Целевая аудитория: 8 класс
Тип урока: Урок комплексный
Педагогическая технология: компетентностно-ориентированная (личностно ориентированное обучение, технология сотрудничества).
Дидактическая цель урока: обеспечить в ходе урока повторение, усвоение и закрепление нового материала.
Цель урока:
Образовательная:
- сформировать у учащихся научное понятие света: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных источниках света; ознакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света; разъяснить закон прямолинейного распространения света; объяснить природу солнечных и лунных затмений;
- продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.
Развивающая:
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе урока и при выполнении домашнего задания с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;
Воспитательные:
- способствовать формированию научного мировоззрения, учить находить прекрасное в результатах трудовой деятельности, показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважения к мнению оппонента, способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, показать связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием, взаимосвязь науки и искусства.
Задачи урока:
1. Знать: определения точечных источников света, выяснить, закон прямолинейного распространения света, объяснять солнечные и лунные затмения
2. Уметь: решать качественные задачи, используя законы распространения света, научиться делать самоанализ урока.
Формы организации работы детей:
- Индивидуальная, фронтальная, групповая,
Формы организации работы учителя:
- проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации
- постановка цели занятия перед учащимися;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Методы обучения: эвристический метод, исследовательский, объяснительно-репродуктивный, побуждающий
Формы обучения: наглядные, практические (упражнения); фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа по вопросам, индивидуальные задания.
Результаты учебного занятия:
- Предметные - обобщить и систематизировать знания учащихся об источниках света, законах распространения света, значения света в жизни человека выяснить; сформировать умения объяснять причины образования тени и полутени, солнечных и лунных затмений; формировать умение проводить опыты, объяснять результаты исследований.
- Метапредметные - развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий; развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач; расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике; развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить; развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем, объяснений интересных фактов.
- Личностные - формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты; воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Оборудование: компьютер или ноутбук для учителя, мультимедийный проектор, экран, источники света, тела разных размеров.
“Свет – чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслаждения красотой!”
(П.И. Чайковский)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель:
Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще и неисследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам. Слайд №2
Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицу,
Когда идешь за кем - то в след, дорога не запомнится.
За то куда б ты не попал, и по какой распутице
Дорогу ту, что сам искал, вовек не позабудется!
Мы все готовы с вами к работе, к новым открытиям. Если речь идет об открытиях, то нас ждет интересная кропотливая работа. Каждый мыслящий человек задумывается, что там “за скорлупою неба”? Что происходит здесь на земле, внутри физических тел, которые нас окружают? Из чего состоят эти тела? Что такое природа? Эти вопросы волновали с давних времен людей, их влекло неведомое, они старались все глубже проникнуть в тайны природы. Изучая предмет, вы уже многим явлениям можете дать научное объяснение. Вот и сегодня приоткроется занавес на некоторые явления природы. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе “жизнь во тьме”!!! Видите ли вы красоту нашего мира? Какие у вас ощущения? Мир для нас стал бледнее...Трудно представить себе жизнь без света. Ведь все живое существует и развивается под влиянием света и тепла. Что нам помогает познавать окружающий мир? Свет... Его значение в нашей жизни очень велико. Сегодня мы поговорим об одной из областей физики, где изучаются световые явления. Вы узнаете: что такое свет, какие тела являются источниками света, каковы законы распространения света.
Деятельность человека в начальные периоды его существования - добыча пищи, защита от врагов- была зависима от света. Свет, благодаря тому, что глаз человека способен его воспринимать, является важнейшим средством познания природы. Когда после продолжительной темноты наступает рассвет, то кажется, все оживает: и деревья, и вода. И небо. И птицы. Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные органы чувств вместе взятые. Исследование световых явлений позволило создать такие приборы, с помощью которых определили расположение и движение, и даже состав небесных тел. А также удалось заглянуть внутрь тел. С помощью микроскопа рассмотрели состав клетки, изучили строение бактерий, кровяных тел.
Свет нужен везде: Безопасность движения транспорта на дорогах связана с применением фар, освещением улиц; в военной технике используют осветительные ракеты, прожектора. Свет повышает сопротивляемость организма болезням, улучшает здоровье и настроение человека. Освещение рабочего места повышает работоспособность.
