Совместная деятельность педагогов дошкольного учреждения и семьи в экологическом воспитании

Разделы: Работа с родителями


Формирование сотрудничества педагога с детьми зависит, прежде всего, от того, как складываются взаимодействия взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого лежит единство стремлений, взгляд на образовательный процесс, единые цели и образовательные задачи, а также пути их решения. Цель детского сада - включение родителей в решение образовательной программы.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче. Будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. На воспитание отношения к окружающему большое значение оказывает семья. От готовности родителей и близких ребёнку людей во многом зависит успешность воспитания заботливого отношения к природе и людям.

Для того чтобы изучить отношение взрослых к экологическому образованию детей было проведено анкетирование, которое показало, что подавляющее число респондентов не считают экологическое воспитание важной задачей семьи, не понимают, зачем ребёнку нужны знания в области экологии. Даже если в семье содержатся домашние животные и растения, уход за ними чаще всего осуществляют взрослые.

Тем не менее, некоторые родители указали, что они приучают детей ухаживать и заботиться о животных (особенно о маленьких: хомячок, черепаха, попугай), но к уходу за растениями приобщают крайне редко.

Основными формами работы дошкольного учреждения с семьёй являются: коллективные (родительские клубы, детские кружки, родительские собрания), индивидуальные (консультации, беседы, участие воспитателя в подготовке семейных праздников, создание уголка для родителей, тематические выставки).

На начальном этапе было проведено родительское собрание на тему, “Какими мы хотим видеть наших детей и нашу природу”, цель которого состояла в том, чтобы донести до родителей понимание того, что необходимо воспитывать в детях заботливое отношение к природному окружению. На родительском собрании раскрывалась проблема с точки зрения нравственного воспитания. Старались донести до сознания родителей значение примера их собственного поведения, на котором учатся дети. Рекомендовали родителям читать литературу нравственного содержания, анализировать её, включать сюжеты заботливого поведения в игровую, трудовую, изобразительную деятельность детей.

Осуществляя работу с родителями, следует помнить об эффективности индивидуальных форм взаимодействия. Её сущность заключается в том, что каждому родителю, нужно находить свой подход, опираться на его опыт воспитания, уровень подготовленности, учитывать его настроение. Всячески поощряли родителей к активному участию в воспитании детей и к участию жизни дошкольного учреждения. Внимательно прислушивались к их замечаниям и предложениям.

В индивидуальных беседах с родителями выясняли, как организовать природную среду, чтобы ребёнок мог сам ухаживать за природными объектами, обязательно учитывать возрастные возможности детей старшего дошкольного возраста, их умения проявлять заботу о других.

Воспитатели рекомендовали родителям чаще беседовать с детьми, знакомить их с нормами и правилами нравственного поведения с природными объектами. Объясняли родителям, что помимо чтения литературных произведений, следует упражнять детей в нравственных поступках, добиваться того, чтобы они испытывали чувства эмоционального удовлетворения. Особое внимание уделяли тому, чтобы в доме обязательно были какие-либо объекты живой природы (комнатные растения, животные), по отношению к которым старший дошкольник мог бы самостоятельно проявлять заботу.

Коллективные творческие вечера и праздники природоведческого содержания объединяли педагогов, детей и их родителей. В игровой форме все участники праздника выполняли задания ведущего, пели, танцевали, играли в игры природоведческого содержания.

Совместная деятельность сотрудников, детей и родителей организовывалась с целью благоустройства, озеленении детского сада. Это субботники, на которых дети вместе со взрослыми зимой убирают снег, чистят дорожки, развешивают кормушки для зимующих птиц, весной оформляют цветники.

Эффективность работы с родителями определяется не только отбором содержания и формы реализации, но и тем психологическим настроем, который возникает в процессе повседневных контактов между людьми, характеризующих как взаимное доверие и доброжелательность. Этим обусловлена необходимость, во первых, дифференцированной работы с родителями, то есть с отдельными подгруппами, выделяемыми из всей группы в соответствии с различиями их педагогических знаний и умений. Во-вторых, индивидуального подхода к родителям, ориентации на их культурный и образовательный уровень, на отношение к воспитанию детей.

Литература.

  1. Детский сад и семья/ Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Голицина, Л.В. Загик и др.; под редакцией Т.М. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,1986.
  2. С.А. Козлова Дошкольная педагогика: учеб. для студ. сред. проф. Учеб. Заведений/ С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – 12-е изд.- М.; Академия, 2011.