Учителю, работающему в младших классах, важно уметь поддерживать и развивать внимание учащихся на уроке.
Н.Ф. Добрыниным установлено, что внимание школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда учащиеся полностью заняты работой, когда эта работа требует от них максимума умственной и двигательной активности. Если учащиеся рассматривают предметы, явления и при этом умеют действовать с ними, то в таком случае они очень внимательны. Анализ, сравнение предметов, выделение существенных признаков, вычленение главного, основного в читаемом материале, классификация предметов по группам, установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, а также другие виды мыслительной деятельности невозможны без глубокого сосредоточения внимания на соответствующих предметах, явлениях. Активная мыслительная деятельность требует внимания.
На основе обобщения опыта учителей Н.Ф. Добрынин приходит к выводу, что внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких-то достижений.
Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Так, уже дошкольники могут часами слушать интересные сказки, рассказы, смотреть кинокартины. Младшие школьники с огромным вниманием слушают занимательный рассказ учителя и не отвлекаются в течение довольно длительного времени.
Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание.
Особенно внимательными учащиеся бывают в процессе творческой деятельности, так как здесь сливаются воедино мышление, чувства и воля. Школьники II – III классов, часто забывая обо всем, вдохновенно пишут сочинения-миниатюры, составляют рассказы по картинкам, ищут новые пути решения задач, на основе представлений памяти рисуют новые картины, вырезают на уроках труда фигурки и т. д.
И. В. Страховым установлено, что у одних учащихся внимание может быть нестойким, отличаться детской непосредственностью и эмоциональностью проявлений; у других– устойчивым, волевым, сознательно сосредоточенным, позволяющим школьнику справляться с отвлекающими побуждениями; у третьих – внимание может выступать в виде более или менее сформировавшихся привычек умственного труда.
Им установлены следующие состояния внимательности:действительная внимательность, кажущаяся невнимательность, кажущаяся внимательность и действительная невнимательность.
Действительная внимательность учащихся на уроке выражается в готовности ученика к учебной деятельности уже в начале урока, в умственной активности его на протяжении всего урока, в преодолении отвлекающих раздражителей, в любознательности, выражающейся в вопросах учителю, в поправках и дополнениях, вносимых в ответ другого ученика. Признаками, характеризующими действительную внимательность школьника на уроке, является деловая, рабочая поза и мимическая выразительность сосредоточения во время работы.
Наряду с действительной внимательностью на уроках можно наблюдать и кажущуюся невнимательность. Это относится к таким учащимся, у которых внешние признаки внимания выражены слабо.
“Иногда внешняя активность ученика на уроке, – отмечает Страхов, – тормозится такими чертами его характера, как несмелость, застенчивость”. Чаще всего это бывает у детей меланхолического и флегматического темпераментов. Такие дети, как правило, пассивны, вялы, не поднимают руки по собственной инициативе при вопросах учителя. Но это только внешне. На самом же деле при кажущейся невнимательности они по-деловому сосредоточены на предмете учебных занятий. Если их спрашивает учитель, они с готовностью отвечают на поставленные вопросы. Их деятельность носит продуктивный характер.
У детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности, когда ученик сразу выполняет много дел: он подвижен, часто меняет позу, разговаривает с товарищами, читает учебник, выражает свои мысли вслух, мимика его лица постоянно меняется. Однако вопросы учителя никогда не застают его врасплох. Его ответы говорят о том, что он работает вместе с классом. Воспитание внимания у таких учащихся связано с воспитанием выдержки в поведении на уроках, большей сосредоточенности на содержании урока.
У некоторых учащихся наблюдается кажущаяся внимательность. Ее особенность – несоответствие внешней формы внимания рабочему состоянию ученика. Внешне ученик кажется внимательным, но на вопросы учителя он не может ответить (не потому, что не знает, а потому, что не участвует в работе класса). Причины невнимательности учащихся могут быть различными: одни ученики обладают леностью мысли, у других отсутствует серьезное отношение к учению и т. п.
Наконец, есть учащиеся с действительной невнимательностью. У таких детей отсутствует предварительная готовность к активной работе на уроке, они постоянно отвлекаются от основной работы. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об их невнимательности. Главным же показателем является слабая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе.
В педагогической психологии получила большое распространение гипотеза П.Я. Гальперина, теоретически разработанная и проверенная на практике работы начальных классов. В ней утверждается, что психологической сущностью внимания является контроль в форме умственного, сокращенного, автоматизированного действия, которое формируется особенно активно в младшем школьном возрасте в процессе новой ведущей деятельности – учения.