Учитель: “Солнышко мое, звездочка моя, лучик мой ясный”, — так говорит мама своему сыну или дочке. “Блеснуть умом, эрудицией, сверкнуть глазами”, — говорят об очень удачном выступлении ученика. Смысл этих высказываний? Ответ найдем сегодня на уроке. Мы начнем изучать новый раздел физики “Световые явления”. “ Оптика”. Вы слышали это слово? Что означает оно? Вот и мы с вами, блеснем сегодня своими знаниями, умом, эрудицией.
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой:
Небо, Солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом —
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
Что же изучает оптика? (Световые явления) Слайд № 3,4,5
Учитель: Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света. (Евклид, Птолемей, Архимед). Вы узнаете, что такое свет, познакомитесь с источниками света, узнаете, как распространяется свет и каково его значение в нашей жизни. Слайд № 6,7,8
Учитель: Оптика — раздел физики, изучающий свет и световые явления. Это слово в переводе с греческого означает “видимое”. Изучаемых оптических явлений так много, что мы не сможем охватить даже тысячной доли. Найдем ответ на вопрос: “Что такое свет?” Слайд № 9, 10
Учитель: Объясните пословицы и поговорки:
- “Ученье свет, а не ученье тьма”.
Учитель: Можете привести примеры?
Ученики: Приводят примеры.
Учитель: Ребята! Вопрос был один. А сколько мнений? Почему так получилось? Может быть, мы чего-то не знаем о свете, оптике? А с точки зрения науки физики? Значит, нам это нужно узнать! Будем строить здание под названием ЗНАНИЕ, которые надеюсь, вам пригодятся в вашей будущей работе, по выбранной профессии.
Запишите тему урока “Источники света. Распространение света”. (Слайд 1)
Учитель: А какие же мы поставим цели на этот урок?
3. Постановка цели занятия перед учащимися:
- что такое свет,
- какие существуют источники света;
- какие источники являются точечными;
- как распространяется в однородной среде свет ;
- какие затмения называются солнечными, а какие лунными;
- проверить и закрепить полученные знания.
4. Актуализация знаний учащихся
Проводим фронтальный опрос.
Учитель: Мы изучили магнитные явления? Как порождается магнитное поле?
Ученик: Электрическим током.
Учитель: Как определяем направление линий магнитной индукции?
Ученик: По правилу буравчика, правой руки, правило обхода контура.
Учитель: Как действует магнитное поле на проводники с током?
Ученик: С силой.
Учитель: Где это используется это свойство?
Ученик: В электродвигателях.
5. Изложение нового материала:
Учитель: Ребята! Мы повторили с вами магнитное поле. Какая связь между магнитным полем и светом? Электрические и магнитные поля существуют одновременно. Речь идет о единой природе поля. Посмотрите на столе различные предметы. Они вам знакомы. Что мы о них знаем. Все они дают нам свет. О световых явлениях и поговорим сегодня.
Учитель: Ученые еще в древности интересовались природой света. Евклид, Демокрит, Архимед. Свет - видимое излучение. Электромагнитная волна.
Свойства: нагревание, отражение. Поглощение. Кто дает нам свет?
Ученик: Лампочка, костер, Солнце, светофор, светлячок.
Учитель: Есть ли разница между ними, и какая?
Учитель: Правильно. Все они дают свет и называются источниками света. Приложение 1
Учитель: Открываем учебник стр.147 (Работа с учебником). Какие тела являются источниками света? Как подразделяются их? Приведите примеры из жизненных наблюдений.
Ученик: Источники - тела способные излучать свет. Естественные и искусственные Слайд №12,13, 14, 15 Искусственные подразделяются на тепловые и люминесцентные.
Искусственные тепловые: электрические лампочки, свечи, спичка, газовая горелка и т.д.
Люминесцентные, газосветовые лампы - это холодные источники света.
Учитель: Многие поэты изображали художественные образы, связанные с источниками света.
Солнце
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Ф.Тютчев
Звезда
Звезда, звезда, холодная звезда,
К холодным иглам ты все ниже никнешь.
Ты на заре исчезнешь без следа
И на заре из пустоты возникнешь.
В.Луговской.
Молния
Вот пробилась из-за тучи
Синий молнии струя-
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Светлячок.
В Бразилии есть насекомые гораздо больше чем наши светлячки. Так вот там есть птица, которая прикрепляет этих насекомых себе на гнездо, тем самым отпугивая от птенцов змей и других не желанных гостей.
Луна сама не является источником света. Она только отражает свет, падающий на нее. Но лунное сияние очень красивое. Один немецкий поэт, услышав Сонату Баха, мог сравнить ее только с красотой Лунного света, и назвал ее “Лунная соната”.
Искусственные:
Лампа
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей.
