Интегрированный урок (география + история) по теме "Великие географические открытия" с использованием интерактивной доски

Разделы: География, История и обществознание


Цель: cформировать представление об эпохе Великих географических открытий, используя иллюстративный материал, технологическую карту и интерактивные продукты в формате peb.

Задачи:

– выявить причины и результаты наступления эпохи Великих географических открытий;
– изучить маршруты кругосветных путешествий, совершенных Васка де Гама, Христофором Колумбом, Фернандом Магелланом;
– развить навыки извлечения информации из различных источников, ее первичной обработки, сопоставления географических и исторических фактов для установления причинно-следственных связей;
– способствовать развитию монологической речи, навыков работы с интерактивной доской;
– развивать пространственное мышление учащихся для восприятия целостной картины мира.

Форма урока: урок – путешествие.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Оборудование: презентация " Великие географические открытия" (С.В. Бердник П.С. Бердник. , с. Гродеково Благовещенского р-на Амурской области. 2006 г. ), ; учебник А. Я. Юдовская и др. Новая история. 7 класс . М.: Просвещение, 2010 г., учебник географии И.В. Душиной " География. Наш дом – Земля",7 класс, Москва, Дрофа, 2009 г. , технологическая карта урока в печатном и электронном виде, 15 нетбуков, интерактивная доска Elite Panaboard, географические атласы для 7 класса, контурные карты , интерактивные продукты в формате peb, интерактивная физическая карта мира, памятка по написанию синквэйна, пакетик со специями.

Планируемый результат.

Ученик узнает: предпосылки и результаты Великих географических открытий, даты, открытые географические объекты, имена знаменитых мореплавателей.

Ученик научится: извлекать информацию из различных источников, объяснять значение эпохи Великих географических открытий для Нового и Старого Света; показывать маршруты путешествий по географической карте и интерактивной физической карте мира.

Развитие ключевых компетенций: познавательно-информационной и коммуникативной.

Уровень интеграции: межпредметная, объединяет знания географии и истории для раскрытия темы урока.

Использованы приемы технологий: ИКТ, игровой технологии.

Используемый метод: частично-поисковый.

Используемые приемы: подведение учащихся к определению целей и задач собственной деятельности, исходя из темы урока; организация работы по извлечению информации из различных источников (учебников по географии и истории, выступлений одноклассников, географических карт, презентации, интерактивных продуктов в формате peb ) и её применению (нанесение маршрутов путешествий на контурную карту, заполнение технологической карты); использование различных возможностей интерактивной доски; создание синквейна на этапе рефлексии.

Ход урока

1-й этап. Введение в тему урока.

Учитель читает стихотворение Сергея Парыгина “О Великих Географических открытиях”.

Корабли бороздят океаны
Взад-вперед, в каждом месте Земли.
В Заполярье и в жаркие страны
Свой маршрут проложили они.
В наше время достигнуто это,
А четыре столетья назад
Люди тщетно искали ответа,
Где находится рай, а где – ад.
И на подвиг спешили фанаты
(индульгенции были в ходу).
И скрипели на реях канаты,
Превращая легенду в мечту.
И напутствовал их Римский Папа –
Люди тихо внимали ему –
Привезли чтоб из Индии злата,
Чтоб наполнить пустую казну.

Учитель географии: Сегодня вместе с Великими путешественниками XV–XVI веков мы открываем земли Нового Света.

Вспомните: Что называлось Старым Светом? Новым Светом? Где они располагались? (ответы учащихся, работа с интерактивной физической картой мира).

2-й этап. Изучение нового материала.

Учитель истории: Как вам уже известно, ещё в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения и в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

(Работа с продуктами формата peb для заполнения технологической карты учащихся.)  Приложение 1.

Откройте учебник истории страница 10 и зачитайте , что такое астролябия и каравеллы. Приложение 2.

Один ученик – архивариус зачитывает информацию из

"Большой энциклопедии открытий и изобретений" об истории появления компаса, другой ученик – историк – сообщает о предпосылках Великих географических открытый – учебник истории – стр. 7– 8, третий ученик – картограф сообщает об изготовлении новых навигационных карт, стр. 11).

Учитель географии:

Таким образом, причинами Великих географических открытий явились: новые технические изобретения и усовершенствования в мореплавании, кораблестроении, книгопечатании и создание новых навигационных карт.

Учитель истории.

Ребята, перед вами специи , которые мы используем каждый день. Как вы думаете, это предметы роскоши ? Они сейчас дорого стоят? (Ответы учащихся.)

А вот если бы вы жили в XV–XVI веках, то обладание этим мешочком сделало бы вас богачом, так как их стоимость была баснословной и ценились они на вес золото, ими можно было расплатится при любой сделке.

Найдите в учебнике истории на странице 11 доказательство этому. А откуда они привозились? Специи привозились из Индии.

"Суетились купцы и дворяне,
Комплектуя свои корабли:
Становились порой моряками
Даже герцоги и короли".
На людей нету хуже пародий –
Не сыскать, сколько их не ищи, –
Чем великое бегство народов
На блестящие точки Земли.

Дух предпринимательства, стремление к обогащению, вера в возможности человека, стремление получить золото, пряности, драгоценности толкало людей на длительные путешествия.

Итак, продолжаем работу с технологической картой и заполняем таблицу "Великие географические открытия".

Путешественник Дата путешествия Результат
     

Учитель географии:

Показ слайдов 9–10 презентации " Великие географические открытия" (С.В. Бердник П.С. Бердник. , с. Гродеково Благовещенского р-на Амурской области. 2006 г. ),

А теперь мы рассмотрим путь Христофора Колумба к берегам Нового Света. Опираясь на труды Тосканелли, Колумб отправляется на Запад в поисках заветной Индии.

Показ презентации 3–5. " Великие географические открытия" (С.В. Бердник П.С. Бердник. , с. Гродеково Благовещенского р-на Амурской области. 2006 г.). На интерактивной физической карте учащиеся вычерчивают путь команды Христофора Колумба. Приложение 3.

Показ части презентации о путешествии Фернанда Магеллана, работа с интерактивной доской . вычерчивание маршрута Х. Колумба. Приложение 4.

3-й этап урока – закрепление.

Работа с интерактивными продуктами в формате peb:

1) работа с портретами путешественников, их именами (Приложение 5).

2) работа с объектами кораблестроения.

Учитель географии:

Итак, значение Великих географических открытий состоит в следующем:

1) получила подтверждение мысль европейцев о шарообразности Земли, единстве Мирового океана;

2) более точными стали представления о её размерах и живущих на разных континентах людях. Это создавало условия для развития наук– географии, астрономии, истории.

Учитель истории:

Рефлексия проходит в форме написания синквэйна по темам, предложенным учителем по рядам:

1-й ряд – открытия, 2-й ряд – путешественники, 3-й ряд – европейцы.

5-й этап. Домашнее задание.

§1–2 учебника истории.

§1.2 до конца учебника географии.

Виртуально посетить проспект Ла Рамбла в Испании, найти памятник одного из путешественников и описать его.