Формирование внимания по теории П.Я. Гальперина – это развитие самоконтроля в процессе поэтапного формирования умственного действия.
Используя приемы отработки умственного действия, можно воспитать и действие внимания.
Для этого необходимо:
1. Установить конкретное содержание контроля, выделить операции, входящие в его состав.
2. Дать ученикам такую систему предписаний по контролю, которую он воспринимал бы однозначно и которая обеспечивала бы получение нужного результата.
3. Найти исходную, так называемую материальную форму действия контроля.
4. Подобрать такую систему заданий, которая обеспечивала бы совершенствование действия по всем намеченным показателям.
5. Обеспечить переход действия в умственный план, его систематическое сокращение и автоматизацию.
П.Я. Гальперин показывает процесс формирования внимания младшего школьника при выполнении письменных работ по русскому языку, где легко раскрыть содержание самого контроля и операций, включающихся в него.
Эти выделенные операции, которые в целом помогали проверить правильность написания текста, предъявлялись школьнику в определенном порядке:
1. Наметь порядок выполнения проверки по смыслу, по написанию.
2. Читай предложение вслух.
3. Подходят ли слова друг к другу?
4. Нет ли пропуска слов?
5. Читай слово вслух по слогам и выделяй каждый слог.
6. Подходят ли буквы к слогу?
7. Нет ли пропуска букв?
Сначала действия совершались в материализованной форме – дети работали с карточками, на которых был написан порядок действий. Через определенное время дети перестали пользоваться карточкой, потом проверяли текст, говоря про себя, а далее они могли читать новый текст и тут же исправлять свои ошибки. Появились уверенность в себе, интерес, умение контролировать свои действия и этим обеспечиватьих успешное выполнение.
Как показывают исследования, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, формирование внимания как самоконтроля в процессе учебной деятельности включает в себяумениеучителя правильно организовать деятельность ученика и приводит к развитию внимательности как черты личности.
Беседа “Как выработать внимание”
Вниманием называется способность сосредотачиваться на каком-либо деле. По словам К.Д.Ушинского “внимание – есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Хорошо развитое внимание нужно не только для успешной учебы, но и работы по любой специальности. Как же выработать у себя это ценное качество – быть внимательным?
1. Используйте в своей работе все виды внимания. Непроизвольным называется внимание, которое возникает само собой, без каких либо усилий со стороны человека. Например, вы сразу же обращаете внимание на новую учебную картинку, принесенную на урок учителем, или без всякого принуждения внимательно слушаете учителя, если он рассказывает о чем-либо для вас интересном.
Но очень часто в ходе любой деятельности необходимо произвольное внимание, то есть такого, которое возникает не само собой, а в результате волевого усилия. На уроке нередко бывает, что приходится изучать материал, который не вызывает интереса, но вы понимаете необходимость его изучения и потому заставляете себя быть внимательным.
Если же вы постепенно заинтересовываетесь содержанием урока, то вам уже нет надобности поддерживать свое внимание насильно. Так возникает послепроизвольное внимание.
2. Сосредоточьтесь на предстоящей работе.
У многих школьников способность быть внимательным развита очень слабо: начнут слушать учителя, однако через 2-3 минуты что-то их отвлекает (слушают, но не слышат); наблюдают за проведением опыта, и вдруг в голове проявляются посторонние мысли (смотрят, но не видят).
Чтобы быть внимательным, следует прежде всего внутренне настроиться на предстоящую работу, то есть осознать ее необходимость и поставить перед собой определенную цель. Например, если приходится перечитывать один и тот же параграф учебника, то для сохранения внимания желательно перед каждым повторным чтением ставить перед собой новую задачу; первый раз читать для общего ознакомления, второй – чтобы выделить основные положения, третий- чтобы закрепить их в памяти. Нужно и внешне сосредоточиться на предстоящей работе: сесть ровно за партой, смотреть в лицо учителя, а не в окно; занять место за своим рабочим домашним столом, а не улечься с учебником на диван. Нужно самому себе подать команду, которую подают солдатам, чтобы они внимательно выслушали приказ: “Смирно!”
1. Упражнения для развития концентрации внимания
1. Восприятие информации на слух.
Мысленно задавай себе вопросы, вы сможете следить за развитием событий, чтобы потом вступить в разговор:
- О чем идет речь?