А.Мицкевич.
Спичка
Как золотая птичка,
Дрожит огонь впотьмах.
В одну минуту спичка
Сгорит в моих руках...
А. Тарковский.
Свеча
Мерцая желтым языком,
Свеча все больше оплывает.
Вот так и мы с тобой живем-
Душа горит, и тело тает.
А. Тарковский.
Учитель: Почему мы видим источники света?
Ученик: Источники света мы видим, потому что излучение попадает к нам в глаза. Но мы видим и тела, не являющиеся источниками света, книга, ручка, деревья, дома и др. Но видим мы их тогда, когда они освещены источниками света. Излучение, идущее от источника, упав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаза.
Учитель: У вас на столах лежат: лампочки разных размеров. Источники света имеют размеры. Звезды тоже являются источниками света, но расположены очень далеко от нас. Как называются такие источники?
Ученик: Точечные. (Ответ учащиеся находят в учебнике). Приводят примеры. Слайд 18
Учитель: Задание.
- I группа Опыт 1 рис. 120.
- II группа Опыт 2 рис. 121
Учитель: Как распространяется свет в однородной среде?
Ученик: В однородной среде свет распространяется прямолинейно. Слайд № 18
Учитель: Как доказать, что распространяется свет в однородной среде прямолинейно? (Работа с учебником). Слайд № 19,20 Приложение 2
Ученик: Образование тени и полутени. Солнечные и лунные затмения. Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5
Слайд №21, 22, 23, 24
Учитель: Когда наступает солнечное и когда лунное затмения? (Работа с учебником). Слайд №25, 26, 27, 28 Сообщения учащихся.
6. Закрепление изученного материала. Слайд29
Учитель:
1. Фронтальный опрос.
- Что означает слово оптика?
- Что такое свет?
- Дайтк определение точечного источника света, светового луча.
- Какие вы знаете источники света? Приведите примеры.
- Как распространяется свет в однородной среде?
- Какие можно привести доказательства?
- Какие затмения называются солнечными, какие лунными? Когда их наблюдают.
2. Вопросы для любителей литературы:
“Длинные тени домов, деревьев, заборов ложились красиво по светлой пыльной дороге...” (Л.Н. Толстой. Набег).
Учитель: Где должен находиться источник света, чтобы тень была длиннее?
Ученик: Низко над горизонтом. Сделать рисунок. (Выполняют рисунок в тетради)
3. По пословицам и поговоркам. Слайд № 30,31
Солнце сияет, а месяц светит.
Чем отличаются данные источники света?
Ученик: Солнце излучает электромагнитные волны, а луна лишь отражает свет.
Учитель: Объясните поговорку. Лучи веером во все стороны. Солнце в мешок не поймаешь.
Ответ: источник света точечный.
Ответ: потому что от него лучи веером во все стороны.
По загадкам Слайд № 32
1.
Поутру - в сажень,
В полдень – с ладонь,
К вечеру - через поле хватает (Тень).
Как объяснить изменение размеров тени?
Ответ: Длина тени изменяется, так как изменяется высота Солнца над горизонтом
2.
Ты за ней – она от тебя,
Ты от нее - она за тобой (Тень).
3.
Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять.
И нельзя тебя прогнать,
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа (Тень)
4. Светит да не греет, только напрасно у Бога хлеб ест. (Луна)
К какому виду источника тока относится Луна?
(Луна отражает солнечный свет, т.е. не является тепловым источником света).
7. Физическая пауза. Прежде, чем приступить к решению задач, проведем "Гимнастику для глаз"
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
- Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз.
- Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
- Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Учащиеся отвечают на вопросы:
Учитель: У Козьмы Пруткова есть афоризм: “Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью”. Прав ли Козьма Прутков? Почему?
Учитель: Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении?
Учитель: Нагретый утюг и горящая свеча являются источниками излучения. Чем отличаются друг от друга создаваемые этими приборами излучения?
Учитель: Из древнегреческой легенды о Персее: “Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч”.
Учитель: Что такое тень и какой физический закон позволяет объяснить ее образование?
Учитель: От чего на самом деле зависит видимая форма Луны?
Учитель:
Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный,
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой.
Учитель: Какое свойство света нашло отражение в этом стихотворении А.Блока? О каком явлении говорится в стихотворении?
Учитель: Решаем качественные задачи. Слайд № 33
1. Как можно расположить источники света, чтобы во время операции тень от рук хирурга не закрывало место операции?
Ответ: Расположить несколько ламп над головой
2. Почему в облачный день предметы не дают тени?
