Программное содержание:
- Познакомить детей с основными правами на имя, на жизнь в семье.
- Расширять знания детей о семье: с кем живут, где живут.
- Воспитывать дружеские отношения со сверстниками, окружающими; умение сопереживать, радоваться за других. Развивать у детей понимание важности соблюдения прав.
- Побуждать детей к обобщению (семья, имя).
- Развивать стремление видеть цель работы, достигать ее. Активизировать словарь: закон, права, имя, семья, дружба.
Предварительная работа: изготовление макета родного города, составление семейного альбома, разучивание стихотворений, пословиц о семье, дидактические игры, игры на развитие коммуникативных навыков.
Подготовка: аудиозапись из мультфильмов, бейджики для детей, коллаж, дидактическая игр, знаки-символы имен, воздушные шары.
Ход занятия
Раздается музыка из мультфильма. На руки воспитателю падает Лунтик. Кто это? Как он сюда попал? Он на нашей планете совсем один. Ничего не знает. Как вы думаете, ему трудно? Почему? Мы с вами очень многое знаем. Мы сможем Лунтику? Где мы с вами живем, с кем мы живем? (ответы детей). Лунтик спрашивает меня, что это за альбом с такими красивыми фотографиями? Дети под спокойную музыку рассматривают семейные фотографии,рассказывают о своих близких. Кто на них изображен? Это ваши мамы, папы, бабушки, дедушки, братики, сестренки. А вместе вы кто? Значит вы - одна семья. А Лунтику отчего-то стало грустно. Как вы думаете, почему? Правильно, потому что у него нет семьи, друзей. А вы знаете ребята, что есть такое право, закон, что каждый ребенок должен жить в семье, у него должны быть папа и мама. Как вы друг друга называете, как ласково вас называют дома? Вот видите и имена у вас есть. Имя дается человеку, когда он появляется на свет. Выдается документ, в котором записывают имя, фамилию и отчество. Он называется свидетельство о рождении (показывает документ). Этот документ есть у каждого из вас.
У Лунтика тоже есть имя. И он хотел бы узнать и ваши имена. Давайте знакомиться. Посмотрите, у него в руках маленькое зеркальце, в котором живет солнечный зайчик – теплый, радостный. Лунтик вместе со своим именем хочет передать вам частичку своего тепла, доброты. И вы по кругу передавайте зайчика и называйте ваши имена. После игры воспитатель читает стихотворение:
Как славно девочек зовут:
Вот Юля шелковый лоскут
Вот Сонечка листва лесная
И Алина звездочка морская.
Как славно мальчиков зовут:
Вот Миша пушечный салют,
И Саша парус средь простора,
И Вадик ровный рев мотора.
Ребята, у вас у всех значок с вашим именем на груди. А у Лунтика его нет, но ему тоже хочется. Предлагает выбрать из карточек, лежащих на столе (Звездочка, сердечко, солнце, луна). Предлагает обосновать свой выбор. Ребята, кого вы больше всех любите? Конечно же мама самый родной на свете человек. А какие вы знаете пословицы о маме, о родном доме, о семье? (Вся семья вместе, так и душа на месте. При солнышке тепло, при матери добро. Дома и стены помогают)
А где живут семьи? Конечно же в домах. А у Лунтика есть дом? Как мы можем помочь ему? Давайте для него построим дом. (Дети под музыку строят дом ). Теперь дом у Лунтика есть, друзья есть, а семьи у него нет. Как же быть? Ответы детей) Предлагает составить коллективную работу – коллаж.(дети составляют коллаж из заранее вырезанных фигурок, наклеивают их на ватман, раскрашивают, по желанию дополняют рисунками). Вот видите, Лунтик стал радостным, веселым. Теперь у него есть и семья, и друзья, и дом. И мы с вами тоже одна большая семья.. А за то что мы помогли Лунтику, он хочет подарить вам эти красивые шарики. Под музыку дети ловят воздушные шары.