- Какова явная и скрытая цель разговора?
- Как распределены роли?
- Какая роль отводится мне?
- Чего я хочу или могу добиться?
2. Метод самовнушения, который укрепляет волю и настраивает на успех.
Повтори следующее: “У меня на душе радостно и спокойно”, “Я хочу узнать полную информацию и получить от этого пользу”, “Мне нравиться учиться, я учусь легко и успешно”.
3. Расслабление.
Сядьте на стул прямо, слегка опираясь на спинку, ноги поставьте на пол. Выполняя упражнения, нужно на некоторое время напрячь мышцы, а затем расслабить их.
- Сожмите правую руку в кулак, одновременно напрягая правое предплечье. Считаем медленно до 10, а затем расслабьтесь (то же с левой рукой).
- Наморщите лоб.
- Плотно сожмите веки.
- Напрягите мышцы шеи.
- Напрягите мышцы рта, вытянув губы в трубочку.
- Слегка стисните зубы.
- Напрягите мышцы шеи и затылка, поднимите плечи.
- Напрягите плечи, развернув лопатки внутрь.
- Напрягите мышцы живота, втянув их внутрь.
- Напрягите мышцы спины, слегка выгнув спину.
- Напрягите ягодицы.
- Поднимите правую ногу, поставив ее на пятку (затем левую ногу).
- Сожмите пальцы правой ноги (затем – левой).
4. Отдых для души.
Усядьтесь поудобнее, закройте глаза, дышите спокойно. Сосредоточьтесь на своем дыхании, дышите спокойно и выдыхайте. Мысленно перенеситесь в то место, которое вам нравится. Это может быть пляж, луг, лес и др., где можно посидеть или полежать. Что вы видите? Что слышите? Что ощущаете? А что бы вам хотелось сделать? Насладитесь своим настроением, сосредоточьтесь на своих мыслях. Когда настроение улучшится, мысленно вернитесь в исходное положение.
5. Концентрация.
Усядьтесь поудобнее и выпрямитесь. Сконцентрируйте внимание на том, как вдыхаете и выдыхаете воздух через нос. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Позвольте телу дышать, не вмешиваясь в этот процесс. Не делайте никаких условий при вдохе и выдохе, просто сосредоточьте все свое внимание на этом процессе. Как только ваше внимание начнет ослабевать, попробуйте снова сосредоточить его на меняющемся ритме вдохов и выдохов. Через некоторое внимание вы перестанете отвлекаться и научитесь надолго концентрировать внимание.
6. Обратный отсчет.
Усядьтесь поудобнее, закройте глаза и сконцентрируйтесь на своем дыхании. При вдохе мысленно начинайте обратный отсчет от 10 до 0, от 5 до 0, от 3 и т.д. Потренировавшись, вы сразу же можете расслабляться и сконцентрироваться.
7. Полярное дыхание
Помогает сосредоточиться на происходящем.
- Вдохните воздух через правую ноздрю и выдохните через левую – повторит 3 раза.
- Вдохните воздух через левую ноздрю и выдохните через правую – повторить 3 раза.
- Вдохните и выдохните воздух через обе ноздри – повторить 3 раза.
8.Дыхание поможет побороть, страх, гнев, стресс, сконцентрировать внимание.
- Убедитесь, что ваше дыхание стало быстрым и поверхностным.
- Согнутыми руками прикройте рот и нос таким образом, чтобы при следующем вдохе вы вдыхали и выдохнутый воздух.
- Подышите так 2-3 минуты, пока симптомы не начнут ослабевать.
Если вы предвидите возникновение стрессовой ситуации, эти приемы помогут вам держать себя в руках.
9. Концентрация внимания на предметах.
Представьте треугольник в разных ракурсах
Мысленно дорисуйте круг. Каждую из четырех точек пересечет линия круга.
Зачеркните все вертикальные комбинации букв dap
ddd b d d b d d b b
a e a e e a e a aa e e
p g p g g p p g p g p
Cоедините линией буквы в алфавитном порядке, начиная с буквы А:
10. Не позволяйте себе отвлекаться от начатой работы.
Наиболее трудно сохранить внимание вначале работы, поскольку вы в нее еще не втянулись. Для этого требуется проявить немалую силу воли. Тем более, когда работа по какой- либо причине не по душе. “Если нам предстоит неинтересное занятие,- советует психолог Ф.Н.Гоноболин,- чтобы избавиться от неприятного чувства, которое оно у нас вызывает, надо скорее приняться за дело и хотя бы 5-10 минут не отвлекаться”.
