Историческая викторина "Гроза двенадцатого года"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф:   Не знать истории – значит всегда быть ребенком. (Цицерон.)

Задачи:

  • В игровой, увлекательной форме, с привлечением литературных произведений, закрепить  события Отечественной войны 1812 года.
  • Развитие интереса к истории, как предмету.
  • Воспитание уважения к истории своего Отечества.

 Оборудование:

Музыкальное оформление: «Песня кавалергарда» Б. Окуджавы, романс на стихи  М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года», «Декабристский сон» А. Розенбаума, жетоны

Правила игры

1. Класс делится на две команды (по 5-6 человек) или формируются команды из двух классов.
2. Команды поочерёдно выбирают любой вопрос из предложенных и  за правильный ответ получают определённое количество баллов (каждый вопрос имеет свой уровень сложности и свою цену ответа).
3. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
4. Командам даётся время на размышление. Время зависит от сложности вопроса:
1-й уровень – 45 сек., 2-й уровень – 30 сек., 3-й уровень – 15 сек.
5. Если команда, выбрав вопрос, не может на него ответить, ей засчитывается  поражение  (0 баллов), а на этот вопрос может ответить другая команда.

№п/п Вопросы по темам

Уровень сложности вопроса и цена ответа

1 уровень – 6б. 2 уровень – 4б. 3 уровень – 2б
1 Проблема 1 2 3
2 Армия 1 2 3
3 Тактика 1 2 3
4 Дата 1 2 3
5 Герои 1 2 3
6 Стихи 1 2 3
7 Противник 1 2 3

Учитель: Герои Отечественной войны 1812 года, доблесть русского воина, полководческий дар русского офицера – о них повествуют легенды и предания, о них поются песни. События 1812 года занимают особое место в нашей истории.  Никогда прежде не знала Россия такого духовного пробуждения нации, какое произошло в дни нашествия Наполеона. Война 1812 года была первой, получившей имя Отечественной.
На защиту своей страны встал весь русский народ. Война началась в ночь на 12 июня 1812 года, когда «Великая армия» перешла реку Неман. Наполеон, обладая численным перевесом и военным опытом, решил напасть на обе русские армии раньше, чем они соединятся, разбить их по отдельности и тем самым открыть себе дорогу на Москву и Петербург. Наполеон хвастливо заявил своим маршалам: «Армии Багратиона  и Барклая никогда не встретятся!»

Учитель объясняет правила игры,  представляет команды и жюри, объявляет начало игры

Учитель:  Изучение истории нашествия наполеоновской армии трудно представить себе без лермонтовского «Бородино». Ведь М.Ю. Лермонтов принадлежал к  поколению,  которое с благородной завистью оглядывалось назад, на героев 1812 года. Насколько хорошо вы знаете это хрестоматийное произведение, покажет наш кроссворд.

Разминка:

Используя знание этого стихотворения, вы должны будите угадать слова и назвать разницу в этих похожих по смыслу словах.

Кроссворд 1

1. Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы … (головою)
За родину свою.

2. Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я … (друга)!

3. Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный … (ус).

4. Прилег вздремнуть я у … (лафета).

5. Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная … (пожаром),
Французу отдана.

1
2
3
4
5

Гусар – военный из частей легкой кавалерии.

Кроссворд 2

1. Но тих был наш … (бивак) открытый.

2. Недаром помнит вся … (Россия).

3. Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать … (мундиры)
О русские штыки?»

4. Вот смерклось. Были все готовы
(Заутра) бой затеять новый
И до конца стоять.

5. Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б … (Москвы)!

6. Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
(Богатыри) – не вы!

7. Вот затрещали барабаны –
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали … (раны).

1
2
3
4
5
6
7

Кирасир – воин тяжелой кавалерии.

Вопросы викторины

Проблема

1. Кто одержал победу при Бородино? (Мнения: Б. Абалахин считает, что ни одна  из сторон не достигла поставленных целей; А.Валькович думает, что победил Наполеон. Русская армия отступила и сдала Москву. ж. Родина.1992. №6-7)

2. В 1807г. Россия и Франция заключили Тильзитский мирный договор. Согласны ли вы, что Александр 1 и Наполеон провоцировали друг друга на новую войну? (Существует немало доказательств взаимного нарушения условий мирного договора с обеих сторон. Ж. Родина. 1992. № 6-7 ; оценить, насколько грамотно ученики аргументируют свою позицию).

3. В источниках 1812-1820гг. слово «Отечественная» в названии войны 1812г. Не встречается, оно появится позже. Почему войну 1812г. назвали  Отечественной?
(Речь шла о государственной независимости; это было время, когда с  единой целью объединились разные сословия).

 Армия

1. До назначения М.И.Кутузова в армии не было официальной должности   главнокомандующего. Кто выполнял его обязанности?  (Главнокомандующим  считался Александр 1, но фактически эти обязанности выполнял командующий 1-й армией и военный министр М.Б. Барклай-де-Толли).

2. Драгуны, уланы, кавалергарды, кирасиры – что объединяет эти рода войск? (Все они относятся к кавалерийским войскам).