Ответ: Предметы освещены рассеянным светом, освещенность со всех сторон одинакова.
3. Можно ли наблюдать солнечное и лунное затмения с любых точек на поверхности Земли?
Ответ: Лунное да. Солнечное нет.
4. Может ли велосипедист обогнать свою тень?
Ответ: Да, если тень образуется на стене, параллельно которой движется велосипедист, а источник света движется быстрее велосипедиста в том же направлении.
5. Как зависит размер полутени от размеров источника света?
Ответ: Чем больше источник, тем больше полутень.
6. При каком условии тело должно давать на экране резкую тень без полутени?
Ответ: Если размер источника света гораздо меньше размеров тела.
8. Самопроверки знаний Слайд 34
Тест:
1 Свет излучение....?
А. ...делает видимым различные тела;Б. Воспринимается глазом;
В. Излучает нагретое тело.
2. Источники света бываю
А. ... только естественные.
Б. ... только искусственные.
В. ... естественные и искусственные
3. Какой источник света называется точечным?
А. Светящееся тело маленького размера. Б. источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него. В. Очень слабо светящееся тело.
4. Как распространяется свет в однородной среде?
А. прямолинейно
Б. криволинейно.
В. По любой линии соединяющей источник и предмет.
5. Как подразделяются источники света
А. естественные и искусственные
Б. механические
В. тепловые
6. Источником видимого света является?
А) Нагретый электрический чайник
Б) Телевизионная антенна.
В) Дуга при сварке
7. Среди перечисленных источников не излучает свет?
А) Костер;
Б) Радиатор;
В) Солнце.
8. Что с собой представляет тень?
А) Область пространства, куда вследствие прямолинейного распространения не попадает свет.
Б).Темное место за предметом
В) Неосвещенное место
9. Что такое полутень? Каким должен быть источник.
А) Место, куда попадает половина света. Протяженным.
Б) Место, где есть свет, но его мало.
В) Область пространства, где есть и тень и свет. Точечным.
10. Какую линию называют световым лучом?
А) Линию, исходящую от источника света
Б Линию, воль которой распространяется энергия от источника света.
В) Линию, по которой свет от источника попадает в глаз.
Проверка (Слайд 34) по щелчку появляются правильные ответы
1. В 2. В 3. Б 4. В 5.А 6.В 7. А 8. Б 9В 10
Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:
- 0 ошибок – 5
- 1-2 ошибки - 4
- 3-4 ошибки – 3
- 5-6 ошибок - 2
9. Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с источниками света, узнали о том, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно. Доказательство: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения.
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики: Закрепили изучаемый материал; проверили полученные знания.
10. Домашнее задание к следующему уроку. Слайд 35
- Параграф 62; Упр.29 (1,2,3,).
- Предлагаю вам побыть учеными, философами, писателями. Напишите небольшое сочинение на тему “Свет”.
Эксперимент: Возьмите метровую палку и на улице измерьте размер ее тени. Затем определите реальную высоту деревьев, домов. столба, измеряя их тени.
Интересные факты:
- Интересно спасает жизнь морской червь. Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части вырастает новая.
- В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной “лампочкой” на голове.
- Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей – спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.
- В XVIII веке на побережье кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.
- Направление на север в северном полушарии определяют, встав в полдень спиной к Солнцу. Тень, отброшенная человеком, словно стрелка, укажет на север. В южном полушарии тень покажет на юг.
- Гамбургский алхимик Бранд всю жизнь искал секрет получения “философского камня”, который превращал бы все в золото. Однажды он налил в сосуд мочу и стал ее подогревать. Когда жидкость испарилась, на дне остался черный осадок. Бранд решил проколить его на огне. На стенках сосуда стало накапливаться белое вещество, похожее на воск. Оно светилось! Алхимик думал, что осуществил свою мечту. На самом деле он получил ранее неизвестный химический элемент – фосфор.(несущий свет)
13. Рефлексия. Слайд 36
Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, “движение” своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока:
- удивлён,
- безразличен,
- радостно восхищён,
- встревожен,
- раздражён,
- спокоен.
Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий.
Любите, дети, физику!
Она всегда, везде.
Поможет вам в умении,
И в жизни, и в труде! Слайд 37
Используемые ресурсы из других общедоступных источников.
- А.В. Перышкин. Учебник физики 8 класс.
- А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.
- Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 8 класс.
- Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
- В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.
- М.М Балашов О природе 8 класс
- А.И. Семке “Занимательные материалы к урокам физики” Слайд № 38,39
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf