Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Поэтому детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в любой обстановке, помочь овладеть навыками поведения в той или иной ситуации (на улице, в транспорте, дома).

Особое внимание хотелось уделить обучению детей правилам пожарной безопасности, осторожному обращению с огнем. Правила пожарной безопасности знакомы нам давно, но ребенок получает эти знания от взрослых. Дети должны усвоить, что есть предметы, которыми категорически запрещается пользоваться: спички, электроприборы, газовые плиты, электрические розетки. Этими предметами могут пользоваться только взрослые.

В дошкольном возрасте многие важнейшие познания прививаются на основе игры. Поэтому, чтобы вызвать у детей интерес к данной проблеме, нам приходится находить разные формы занятий, рассказы-беседы, увлекательные игры, задания, проблемно-поисковые ситуации. При помощи их дети овладевают способами действия, учатся, как поступать в сложившейся ситуации, составляют свой (правильный) алгоритм действий.

Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем; дать понятие о пользе и вреде огня; воспитывать ответственность за себя (собственную безопасность) и окружающих тебя людей.

Предварительная работа.

Чтение литературы:

Л.Н.Толстой “Пожарные собаки”, Б.Житков “Дым”, “Пожар”, С.Я.Маршак “Пожар”.

Заучивание стихотворений:

1. Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Сам огня не разжигай,
И другим не позволяй.

2. Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор, иль утюг.
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный, верный друг!

3. Человеку друг огонь, только зря его не тронь!
Если будешь баловать, то беды не миновать.
От огня несдобровать.
Знайте, в гневе он сердит, ничего не пощадит.
Уничтожить может садик, поле хлебное, твой дом,
И у дома все кругом.
И, взметнувшись до небес, перекинуться на лес.
Гибнут в пламени пожара даже люди иногда:
Это помните всегда!

Материал: игрушка Незнайка, игрушка-перчатка кукла-спичка, игра “Огонь-друг, огонь-враг”, плакат “Пожар 01”, игра “Если случился пожар”.

Ход занятия

1. Появляется Незнайка с большой коробкой спичек (коробка из-под обуви).

Здравствуйте, а вот и я! Давайте поиграем с моей подружкой Спичкой, мне так нравится, как она загорается! (Дети не соглашаются и объясняют почему)

Придется помочь Незнайке и научить его, как не попасть в опасную ситуацию. Послушай одну интересную историю.

2. “История о непослушной спичке” (показ-инсценировка).

Жила-была Спичка. Была она очень красивой, веселой, любила петь, плясать, играть. Но никогда она не прислушивалась к чьим-нибудь советам. Всегда знала, что только она права. Однажды решила она устроить бал. Пригласила гостей, украсила комнату. И вот во время танцев она так увлеклась, что щеки ее раскраснелись, глаза загорелись. Гости попытались охладить Спичку, но она только отмахивалась и вдруг – загорелась сама. А от нее начали загораться шторы на окнах, диван, платья гостей. Начался пожар. Хорошо, что рядом оказался кувшин с водой и гости потушили пожар. Но теперь к Спичке в гости никто не ходит.

3. А теперь отгадайте загадку.

Людям с самых давних лет
Он дает тепло и свет.
Если с ним неаккуратны,
Не загнать его обратно.
Натворит несчастий он.
Как зовут его? (огонь)

4. Игра “Огонь-друг, огонь-враг”.

Ставятся две картинки с огнем: с улыбкой – друг, злой - враг.

Дети делятся на две команды: одна выбирает карточки, где от огня польза и кладет их к “другу”, вторая, где огонь приносит вред, беду и кладет их к “врагу”. Объясняют, почему так сделали.

5. Рассматривание плаката “Пожар 01”.

А теперь посмотри, Незнайка на этот плакат (Незнайка задает детям вопросы: почему случается пожар; зачем приезжает красная машина, когда горит что-то; почему какие-то люди в специальной одежде и кто это; зачем на машине цифры 01)

6. Физминутка.

На машине ярко-красной мчимся мы вперед,
Труд тяжелый и опасный нас пожарных ждет.
Вой пронзительной сирены может оглушить.
Будем и водой и пеной мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям сможем мы помочь,
С пламенем бороться будем мы и день и ночь.

7. А теперь давайте расскажем Незнайке, какие правила вы знаете, чтобы не было пожара.

- нельзя брать спички, зажигалки, горящие свечки,
- нельзя самому включать электроприборы,
- нельзя устраивать в квартире фейерверки, жечь бенгальские огни,
- нельзя включать самому газовую плиту.

Дети говорят правила и выставляют на магнитную доску картинки, соответствующие этим правилам.

8. Игра-путаница “Если случился пожар”.

Ребята, а сейчас мы расскажем Незнайке, что нужно делать, если случился пожар и выложим на мольберте алгоритм действий при пожаре (путаю детей – если случился пожар надо набрать номер 02; огонь надо посыпать сахаром; во время пожара надо прятаться в шкафу)

Выкладываем из картинок алгоритм действий при пожаре:

1. Позвонить по телефону 01, сообщить о пожаре, адрес.

2. По возможности попытаться потушить пожар (вода, одеяло), но прежде отключить электроприборы.

3. Звать на помощь, сообщить соседям.

4. В задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться по низу, пригнувшись к полу.

Вот такие правила, Незнайка, нужно обязательно знать. Ну что ж, ребята, нашему гостю пора прощаться с вами. В следующий раз приводи своих друзей, и мы поиграем в другие интересные игры!

Используемая литература:

1. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. “Как обеспечить безопасность дошкольников”, М., Просвещение, 1998.