Цель: cформировать представление об эпохе Великих географических открытий, используя иллюстративный материал, технологическую карту и интерактивные продукты в формате peb.
Задачи:
– выявить причины и результаты наступления эпохи Великих географических
открытий;
– изучить маршруты кругосветных путешествий, совершенных Васка де Гама,
Христофором Колумбом, Фернандом Магелланом;
– развить навыки извлечения информации из различных источников, ее первичной
обработки, сопоставления географических и исторических фактов для установления
причинно-следственных связей;
– способствовать развитию монологической речи, навыков работы с интерактивной
доской;
– развивать пространственное мышление учащихся для восприятия целостной картины
мира.
Форма урока: урок – путешествие.
Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Оборудование: презентация " Великие географические открытия" (С.В. Бердник П.С. Бердник. , с. Гродеково Благовещенского р-на Амурской области. 2006 г. ), ; учебник А. Я. Юдовская и др. Новая история. 7 класс . М.: Просвещение, 2010 г., учебник географии И.В. Душиной " География. Наш дом – Земля",7 класс, Москва, Дрофа, 2009 г. , технологическая карта урока в печатном и электронном виде, 15 нетбуков, интерактивная доска Elite Panaboard, географические атласы для 7 класса, контурные карты , интерактивные продукты в формате peb, интерактивная физическая карта мира, памятка по написанию синквэйна, пакетик со специями.
Планируемый результат.
Ученик узнает: предпосылки и результаты Великих географических открытий, даты, открытые географические объекты, имена знаменитых мореплавателей.
Ученик научится: извлекать информацию из различных источников, объяснять значение эпохи Великих географических открытий для Нового и Старого Света; показывать маршруты путешествий по географической карте и интерактивной физической карте мира.
Развитие ключевых компетенций: познавательно-информационной и коммуникативной.
Уровень интеграции: межпредметная, объединяет знания географии и истории для раскрытия темы урока.
Использованы приемы технологий: ИКТ, игровой технологии.
Используемый метод: частично-поисковый.
Используемые приемы: подведение учащихся к определению целей и задач собственной деятельности, исходя из темы урока; организация работы по извлечению информации из различных источников (учебников по географии и истории, выступлений одноклассников, географических карт, презентации, интерактивных продуктов в формате peb ) и её применению (нанесение маршрутов путешествий на контурную карту, заполнение технологической карты); использование различных возможностей интерактивной доски; создание синквейна на этапе рефлексии.
Ход урока
1-й этап. Введение в тему урока.
Учитель читает стихотворение Сергея Парыгина “О Великих Географических открытиях”.
Корабли бороздят океаны
Взад-вперед, в каждом месте Земли.
В Заполярье и в жаркие страны
Свой маршрут проложили они.
В наше время достигнуто это,
А четыре столетья назад
Люди тщетно искали ответа,
Где находится рай, а где – ад.
И на подвиг спешили фанаты
(индульгенции были в ходу).
И скрипели на реях канаты,
Превращая легенду в мечту.
И напутствовал их Римский Папа –
Люди тихо внимали ему –
Привезли чтоб из Индии злата,
Чтоб наполнить пустую казну.
Учитель географии: Сегодня вместе с Великими путешественниками XV–XVI веков мы открываем земли Нового Света.
Вспомните: Что называлось Старым Светом? Новым Светом? Где они располагались? (ответы учащихся, работа с интерактивной физической картой мира).
2-й этап. Изучение нового материала.
Учитель истории: Как вам уже известно, ещё в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения и в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.
(Работа с продуктами формата peb для заполнения технологической карты учащихся.) Приложение 1.
Откройте учебник истории страница 10 и зачитайте , что такое астролябия и каравеллы. Приложение 2.
Один ученик – архивариус зачитывает информацию из
"Большой энциклопедии открытий и изобретений" об истории появления компаса, другой ученик – историк – сообщает о предпосылках Великих географических открытый – учебник истории – стр. 7– 8, третий ученик – картограф сообщает об изготовлении новых навигационных карт, стр. 11).
Учитель географии:
Таким образом, причинами Великих географических открытий явились: новые технические изобретения и усовершенствования в мореплавании, кораблестроении, книгопечатании и создание новых навигационных карт.
Учитель истории.
Ребята, перед вами специи , которые мы используем каждый день. Как вы думаете, это предметы роскоши ? Они сейчас дорого стоят? (Ответы учащихся.)
А вот если бы вы жили в XV–XVI веках, то обладание этим мешочком сделало бы вас богачом, так как их стоимость была баснословной и ценились они на вес золото, ими можно было расплатится при любой сделке.
Найдите в учебнике истории на странице 11 доказательство этому. А откуда они привозились? Специи привозились из Индии.
"Суетились купцы и дворяне,
Комплектуя свои корабли:
Становились порой моряками
Даже герцоги и короли".
На людей нету хуже пародий –
Не сыскать, сколько их не ищи, –
Чем великое бегство народов
На блестящие точки Земли.
Дух предпринимательства, стремление к обогащению, вера в возможности человека, стремление получить золото, пряности, драгоценности толкало людей на длительные путешествия.
Итак, продолжаем работу с технологической картой и заполняем таблицу "Великие географические открытия".
Путешественник | Дата путешествия | Результат |
Учитель географии:
Показ слайдов 9–10 презентации " Великие географические открытия" (С.В. Бердник П.С. Бердник. , с. Гродеково Благовещенского р-на Амурской области. 2006 г. ),
А теперь мы рассмотрим путь Христофора Колумба к берегам Нового Света. Опираясь на труды Тосканелли, Колумб отправляется на Запад в поисках заветной Индии.
Показ презентации 3–5. " Великие географические открытия" (С.В. Бердник П.С. Бердник. , с. Гродеково Благовещенского р-на Амурской области. 2006 г.). На интерактивной физической карте учащиеся вычерчивают путь команды Христофора Колумба. Приложение 3.
Показ части презентации о путешествии Фернанда Магеллана, работа с интерактивной доской . вычерчивание маршрута Х. Колумба. Приложение 4.
3-й этап урока – закрепление.
Работа с интерактивными продуктами в формате peb:
1) работа с портретами путешественников, их именами (Приложение 5).
2) работа с объектами кораблестроения.
Учитель географии:
Итак, значение Великих географических открытий состоит в следующем:
1) получила подтверждение мысль европейцев о шарообразности Земли, единстве Мирового океана;
2) более точными стали представления о её размерах и живущих на разных континентах людях. Это создавало условия для развития наук– географии, астрономии, истории.
Учитель истории:
Рефлексия проходит в форме написания синквэйна по темам, предложенным учителем по рядам:
1-й ряд – открытия, 2-й ряд – путешественники, 3-й ряд – европейцы.
5-й этап. Домашнее задание.
§1–2 учебника истории.
§1.2 до конца учебника географии.
Виртуально посетить проспект Ла Рамбла в Испании, найти памятник одного из путешественников и описать его.