Урок окружающего мира в 4-м классе: "Жизнь древних славян"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели:

  • воспитывать любовь к Родине, интерес к истории;
  • раскрыть происхождение восточных славян, дать характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта;
  • развивать логическое мышление;
  • сформировать представления о языческих верованиях древних славян, познакомить с основными богами природы и праздниками;
  • развивать воссоздающее воображение, произвольную и непроизвольную форму смысловой память и логичность речи.

Оборудование: проектор с экраном, исторические народные костюмы славян и репродукции картин.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания в форме теста.

3. Сообщение темы и цели урока.

Мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса истории. Для того, чтобы лучше разобраться в основных понятиях и значениях ключевых слов его названия, выполним задание. Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о их лексическом значении:

А) предки;

Б) современники;

В) потомки.

В результате получается следующая схема:

Внимательно прочитайте 3 высказывания. Найдите среди них ложные. Объясните свою позицию.

А) Наши предки живут в далеком будущем.

Б) наши потомки жили в далеком прошлом.

В) Наши предки жили в далеко прошлом.

Истинным является последнее высказывание. Это и есть тема нашего сегодняшнего разговора.

Сформулируйте вопросы по данной теме, используя вопросительные слова: Кто? Где? Какие? Чем? Как? Кому?

Поиск ответов на это вопросы и будет целью нашего урока.

4. Изучение нового материала.

Внимательно прочитайте текст. “Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью, смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем в простых рубахах”

Что вы можете сказать о выделенных словах?

Вы узнаете, как назывались наши предки, если возьмете корень этих слов, добавите суффикс “ян” и окончание “е”.

Рассмотрите карту. Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад (в середину 1го тысячелетия н.э.), то обнаружим на огромном пространстве восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. Всю эту территорию от Дуная до Волги, от Днепра до Западной Двины занимали племена восточных славян.

Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

Представьте себе такую ситуацию: отец, уходя на работу, выставляет на стол продукты и говорит: “Надо оставить немного крупы, меда и сухарей”.

Сын: “Отец, зачем ты оставляешь все это? Ведь мы уходим па сенокос надолго”.

Предположите, что мог ответить отец сыну?

Отец: “Авось какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормится да нас добрым словом помянет”.

Издревле наши предки славились своей смелостью, силой, выносливостью. Славянские воины могли неожиданно появиться в тылу врага, пробираясь под водой и держа во рту камышинку. Они устраивали хитроумные засады. И в то же время, они не превращали пленных в рабов, а, заставив их отработать несколько лет, отпускали домой.

Древние славянки были очень преданны своим мужьям. Когда умирал муж, жена, обычно, лишала себя жизни, не желая оставаться одной.

Древние славяне были терпеливы к боли. Попав в плен, они не выдавали своих союзников, не молили о пощаде, умирали без стонов.

Так какие же черты характера были присущи древним славянам?

Древние славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки а плечах.

Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки, мужчины одевались в просторные рубахи и штаны из грубого льняного холста. В холода надевали одежду из войлока или меха, на ногах носили лапти из лыка или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.

5. Физкультминутка (мальчик и девочка надевают народные костюмы и демонстрируют движения, остальные дети повторяют за ними).

Женщины: шьет, лепит посуду, готовит пищу, доит корову, кормит птиц.

Мужчины: ловит рыбу, рубит дрова, охотится с помощью лука, выслеживает врагов.

Кроме этого, славяне занимались бортничеством и земледелием. Они вырубали и выжигали леса, золой удобряли землю. А не следующий год на том месте сажали ячмень, овес, горох, бобы, лет и коноплю. Так как земля была не очень плодородная, им приходилось перемещаться с места на место.

6. Изучение нового материала.

Объясните, почему именно так выглядело жилище древних славян.

Какие основные религии вы знаете?

Славяне не относились ни к одной из этих религий. Они были язычниками. Кто такие язычники? (Энциклопедия, учебник стр.38)

Основным занятием славян было земледелие. К земле они относились, как к живому существу. Они разговаривали с ней, просили прощения за то, что делают ей больно во время пахоты. Дух земли славяне называли Мокошь (мокрая) или Макошь (мать - земля). Они просили её, чтобы уродились рожь и ячмень, значит Мокошь - это богиня…

На урожай влияли смена времен года, холод или жара. Даждь - бог каждый день выезжал на огненных конях и прогонял ночь, плавил лед и снег. Благодаря его силе расцветали и плодоносили растения. Даждь – бог - это бог…

Основным занятием было и скотоводство. Богом, который покровительствовал домашним животным, был Велес. Славяне считали го своим предком. Догадайтесь, как они задабривали его? Велес - это бог…

Самым главным и грозным богом был Перун, вызывающий гром и посылающий молнии. Почему Перун был самым главным? Закончите предложения:

1) Коль прогневается Перун, поразит стрелами скот, не спасе его и бог…

2) Если не задобрить Перуна, то он так зальёт посевы водой и погубит урожай, что не спасет его ни богиня…, ни бог…

Соотнесите данные таблицы и догадайтесь, кто такой Стрибог.

Чтобы задобрить богов, славяне приносили жертвоприношения на особых площадках, святилищах, на которых стояли вырезанные из дерева и камня идолы. Жертвоприношениями ведали волхвы. Кто такие язычники? Были ли славяне язычниками?

7. Итог урока. Чем славились наши предки?

Продолжите фразы:

Я понял, что…

Я знаю, что…

Я буду…

Я горжусь тем, что…

8. Домашнее задание. Страницы 34-39.