Урок русского языка по теме "Безударные гласные в двусложных словах"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Развивать умения проверять слова с безударной гласной, распознавать проверяемые и непроверяемые гласные.
  2. Формировать умения обосновывать написание слов с безударной гласной.
  3. Развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте слова с нужной орфограммой.
  4. Совершенствовать навыки беглого, осознанного чтения. Развивать речь.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня к нам в гости пришел снеговик и будет мне помогать. Он принес с собой загадку. Прочитайте и отгадайте её.

Этот мес_ц зимний тоже.
И з..ма сильна, но все же:
Вновь в..сна не за г..рами,
Приб..жит к нам руч..йками.
С з..мой расст..ваться жаль.
Ведь за ..кном стоит … Январь

– Объясните написание пропущенных букв (работа с “ромашками”).

– На какое правило все пропущенные буквы? (Дети вспоминают формулировку правила о безударных гласных).

– Январь—второй месяц календарной зимы. Нрав у него суровый. Это самый холодный и ветреный месяц в году. Поэтому в народе его называют “студень”.

На доске:

Январь — году начало, зиме — середина.

Январь — к весне поворот.

Солнце на лето, зима на мороз.

В январе день прибавился на заячий скок.

– Как вы понимаете эти выражения?

3. Работа в тетради. (Вспомнить правила посадки)

М м            О о

З з              Р р

– Какое словарное слово можно составить, используя эти буквы? (Мороз)

– Измените слово так, чтобы оно превратилось в признак предмета. (Морозный)

– А теперь слово, обозначающее действие предмета. (Морозить)

– В русском языке много зимних слов. Давайте прочитаем их и объясним, что они означают.

На доске:

Хлопья — пушистые комья снега.

Крупка — снег в виде мелких зернышек.

Пороша — слой свежего снега.

Метель — сильный ветер со снегом.

Вьюга — снежная буря.

– Какие правила живут в этих словах?

(Хлопья, вьюга — разделительный ь, пороша, метель — безударная гласная, крупка — парная согласная).

4. Работа в тетради.

Х…лодная з..ма , б.. льшой сн..говик, л..сная п..ляна, л..дяная г..ра.

– Списать, вставить пропущенные буквы.

– Составить предложение с первым словосочетанием, подчеркнуть грамматическую основу.

5. Физкультминутка.

Мы с вами входим в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ноги увязли в снегу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем,
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Вновь мы принялись за дело.

6. Чтение рассказа В. Бианки “Январь”.

– Виталий Валентинович Бианки был писателем и ученым. Он родился в семье ученого-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекции Зоологического музея в Петербурге. Мать будущего писателя очень любила природу.

Родители передали сыну свою любовь к природе. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета.

Он побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Она и стала главным героем всех его произведений.

Герои Бианки живут своей обычной жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь растений и животных.

– Какие книги Бианки вы читали?

– Послушайте рассказ и ответьте на вопрос:

Как животные и растения приспособились к холодной зиме?

(Чтение рассказа учителем).

Жужжащее чтение:

– Найдите и прочитайте, как зимуют растения.

(Выборочное чтение)

Чтение вслух хорошо читающими учащимися.

7. Работа в тетрадях.

– Найдите в тексте слова с безударными гласными, выпишите их, подберите проверочные слова.

8. Итог урока.

- Как проверить безударную гласную?

– С каким рассказом познакомились?

9. Домашнее задание.