3.Какова была численность русской армии накануне войны?  (Около 210 тыс. солдат  и офицеров).

 Тактика

 1. После занятия Москвы Наполеоном при дворе  появились сторонники заключения мира. Однако М.И.Кутузов оттягивал возможные переговоры. Почему? (Известно, Кутузов     настаивал на сдаче Москвы. Он понимал, что чем больше французская армия пробудет в Москве, тем  менее боеспособной она станет.)

 2. Объясните, что такое Тарутинский манёвр?

3. Объясните, что такое «партизанская война»? (Действия отдельных «летучих соединений», направленные на уничтожение      коммуникаций противника, лишение его доставки продовольствия и боеприпасов.)

 Дата

1. Когда войска Наполеона вторглись в Россию? (В ночь на 12 июня)
2. Когда русская армия оставила Москву? (2 сентября)
3. Назовите дату Бородинского сражения. (26 августа 1812г.)

Герои

1. Этот большой герой – партизан Отечественной войны 1812 года в младенчестве выказал страсть к маршированию, метание ружьем, чем  нечаянно привлек внимание графа А.В. Суворова, который заметил резвого ребёнка и, благословив его, сказал: «Ты выиграешь три сражения!» Маленький повеса бросил псалтырь, замахал саблею, выколол глаз дядьке, проткнул шлык (шапка, чепец, женский головной убор) няне и отрубил хвост борзой собаке, думая тем исполнить  пророчество великого человека, за что был образумлен розгами. Поэт Николай Языков посвятил этому человеку, герою войны 1812, такие стихи:

Жизни баловень счастливый,
Два венка ты заслужил;
Знать, Суворов справедливо
Грудь тебе перекрестил:
Не ошибся он в дитяти,
Вырос ты – и полетел,
Полон всякой благодати,
Под знамена русской рати,
Горд и радостен и смел.
Лучезарна слава эта,
И конца не будет ей;
Но такие ж многи лета
И поэзии твоей:
Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой.

О ком идет речь? (Денис Давыдов.)

2. Ф.Н. Глинка в 1812 году писал:
Наш бог внимал мольбам и клятвам.
Но враг ещё … одолевал!..
На Бородинские вершины
Седой орёл с детьми засел,
И там схватились исполины,
И воздух рделся и горел.

Кого поэт называет «седым орлом»?  (М.И. Кутузова, которому было 67 лет, когда     он    стал главнокомандующим русской армии.)

3. На борьбу с французскими захватчиками поднимались даже женщины. Тогда же прославилась Василиса Кожина. Чем она стала знаменита? (Василиса Кожина возглавила крестьянский партизанский отряд.

Стихи

1. Мы заслонили тут собой
Порог Москвы – в Россию двери;
Тут русские дрались, звери …

Так писал Ф.Н. Глинка в 1812 году. Какой город называли «ключом к России», а также «дверью, открывающей Москву»? (Смоленск).

2. Какой великий русский поэт в своем романе в стихах спросит:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?

(А.С. Пушкин в X главе «Евгения Онегина».)

3. Великих жертв великий час,
России славные годины:
Везде врагу лихой отпор;
Коса, дреколье  и топор …
                (Ф.Н. Глинка)

Что означает слово «дреколье»? (Это палки, колья, дубины и т.д., употребляемые как оружие.)

Противник

1.  «Великая армия» Наполеона! Что, кроме пепла и проклятий, оставила она после себя? Лишь одно слово, насмешливое и презрительное. Когда французы, полуживые от холода и голода, при своём бегстве стучали в крестьянские избы, то молили: «Шер ами, дю пэн…» – «Дорогой друг, хлеба …» С той поры шатунов и плутов, обманщиков, промышляющих на чужой счет, на Руси стали называть этим словом.
Назовите это слово … (Шаромыжник).

2. Наполеон, как известно,  оставшись в сгоревшей Москве и     предчувствуя поражение, запросил мира. На что Кутузов ответил, что Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию и разорил большую полосу земли в нашем отечестве; увидим теперь, как он выйдет из Москвы, в которую пожаловал без приглашения… Война ещё только начинается. Вспомните, какую известную басню посвятил И.А. Крылов этому событию. Эта басня обошла всю русскую армию и была встречена ею с восторгом. В этой басне лицемерию хищника-врага противопоставлена спокойная уверенность старого ловчего, легко распознающего хитрость волка.  («Волк на псарне»).

3. Перед походом в Россию в 1812 году войско Бонапарта насчитывало более 600 тысяч человек из разных стран Европы. Вспомните название вкусного блюда, которое напоминает «многослойную» армию французского императора? (Торт или пирожное Наполеон.)

Учитель: После Бородинского сражения русская армия сохранилась как организованная сила, а её моральный дух только окреп. По словам М.И. Кутузова, «французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердости духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое отечество».
Наполеон, оценивая битву, впоследствии писал о своей армии: «Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех …. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Подводятся итоги, награждение победителей.

Учащийся читает стихи Ф.Н. Глинки «Москва»