Особенно строго нужно следить за сохранением внимания при чтении книги, которая не вызывает интереса. Втаким случаях может возникнуть ситуация, описанная А.С.Пушкиным: “Глаза его читали, но мысли были далеко”. Так как глаза читают, создается впечатление, будто мы работаем, хотя страницы перелистываются без всякого внимания к их содержанию. А когда работают не только глаза, но и голос, то есть когда ученик читает вслух, обманывать самого себя и окружающих становится еще легче. Вот почему надо следить, не оторвались ли ваши мысли от книги. И если вы не в силах в данный момент читать внимательно, уж лучше вообще прекратить чтение, чем тратить его попусту.
Сохранить внимание позволяют такие приемы: составление плана, постановка перед собой вопросов, которые требуют обдумывания; переключение с одного вида учебной работы на другой. Очень полезныпересказывания прочитанного текста.
Заниматься нужно в такой обстановке, чтобы было как можно меньше соблазнов отвлечься от работы. Но нельзя требовать абсолютной тишины.
Выработать способность не отвлекаться от работы помогают специальные тренировочные упражнения: силой воли заставьте себя читать книгу, несмотря на то, что в данный момент идет интересный фильм по телевидению.
11. Основа внимания – понимание. Внимание вызывает тот лишь материал, который понятен. Поэтому надо как можно более глубоко и всесторонне его осмысливать. Можно заставить себя быть внимательным и в том случае, если воспринимаемый смысл еще не понятен, но вы настойчиво стараетесь его понять.
12. Интерес усиливает внимание.
Понаблюдайте за своими товарищами, когда они занимаются интересным для них делом. Надо ли им заставлять себя быть внимательным? Отвлекаются ли они от своего дела? Наоборот, они обо всех других делах забыл. Такую же картину можно наблюдать и во время учебной работы. Если умеешь решать задачи, и потому решаешь и с удовольствием и интересом, трудно оторваться от работы. А если решение задач для тебя – мучительное и скучное дело, будешь рад любому поводу отвлечься от них. Когда человек увлечен интересной для него работой, его внимание настолько устойчиво, что он ничего не видит и не слышит. Поэтому запомните: чем с большим интересом вы относитесь к своей работе, тем более устойчивым будет внимание к ней.
Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти и т. д.) и выступает как форма, способность организации этого процесса.
К. Д. Ушинский так говорил о роли внимания: “...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Известно высказывание К. Маркса, в котором подчеркивается значение внимания в трудовой деятельности: “...в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения...”.
Умение быть внимательным имеет значение не только в обогащении учащихся знаниями, умениями и навыками, но и в развитии их личности. Так, если ученик внимательно выполняет как интересное, так и неинтересное задание, преодолевая при этом неприятные эмоции, то у него тренируется волевое усилие и формируется настойчивость, целеустремленность; если ученик внимателен к товарищам, проявляет реальную заботу о них, то у него развивается чувство товарищества.
Упражнения, направленные на развитие внимания
Набор №1
1. Найдите и зачерните эти буквы: А,Л,К
П Г Щ З О А Р С В Т Р О Л А С П Ж Т С¬¬______
С И Л П Б Ю ЫК С Ш Т О Р К Л А О Т О______
П К Й К Р Т С К Л Н Х Б Ш Р Т С Ч У С К______
К Ч О Д Р С Ф М К В О Л В Д О У Ю Л Т Е______
Я А Р Ю О К В П К Ф О П Л Д Б В Я И О______
Т А Л Д ФА Л О В С Т О Р П Ж Ц Э Л С______
2. Расположи рисунки каждый раз в новой последовательности
Набор №2
Как можно быстрее подчеркни в каждом ряду по три числа, дающие в сумме то число, которое стоит в конце ряда.
5 7 3 2 5 9 0 5 15 10 8 5 3 12 15 30 15 5 23 7 13 29 27 1 10 11 12 3 4 17 5 13 2 6 10 18 30
Зачеркни в каждой строке буквы щ, р, ж
Йцкгщенрнртщээоьнжюстсварплрбодлюджд.жжьскрке
Йуцкежгжшщжщжьбььмтчиямфаывуыыпфвфыфыоалп
Бьстсисвмфаыкфащшдржгнхз0зхшщкшогунгпацйцвфыв
Бтимсакроеолвджяалокгнлдррпджэжлорпааввыыыфтю
Яюббкугк5зщзшгнекуцйфывапрролджгвофпгфбьтимсчс
Юбььтимимсчяяфывапролджээхзщшшггнеекукуцййллд
3. Нарисуй такую же рыбку, но смотрящую влево.
