Материал из игрового блока "Мы на Севере живем" (авторские игры)

Разделы: Работа с дошкольниками


Использование в группах компенсирующей направленности, с учетом регионального компонента.

Цель игры: закрепить и расширить знания о животных Крайнего Севера, связать их проживание с природными условиями, воспитывать заботливое отношение к животному миру. Обогащение активного словаря детей.

Обеспечение:

На карточке № 1 (формат А5).

Иллюстрация с полным названием вида, изображение зверя в полный рост (самец и самка, детеныш), крупное изображение отпечатка лапы – след, цепочка из следов (то, что остается после передвижения зверя), рисунок или фото жилища в природе (логово, берлога, нора и пр.), среда обитания и организация проживания (лес, тундра; стая, стадо…).

Карточка № 2 (1/2 формата листа А5).

Крупное изображение отпечатка следа (черный силуэт на белом фоне). Фишки(фанты).

Рекомендуемые для игры иллюстрации:

белый медведь, обыкновенная лиса, волк, северный олень, заяц-беляк, бурый медведь, обыкновенная белка, обыкновенный еж, сибирский (обский) лемминг, соболь, европейская норка, ондатра, лесная куница, овцебык, ласка, лось, песец, росомаха.

Приложение:

Тексты и вопросы для беседы по темам: “Животные Крайнего Севера и тундры”, “ Красная книга ЯНАО”.

Темы для игр:

“ Кто это?”, “Если знаешь зверей, назови их поскорей”, “ Кто где живет?”, “Отгадай загадку”, “Следы на снегу”, “Сородичи”, “Детеныши”, “ Помогаем животным”, “Что будет, если дикое животное поселить с человеком?”, “Кому зима не страшна?”, “Беспорядок в зимнем лесу” и др.

Дидактическая игра “Жилище и кормушки” (птицы).

Использование в группах компенсирующей направленности, с учетом регионального компонента.

Цель игры: расширять представления детей о птицах, узнать о разных способах зимовки птиц в сравнении с домашними птицами; устанавливать зависимость поведения пернатых от способа добывания корма, питания, строения клюва каждой птицы; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; знать о трудностях жизни обитателей леса, тундры. Учить детей выражать сочувствие птицам, обдумывать разные варианты решения проблемных ситуаций; узнать как люди (егеря и охотники в национальной одежде) помогают им в трудное время. Обогащение активного словаря детей.

Обеспечение:

Рекомендуемые для игры иллюстрации:

Птицы (ворона, воробей, галка, сорока, синица, снегирь, дятел, клест, свиристель, поползень, белая чайка, кайра, крачка, белая куропатка, глухарь…). Домашние птицы (утка, курица, индюк и др.), использование иллюстраций “Птицы Крайнего Севера и тундры”, “ Красная книга ЯНАО”, “Животный мир Средней полосы России”, “Дикие животные и птицы зимой”; разные гнезда птиц (на дереве, в кустах, в траве, дупле, под крышей дома и др.), кормушки на опушке леса для зверей; сено, зерновой корм, различные семена, корнеплоды, егерь, охотник.

“Знаки для уголка природы” (запрещающие и разрешающие); схемы – модели (схематическое изображение частей тела, внешнего вида, размера, среды обитания и то, чем питается, откуда появляется на свет, детеныши).

Приложение:

Тексты и вопросы для бесед по темам: “Животные и птицы Крайнего Севера и тундры”, “Животный мир Средней полосы России”, “Дикие животные и птицы зимой”. Народные приметы (ханты, ненцы, коми-зыряне).

художественное слово.

Темы для игры:

“Если знаешь птиц, собирай – не ленись”, “ Кто где живет?”, “Отгадай загадку”, “Следы на снегу”, “Чье перо?”, “Птенцы”, “ Помогаем птицам”, “ Что будет, если дикую птицу поселить с человеком?”, “Что будет, если домашнюю птицу поселить в лесу?”, “Кому что нужно?”, “Птицы перелетные и зимующие”, “Птицы на кормушке”, “Кому зима не страшна?”, “Беспорядок в зимнем лесу и на птичьем дворе”.

