили любовью. (Изображение
сосуда любви)
– Когда у вас появилось чувство, которое вы
назвали бы любовью?
– Как вы считаете, когда ребенок впервые ребенок
впервые встречается с любовью?
Стихи В. Берестова
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
– Мамина любовь наполнила донышко вашего сосуда любви, поэтому каждый из вас пришел в этот мир уже с любовью. Вот почему ваш сосуд уже немножко наполнен.
VII. Создание условий для нравственной рефлексии
– Наш сосуд еще наполнился, потому что у вас
появилось желание заботиться о маме.
– Но он наполнился не до краев. Почему? (Мало
одного намерения, нужно его еще осуществить.)
– Вот когда вы выполните все, что задумали, да не
один раз, а постоянно будете заботиться о маме, и
не только о маме, вот тогда ваш сосуд любви еще
больше наполнится. А чтобы вы не забывали о том,
что сосуд любви хочет быть полным, я дарю вам на
память такой сосуд.
VIII. Вывод
– Так что такое Любовь?
– Как мы ответим на этот вопрос после нашего
урока?