Цели урока:
– провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе; – показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; – воспитывать любовь к животным и прививать потребность в их защите; – развивать творческие способности учащихся через применение ИКТ.
Ход урока
Вступление.
Ребята! Сегодня у нас урок пройдёт в виде викторины-игры, поэтому работать нам придётся в группах (по рядам). Некоторые задания нам придётся выполнять в парах. Будьте внимательны и активны!
1. Станция “Угадайка”
Отвечает 1 ряд
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни кого – всех дней короче,
Всех ночей короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь – месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.)
Отвечает 2 ряд
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица,
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь – “студень”. Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середина.)
Отвечает 3 ряд
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца.)
Постановка темы урока, целей
– Отгадайте загадку и определите тему урока.
Снег на полях,
Лёд на реках
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.
Моя цель! Сегодня на уроке я ……
(Узнать какие изменения происходят в жизни зверей зимой)
2. Станция “Зимние явления” (работа в парах)
На доске перечислены явления:
дождь, снег, град, радуга, метель, вьюга, гром, снегопад, молния, оттепель, гололедица, пурга, изморозь, туман.
Задание отберите явления, которые соответствуют нашему времени года. (По одному представителю от ряда выходят к доске для обсуждения)
3. Станция “ Творческая работа” с применением ИКТ(самостоятельный поиск)
С помощью информации интернета (Википедия) найти определение одного из зимних явлений и выполнить форматку в программе ПервоЛого (картинка + текст 1-2 предложения). Данное задание сохранить в своей папке.
Физминутка
4. Станция “Ребятам о зверятах”
А сейчас мы посмотрим, как зимуют дикие животные.
– Я загадаю загадку, а вы должны угадать, о ком идет речь?
1. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее...
– Что вы о ней знаете?
(Запасов на зиму не делают. Тщательно обнюхивают снег, норки мышей отыскивают. Так мышами в основном и кормятся всю зиму. Но не всегда могут раскопать норку мышки под снегом, поэтому, как и другие животные, часто голодают.)
2. Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь, Как зовут его –
– Что вы знаете о них?
(Спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Живет в это время за счет жира, который накопил в своем теле еще летом и осенью.)
– Говорят, медведь сосет лапу. Почему?
(Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу, а на самом деле он согревает ее губами и языком.)
3. Длиннорогий и рогатый
Лесники зовут “сохатый”.
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий...(Лось)
– Что о нем можете рассказать?
(Мощный лосиный след трудно с чем-либо перепутать. Лось – лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Такому зверю нужно много еды. Летом добывать ее несложно. А вот Зимой… Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Но этот корм малопитательный. Ученые подсчитали: за сутки лось может съесть больше 1700 веточек! Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли – для лося неважно: он живет по собственному расписанию.)
4. На деревьях живет и орешки грызет.
(Белка)– Как выглядит белка летом и зимой?
(К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или дуплах деревьев. Белка запасла грибы и орехи еще летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдет по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лесу очень много. Но очень плохо и голодно бывает зимой, когда дуют сильные ветры и снегом заносит кладовые; и не каждый год бывает хороший урожай шишек.)
5. Всё время по лесу он рыщет, Он в кустах
кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк, Кто скажите это –
– Что о нем вы можете рассказать?
(Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных.
– Знаете ли, кто-нибудь поговорку о волке, которая сейчас была бы уместна? (Волка ноги кормят).
6. Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там, По лесам и по полям,
Серый, белый и косой, Кто скажите он такой – (заяц).
– Что знаете о них?
(Зимой кормятся веточками деревьев, снимают кору с их стеблей. Трудно зайчикам зимой, не все доживают до весны. Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываются в сады.)
– Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору, так как передние лапы короткие, задние – длинные: в гору бежит, а с горы катится кубарем).
5. Станция “Познательная”
Презентация “Животные зимой””
(Ученица Карцева Яна показывает и рассказывает о диких животных зимой)
6. Станция “Самостоятельная”
“Засели животных”: белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, барсук, бобр, хомяк, ёж. |
||
Животные, которые зимой впадают в спячку. |
Животные, которые зимой ищут корм в природе. |
Животные, которые к зиме делают запасы |
Взаимопроверка по ключу
7. Станция “Зоовикторина”
– След какого хищного зверя похож на человеческий? (Медведя)
– Что страшнее животным – холод или голод? (Голод)
– Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
– Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору, так как передние лапы короткие, задние – длинные: в гору бежит, а с горы катится кубарем).
Итог работы
– О каком времени года мы сегодня говорили?
– Что нового узнали?
– Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?
Домашнее задание.
Прочитать в учебнике текст “Зимняя жизнь зверей”, нарисовать рисунки на тему: “Жизнь животных зимой”.