Органические вещества, входящие в состав клетки – белки, углеводы

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – 2 – изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 368 с.: ил. ISBN 978-5-358–01918-8

Цель урока: расширить кругозор знаний о строении и функциях органических веществ на конструктивном уровне при помощи электронно-образовательных ресурсов.

Задачи образовательные:

  • скорректировать знания о химическом составе клетки на элементарном уровне;
  • актуализировать знания о строении клетки, на молекулярном уровне;
  • формировать понимание взаимосвязи строения молекул углеводов, белков их функций;
  • продолжить формировать знания постановки простого учебного эксперимента;
  • учить самостоятельно, добывать знания о функциях белков, углеводов;
  • совершенствовать умения составлять схемы, таблицы.

Задачи развивающие:

  • Развивать операции мышления: доказывать наличие белков и углеводов в составе клеток растений и животных, анализировать строение органических веществ и определять их функции используя схемы и таблицы, делать выводы;

Задачи воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение обучающихся к своему здоровью исходя из значимости белков и углеводов на обменные процессы организма человека.

Тип урока: Комбинированный урок

Формы работы обучающихся: самостоятельная в группах, работа с компьютерной моделью, с бумажным носителем (учебником) беседа, фронтальная работа, компьютерное тестирование.

Методы: метод эвристического наблюдения, метод гипотез, частично-поисковый, метод ИКТ (работа с компьютерной моделью), метод ситуационного анализа (кейс-технология).

Необходимое техническое оборудование: урок проводится в компьютерном классе

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Организационный этап   Приветствие обучающихся, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания Обучающиеся внимательно слушают и быстро включаются в работу. 1
2 Этап проверки домашнего задания Модуль 1 Химический состав живых организмов Демонстрация мультимедиа и вопросов

1) На какие 3 группы можно разделить химические элементы в зависимости от количественного состава?

2) Какие химические элементы преобладают в клетках живых организмов?

Учитель показывает их процентное содержание с помощью мультимедиа.

3) Почему именно эти элементы относят в группу органогенов?

4) На какие 2 группы можно разделить вещества входящие в состав клетки?

http://fcior.edu.ru/card/2699/himicheskiy-sostav-kletki.html

Анализируют диаграмму, периодическую систему Д.И. Менделеева отвечают на поставленные вопросы:

Химические элементы можно разделить на органогены, макроэлементы и микроэлементы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/10e17ead-01de-4398-8ab3-2a249fb2190d/%5BBIO10_01-02%5D_%5BIM_02%5D.swf

Преобладают макроэлементы (98%) кислород, азот, углерод, водород

Они входят в состав воды, которой в каждой клетке содержится до 80 – 90%; из этих химических элементов образованы органические вещества.

Вещества можно разделить на неорганические и органические

9
Модуль 2

Неорганические вещества в живых организмах

Учитель предлагает обучающимся выполнить мини-тест за компьютером “Неорганические вещества в живых организмах” с автоматической системой проверки. Работают индивидуально за компьютером с мини-тестом “Неорганические вещества в живых организмах”  
3

 

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала   Учитель организует целенаправленную деятельность обучающихся. Сообщает тему изучаемого нового материала, учит обучающихся формулировать цель и выбирать конкретные средства ее достижения. Показывает практическую значимость нового материала, мотивирует обучающихся на его усвоение.

Вопросы – мотивации:

Почему опасно белковое голодание? В каких продуктах содержаться углеводы?

Можно ли практически доказать наличие углеводов и белков в клетках живых организмов?

Предлагает обучающимся самостоятельно найти ответы, на вопросы используя учебник и электронные образовательные ресурсы, рассказать об этом своим одноклассникам.

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь, читают задания, задают вопросы, выдвигают предположения, формулируют задачи

Получают консультацию учителя, приступают к выполнению задания.

Обучающиеся выполняют задание, активно участвуют в эвристической беседе, совершенствуют приемы, анализа.

3
4 Этап усвоения новых знаний   Учитель консультирует обучающихся

(помогает совершенствовать умение находить доказательства, проверять факты, выдвигать гипотезы, делать выводы)

Обучающиеся при затруднении задают вопросы учителю.  
    Модуль 3

Углеводы их классификация

Задание для первой группы:

1. Вспомните понятия полимер, мономер.

2. Изучите строение и классификацию углеводов, используя электронные ресурсы “Углеводы их классификация”, учебник стр.41. Заполните таблицу, проанализируйте ее согласно поставленной цели, сделайте вывод.

1 группа изучает текст с иллюстрациями углеводы их классификация, стр. 41-42 учебника расширяет кругозор знаний о строении углеводов, полимеров, мономеров.

Заполняет таблицу (см. приложение № 1)

 
    Модуль 4

Качественная реакция на углеводы

3. Изучите видеофрагмент интерактивной анимации “Качественная реакция на углеводы”

Используя знания, полученные при изучении видеоматериала, знаний и умений приобретенных на уроках химии докажите наличие углеводов в клетках живых организмов

4. Составьте и представьте отчет в электронном виде.(см. приложение 1)

Просматривает видеофрагмент “Качественная реакция на углеводы”, доказывает наличие углеводов в клетках живого организма.

