Цели.
- Развивать умения проверять слова с безударной гласной, распознавать проверяемые и непроверяемые гласные.
- Формировать умения обосновывать написание слов с безударной гласной.
- Развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте слова с нужной орфограммой.
- Совершенствовать навыки беглого, осознанного чтения. Развивать речь.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня к нам в гости пришел снеговик и будет мне помогать. Он принес с собой загадку. Прочитайте и отгадайте её.
Этот мес_ц зимний тоже.
И з..ма сильна, но все же:
Вновь в..сна не за г..рами,
Приб..жит к нам руч..йками.
С з..мой расст..ваться жаль.
Ведь за ..кном стоит … Январь
– Объясните написание пропущенных букв (работа с “ромашками”).
– На какое правило все пропущенные буквы? (Дети вспоминают формулировку правила о безударных гласных).
– Январь—второй месяц календарной зимы. Нрав у него суровый. Это самый холодный и ветреный месяц в году. Поэтому в народе его называют “студень”.
На доске:
Январь — году начало, зиме — середина.
Январь — к весне поворот.
Солнце на лето, зима на мороз.
В январе день прибавился на заячий скок.
– Как вы понимаете эти выражения?
3. Работа в тетради. (Вспомнить правила посадки)
М м О о
З з Р р
– Какое словарное слово можно составить, используя эти буквы? (Мороз)
– Измените слово так, чтобы оно превратилось в признак предмета. (Морозный)
– А теперь слово, обозначающее действие предмета. (Морозить)
– В русском языке много зимних слов. Давайте прочитаем их и объясним, что они означают.
На доске:
Хлопья — пушистые комья снега.
Крупка — снег в виде мелких зернышек.
Пороша — слой свежего снега.
Метель — сильный ветер со снегом.
Вьюга — снежная буря.
– Какие правила живут в этих словах?
(Хлопья, вьюга — разделительный ь, пороша, метель — безударная гласная, крупка — парная согласная).
4. Работа в тетради.
Х…лодная з..ма , б.. льшой сн..говик, л..сная п..ляна, л..дяная г..ра.
– Списать, вставить пропущенные буквы.
– Составить предложение с первым словосочетанием, подчеркнуть грамматическую основу.
5. Физкультминутка.
Мы с вами входим в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ноги увязли в снегу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем,
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Вновь мы принялись за дело.
6. Чтение рассказа В. Бианки “Январь”.
– Виталий Валентинович Бианки был писателем и ученым. Он родился в семье ученого-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекции Зоологического музея в Петербурге. Мать будущего писателя очень любила природу.
Родители передали сыну свою любовь к природе. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета.
Он побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Она и стала главным героем всех его произведений.
Герои Бианки живут своей обычной жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь растений и животных.
– Какие книги Бианки вы читали?
– Послушайте рассказ и ответьте на вопрос:
Как животные и растения приспособились к холодной зиме?
(Чтение рассказа учителем).
Жужжащее чтение:
– Найдите и прочитайте, как зимуют растения.
(Выборочное чтение)
Чтение вслух хорошо читающими учащимися.
7. Работа в тетрадях.
– Найдите в тексте слова с безударными гласными, выпишите их, подберите проверочные слова.
8. Итог урока.
- Как проверить безударную гласную?
– С каким рассказом познакомились?
9. Домашнее задание.