Набор №3
Цель: развитие избирательности внимания.
Задание 1 . Как можно быстрее читай текст и подчёркивай названия предметов одной чертой.
ИГРУШКИ
На ёлке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.
1 строка 2 строка 3 строка
Задание 2. Укажи количество подчёркнутых слов.
Набор №4
Расшифруй слово:
1 2 3 4 с т р о 1 4 3 2 2 3 4 1 3 4 1 2
Составь слова:
Образец:
Цветок …….?
Крупная собака
АДКА ___________________
ОВОР ___________________
ОНЯЛКИ_________________
Зачеркни гласные буквы, подчеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
В норе мыши. Мыши портят сало и крупу. Тётя Лена принесла нам кошку. Кошка стала ловить мышей.
Набор №5
В этом тексте спрятались девять названий птиц. Отыщи их.
Ох, уж эти звонки!
Недавно поставил мой дядя телефон. И забыл обо всем. Уж очень он любит поговорить. И теперь у него в стакане стынет чай, каша пригорает на плите. Главное – телефонный разговор. Он аккуратно звонит мне по утрам, даже забывает, что его ждут в университете.
Ревниво следит за стрелкой часов – не слишком ли быстро бежит она. И вообще голос его так и звучит у меня в ушах. Может быть, это для него игра, чтобы посмеяться надо мной. Сегодня я мыл пол. Зазвонил телефон. Я кинулся к нему, споткнулся о ведро, здорово расшибся. Конечно я разозлился, упав. Линейка, тетрадь и карандаши оказались в луже. Вот беда! И не стал я снимать по утрам трубку: от дядиных звонков берегусь.
Набор №6
В шестнадцати клетках каждой таблицы записаны числа от 1 до 20 вразнобой.
Это значит, что какие-то 4 числа пропущены. Без помощи ручки или карандаша, а только глазами отследите все числа и выпишите недостающие.
1 12 20 7 16 15 5 2 9 8 14 18 4 19 10 13
Набор №7
1. Найдите слова в каждой строке и подчеркните их.
нтмкчпбрекахяткфбфофющщукасеваюлащыэутрмтзфятзюпятакожзояулийю
чйгюгжкмыстяцчэыфиналвтхлебхэеффбочкабямавпщдчмашинавюнутройшэ
сырйешбхзкоготьйммкялбедодящуэмайвчюбабочкаяпнйеэфяйцоиндюкзщкш
ыжшишкайверрвсмчюсэыхпгюзйкотронциызхлрекавнрмищкаююйкобрабнмг
2. Зачеркните синим цветом цифры числа меньшего 3, зелёным - большего 8.
08916577292131832287825757096262574129500964647854
43172602926505582671658649292343318999458556291839
75177276332395604584263372308136183353649813943993
66382449053257357608403456575942298674311406437293
Набор №8
1. Зачеркни лишнюю фигуру:
2. Найди и обведи только эти цифры 5, 2, 8
2 4 1 6 9 8 1 2 5 7 8 2 7 9 0
4 2 6 8 7 4 3 9 2 2 7 4 1 5 9
6 4 1 2 4 6 8 1 3 2 7 1 9 5 3
5 9 2 9 1 7 6 3 4 5 3 2 1 6 8
1 7 3 5 2 8 7 9 8 9 4 7 7 1 5
8 5 6 3 1 5 3 2 1 8 7 6 4 2 2
3. Расположи рисунки каждый раз в новой последовательности.
Список литературы.
- Антонова Г.П. и др. Влияние особенностей интеллекта старших школьников на эффективность их обучения // Вопросы психологии.-1999.-№ 2
- Востриков А.А. Человековедение. Курс интеллектуального развития для 1-2 класса. Одесса-Томск, 1996
- Калмыкова З.И. Отстающие в учении школьники. М, 1986
- Пунский В.О. Азбука учебного труда. М: Просвещение, 1988
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2001
- Харальд Хавас Белен Мерседес Мондеманн. Как стать самым умным. 300 упражнений для развития умственных способностей. Харьков, 2007