Методическая разработка урока по теме “Зональность географической оболочки”
1. Необходимые ресурсы
Расстановка столов в классе должна позволять работу учащихся в группах, для каждой группы необходимо подготовить материал: игровое поле, карточки с утверждениями, ватман, цветные карандаши, фломастеры. Продолжительность урока сорок пять минут.
2. Ведущая идея урока
Взаимосвязь между оболочками Земли, ведущая закономерность природы - зональность, её значение для жизни человеческого общества.
3. Планируемые образовательные результаты
Личностные. Осмысление законов природы, её единства. Отношение к одноклассникам, работающим в группе, ответственность за результаты работы команды.
Метапредметные. Развитие навыков работы с текстом; принятие и осмысление информации в разных формах: индивидуальная работа с текстом, графическое изображение, устная речь, её составление и восприятие, интерпретация информации.
Предметные. Знания об основной закономерности природы Земли – зональности.
4. Интегратор урока - системообразующий фактор (стержень), служащий основанием для объединения дисциплин.
Интегратор – объект изучения – важнейшая природная закономерность - зональность.
5. Описание этапов урока:
- мотивационный этап
Начинается игра “Как вы думаете?” Каждая группа получает игровое поле и задание.
- содержательно-технологический этап
В процессе работы по осмыслению темы используется стратегия ТРКМ - “Как вы думаете?”. Во время игры происходит перекладывание карточек с утверждениями и работа с текстом учебника по данной теме.
- рефлексивный этап. (Подведение итогов)
Итоговое распределение карточек.
Ход урока
Фаза вызова (определение темы урока)
Начинается игра “Как вы думаете?” Каждая группа – команда получает игровое поле, на котором выделены поля “всегда”, “иногда”, “никогда”. Каждый участник получает пять карточек с утверждениями, которые он должен расположить на игровом поле самостоятельно.
Осмысление (работа по теме урока)
В процессе работы по осмыслению темы используется стратегия ТРКМ - “Как вы думаете?”. Группа обсуждает расположение карточек участниками, вырабатывает общее мнение, если надо, перекладывает карточки. Дальнейшие действия – общее обсуждение, распределение карточек на общем игровом поле – на доске или ватмане.
Работа с текстом учебника по данной теме (индивидуально).
Утверждения на карточках:
1. В.В. Докучаев установил закономерность – географическая зональность.
2. Природные комплексы закономерно изменяются от экватора к полюсам.
3. Географическая зональность связана с размерами Земли.
4. Географическая зональность связана с шарообразностью Земли.
5. От климата зависят все компоненты природы.
6. Географической зональности подчиняется весь облик природы.
7. Воздух обладает двумя важными характеристиками – соленостью и прозрачностью.
8. Географические пояса крупнее природных зон.
9. В одном и том же поясе на берегу океана и в глубине материка выпадает разное количество осадков.
10. В экваториальных лесах у земли царит полумрак.
11. Саванны – это море травы.
12. Для животных саванны характерны массовые миграции.
13. На юге России есть саванны.
14. Суккуленты легко переносят засуху.
15. Степь очень похожа на саванну.
16. Леса – главная зона умеренного пояса.
17. В безлесной зоне – тундре много деревьев.
18. В арктической пустыне нет животных.
19. В горах действует не широтная зональность, а высотная поясность.
20. В горах есть субальпийские и альпийские луга.
Рефлексия
На стадии рефлексии обсуждение и окончательное распределение карточек по игровому полю.
6. Заключение. Выводы по содержанию урока.
В процессе урока у учащихся формируются новые понятия: широтная зональность, высотная поясность, природная зона. Развиваются понятия: природный комплекс, взаимосвязь природных компонентов. Содержание данного урока способствует развитию холического отношения к Миру. Происходит актуализация собственного опыта. В процессе групповой работы развивается навык взаимодействия с другими учащимися, чувство ответственности за результат работы команды. Игровая ситуация повышает учебную мотивацию.
Методическая разработка урока по теме “Освоение Земли человеком”
1. Необходимые ресурсы (особенности образовательной среды, кадровое обеспечение, временные характеристики урока, инструментарий, литература).
Расстановка столов в классе должна позволять работу учащихся в группах, для каждой группы необходимо подготовить материал: распечатку таблиц для индивидуальной работы.
Продолжительность урока сорок пять минут.
2. Ведущая идея урока
Взаимосвязь человеческого общества с природой Земли. Постепенное заселение и освоение Земли человеком.
3. Планируемые образовательные результаты
Личностные Осмысление гармонии системы “Человек – Природа”, ценности их единства. Отношение к одноклассникам, работающим в группе, ответственность за результаты работы команды.
Метапредметные Развитие навыков работы с текстом; принятие и осмысление информации в разных формах: индивидуальная работа с текстом, графическое изображение, устная речь, её составление и восприятие, интерпретация информации.
Предметные Этапы возникновения человека, заселения Земли человеком. Последствия хозяйственной деятельности человека.
4. Интегратор урока - системообразующий фактор (стержень), служащий основанием для объединения дисциплин.
Интегратор - ценностно-смысловые ориентиры - взаимосвязь человека и природы.
5. Описание этапов урока:
- мотивационный этап. (Использован приём “Толстые и тонкие вопросы”);
- содержательно-технологический этап.
Используется стратегия “Инсерт”, формы работы индивидуальная и групповая.
- рефлексивный этап. (Подведение итогов)
Учитывая полученные в ходе урока новые знания, заполняем таблицу, подводим итог.
Ход урока
Фаза вызова (определение темы урока)
Использован приём “Толстые и тонкие вопросы” - учащиеся работают индивидуально, Обсуждение результатов заполнения данной таблицы и особенно те положения, которые вызвали споры, помогут учащимся самостоятельно сформулировать цель урока. Эта часть работы рассчитана примерно на пять минут.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Человек 10 тысяч лет назад
заселил все материки кроме Антарктиды? С появлением земледелия человек перешел от присваивающего к производящему хозяйству? |
Что заставляло людей покидать
свою родину? Почему ремесленничество уступило место промышленности? |
Осмысление (работа по теме урока)
В процессе работы по осмыслению темы используется стратегия ТРКМ “Инсерт”. Учащиеся читают текст в учебнике и на полях делают разметку в соответствии с уже имеющимся у них опытом и знаниями.
Значки разметки:
“V” – уже знал
“+” - узнал новое
“ - ” - думал иначе
“?” – нужна дополнительная информация.
Физминутка проводится несколько раз в процессе работы и заключается в переходе учащихся при изменении состава рабочих групп.
На следующем этапе идет обсуждение учебного материала в группах, в соответствии с позициями разметки. Фронтальное обсуждение материала, представители рабочих групп делают сообщение тоже в соответствии с позициями разметки.
Рефлексия
На стадии рефлексии учащиеся индивидуально заполняют таблицы:
“V” – уже знал |
“+” - узнал новое |
“ - ” - думал иначе |
“?” – нужна дополнительная информация |
6. Заключение. Выводы по содержанию урока.
В процессе урока у учащихся формируются новые понятия: присваивающее производящее хозяйство, природно-хозяйственный комплекс. Происходит актуализация собственного опыта. Содержание данного урока способствует пониманию человека, как части природы, способной активно её изменять, создавать природно-хозяйственные комплексы. В процессе групповой работы развивается навык взаимодействия с другими учащимися, чувство ответственности за результат работы команды.