О результатах работы составляет отчет по плану: цель, задачи, методы определения углеводов в клетках живых организмов. Составляет отчет, докладывает результаты работы одноклассникам (см. приложение № 1)

23
    Модуль 5

Функции углеводов

Изучите свойства и функции углеводов, применяя анимацию “Функции углеводов”, учебный материал в учебнике. Изучает свойства и функции углеводов используя стр. 41 учебника и анимацию. Анализирует добытые из разных источников знания, делает выводы.  
    Модуль 6

Практическое значение углеводов

Рассмотрите иллюстрацию сделайте вывод о взаимосвязи свойств и функций углеводов их практическом значении. Заполните таблицу (см. приложение 1). По иллюстрации изучает Практическое значение углеводов, Готовит общий групповой отчет о проделанной работе в электронном виде. (см. приложение 1)  
    Модуль 7

Строение белка

Задание для второй группы:

1 .Используя иллюстрацию “Строение белка”, текст “Белки”, изучите понятия: структура белка, денатурация, ренатурация белка..

2 группа используя иллюстрацию Строение белка изучает понятие структура белка; текст “Белки” изучает состав белка, денатурацию, ренатурацию белка.  
    Модуль 8

Белки

2. Заполните таблицу в электронном варианте “Уровни организации макромолекул белка” Работая с текстом “Белки” заполняет таблицу (см.приложение 2)  
    Модуль 9

Практика. Строение белков

3. Используя ЭОР “Строение белков” Выполните практические задание.

4. Составьте и представьте отчет в электронном виде

Выполняет практическое задание

Строение белка”, готовит отчет в электронном виде о составе и строении белков. (см.приложение 2)

 
    Модуль 10

Белки – основа жизни

Задание для третьей группы:

1. Прочитайте гипертекст “Белки – основа жизни” изучите функции белков. Ответьте на вопрос: “Почему опасно белковое голодание?”

2. В тетради на печатной основе составьте кластер упр. № 12 на стр. 38 “ Многообразие белков и их функции”

Третья группа: читает текст с иллюстрациями “Белки - основа жизни” изучает функции белков.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000004ab-1000-4ddd-40a7-5a0046bc4324/?
from=000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c&interface=
catalog&class%5b%5d=53&class%5b%5d=51&subject=29
Отвечает на вопрос чем опасно белковое голодание.

Заполняет кластер в тетради на печатной основе “Многообразие белков и их функции”

 
    Модуль 11

Практика. Функции белков

3. Используя ЭОР “Функции белков” выполните практические задания. Выполняет практические задания “Функции белков” Составляет общий групповой отчет. (См.приложение № 3)  
    Модуль 12

Действие азотной кислоты на белки

Задание для четвертой группы:

1. Используя видеофрагмент “Действие азотной кислоты на белки докажите, что белки входят в состав клеток живых организмов.

2. Составьте и представьте отчет в электронном виде

Четвертая группа смотрит видефрагмент Действие азотной кислоты на белки, доказывает наличие белков в клетках живых организмов. Оформляет результаты эксперимента по плану: цель, задачи, методы, результаты, выводы.

Составляет отчет.  (см. приложение № 4)

В конце работы каждая группа передаёт свою работу по локальной сети преподавателю. Представляет работу одноклассникам. Получает оценку деятельности, как со стороны преподавателя, так и обучающихся делает самооценку. Обучающиеся записывают основные тезисы в тетрадь.

 
  Физкультурная минутка   Учитель предлагает обучающимся сделать гимнастику для глаз, восстановление кровообращения нижних конечностей. Обучающиеся повторяют упражнения под легкую музыку 1
5 Этап закрепления новых знаний   Учитель предлагает обучающимся познавательные задачи:

1) Молекула гемоглобина имеет молекулярную массу 68 000. Определите длину молекулы гемоглобина

2) Объясните утверждение: Белки – носители и организаторы жизни”

3) Дезинфицирующее свойство этилового спирта основано на его способности вызывать денатурацию бактериальных белков, что приводит к гибели микроорганизмов?

Обучающиеся отвечают на вопросы, решают задачи 5
6 Подведение итогов работы   Учитель возвращается к цели урока, задает вопросы:

1.Все ли задачи, которые мы поставили на уроке, выполнили?

Совместно с обучающимися формулирует общий вывод.

2. Что вы узнали нового на уроке?

3. Что каждый из вас взял для себя

в процессе работы на уроке?

Учитель сообщает обучающимся о результатах работы обучающихся на уроке. Кто из учеников работал особенно старательно, выставляет оценки с небольшим комментарием

Обучающиеся отвечают на вопросы; предлагают варианты общего вывода;

формулируют общий вывод совместно с учителем.

2
7 Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.   Прочитать параграф 22,23

Домашний эксперимент:

Изучите каталитическую активность ферментов в живых клетках. Ответьте на вопрос: “Почему опасно белковое голодание для растений?”

(см. приложение № 5 )

Учитель отвечает на вопросы обучающихся.

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы. 1

Приложение