Дидактическая игра “Жилище и кормушки” (животные).

Использование в группах компенсирующей направленности, с учетом регионального компонента.

Цель игры: Расширять представления детей о диких животных зимой в сравнении с домашними животными (внешний вид, питание, поведение и место проживания); узнать о трудностях жизни обитателей леса, тундры зимой, о приспособленности диких животных к зимним условиям. Учить детей выражать сочувствие животным, обдумывать разные варианты решения проблемных ситуаций, узнать как люди (егеря и охотники в национальной одежде) помогают им в трудное время. Обогащение активного словаря детей.

Обеспечение:

Рекомендуемые для игры иллюстрации:

Животные дикие (лиса, тундровый волк, белка, медведь, лось, кабан, песец, морж, тюлень…). Домашние животные (кролик, свинья, собака, хомяк …), использование иллюстраций “Животные и птицы Крайнего Севера и тундры”, “Животный мир Средней полосы России”, “Дикие животные и птицы зимой”, изображение жилища (нора, логово, берлога, дупло, зимние гнезда под землей…; подворье, хлев, стайка, загон, клетка, курятник…) кормушки на опушке леса для зверей; соль, сено, веточный корм, корнеплоды, егерь, охотник – хозяин чума.

“Знаки для уголка природы” (запрещающие и разрешающие); схемы-модели (схематическое изображение частей тела, внешнего вида, размера, среды обитания и то, чем питается, откуда появляется на свет, детеныши). Фишки (фанты).

Приложение:

Тексты и вопросы для беседы по темам: “Животные и птицы Крайнего Севера и тундры”, “Животный мир Средней полосы России”, “Дикие животные и птицы зимой”, “Домашние животные”, “ Красная книга ЯНАО”. Народные приметы (ханты, ненцы, коми-зыряне), художественное слово.

Темы для игры:

“Если знаешь зверей, собери их поскорей”, “ Кто где живет?”, “Отгадай загадку”, “Следы на снегу”, “Сородичи”, “Детеныши”, “ Помогаем животным”, “ Что будет, если дикое животное поселить с человеком?”, “Что будет, если домашнее животное поселить в лесу?”, “Кому зима не страшна?”, “Беспорядок в зимнем лесу”.

Дидактическая игра – панно “Времена года”.

(Авторское, экологическое, многофункциональное.)

Использование в группах компенсирующей направленности для коррекционной работы с детьми и элемент оформления группы.

Цель игры:

Закрепить знания детей о временах года: их последовательности, взаимосвязи между сезонными явлениями в неживой природе и жизни растений, животных, людей. Развивать познавательные способности, интерес к исследовательской деятельности. Развивать речь ребенка: вызывать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли, учить составлять развернутый описательный рассказ. Вызывать и развивать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Описание пособия:

Панно выполнено из материала. Объемный ствол, с имитацией коры дерева с ветками коричневого цвета с корневой системой (которая укрыта тканью цвета, того времени года, какое в данный момент по календарю); дупло, кормушка, крона дерева состоит из трех-четырех, обтянутых тканью с поролоном, кругов, на которых располагаются пособия по временам года. Например: “Зима”. Корни под “сугробом”, в дупле белочка с шишкой (игрушка), в берлоге спит медведь, лиса в норе; на кроне : 1-й круг – зимующие птицы, 2-й круг – зимние забавы (символическое изображение санок, лыжи, коньки, украшенная елка…) , 3-й круг – животные зимой; панно украшают свисающие с потолка снежинки.

Карточки по темам.

 

Дидактическое пособие “Радуга” (авторское, многофункциональное)

Использование в группах компенсирующей направленности.

Цель игры:

Обеспечение:

Мягкое вязаное полотно с ширины расположены в спектральном порядке.