Музыкальный концерт в ДМШ, посвящённый выпускникам школы, с участием школьников младших, средних и старших классов.
Цели: создание особой благоприятной атмосферы для восприятия классической музыки, обострение восприимчивости через слово, комплексное развитие музыкальности детей.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик слушателей на события из жизни композитора как возможность обострения восприимчивости детей к классической музыке;
- развивать целостную музыкальность детей через объединение различных видов искусств, прежде всего музыки и поэзии;
- развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными ощущениями и звуковыми и поэтическими образами.
“Школьные годы чудесные...”
Нет ни одного человека в нашей стране, кто не учился бы в школе. И очень многие школьные годы вспоминают как самые светлые, радостные, счастливые в своей жизни, воспоминают с ностальгической грустью именно как “школьные годы чудесные”, как в прозвучавшей песне. И это не случайно: ведь школьные годы – это пора надежд, пора мечтаний, пора любви и дружбы, пора, когда ещё всё впереди и всё ещё может получится... О том, как учить и кому учить в нашей стране уже несколько десятилетий идут споры, создаются всё новые и новые программы, концепции... А мне вспоминается один случай, описанный в книге Мариэтты Шагинян, известной советской писательницы, произошедший с воспитанницей дореволюционной гимназии Ржевской. Девочку очень волновала одна тайна – тайна медальона её дядюшки. Девочка была страшно заинтригована таинственным медальоном: ведь с ним её дядюшка не расставался никогда, всю жизнь он берёг его и хранил у самого сердца. Наконец девочка не выдержала и спросила дядю, что же скрыто у него в медальоне. “Вряд ли ты что либо поймёшь”. – ответил дядюшка и раскрыл медальон. Там была фотография девушки, а на крышке медальона было выгравировано 5 линеек и несколько нот. Девочка вопросительно посмотрела на дядю, что-то прошептала... и тут же пропела мелодию Чайковского “Я люблю Вас, я люблю Вас, Ольга...”
Музыкальный шифр – начало ариозо Ленского - и тайна медальона были раскрыты. Это тайна сокровенной и трогательной любви, которую дядя пронёс через всю свою жизнь.
Невольно задаёшься вопросом, как же учили эту девочку, одну из многих воспитанниц гимназии Ржевской, чтобы она вот так сразу же, сходу смогла прочесть, услышать, пропеть и понять смысл написанной музыкальной фразы?
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что каждый педагог музыкальной школы мечтает иметь именно таких учеников – тонких и понимающих, беззаветно любящих музыку. И сегодня в нашем зале на нашем концерте собрались именно такие дети. Они разные по возрасту, у них разные увлечения и интересы, но их объединяет одно – любовь к музыке. Каждый из них, от мала до велика, уже достиг определённых высот в этой области. Все они - участникиразличных музыкальных конкурсов и не просто участники, но и призёры. Несмотря на юный возраст, каждый уже имеет звания кто дипломанта конкурса, а кто и лауреата, что очень почётно. Это говорит о том, что школьные годы этих детей неразрывно связаны с музыкой, с музыкальной школой. А музыкальная школа - это царство детской музыки. За каждой дверью здесь — искусство и труд. Труд этот так же радостен, как радостно само искусство, но он так же серьезен, как серьезен любой труд человека. И даже самые маленькие малыши, понимают, что здесь заниматься надо по-настоящему, если уж взялся за музыку.
А ведёт их по этому непростому, но столь прекрасному пути их педагог и наставник – Ефимова Ольга Владимировна. Итак, мы начинаем классный концерт преподавателя музыкальной школы им.Старикова при ТГМПИ им.С.Рахманинова Ефимовой Ольги Владимировны.
Концерт открывают самые маленькие пианисты, дети, которые ещё не ходят в школу, но уже занимаются музыкой. Для них школьные годы начались именно с музыки, это те самые первые шаги, которые проходит каждый из нас.
Рязанов Егор (5 лет), учащийся подготовительного отделения, лауреат внутришкольного конкурса “Ступень к совершенству”
К.Черни Этюд
Л.Книппер “Полюшко-поле”
Копылова Настя (6лет), учащаяся подготовительное отделение, лауреат внутришкольного конкурса “Ступень к совершенству” и открытого городского конкурса-фестиваля “Тамбов зажигает звёзды”
Л.Моцарт Менуэт
К.Черни. Этюд
П.Чайковский Старинная французская песенка из цикла “Детский альбом”
Если бы Милану Дворжаку в детстве сказали, что он станет композитором, то он бы не поверил. Конечно, он любил музыку, часто подыгрывал друзьям на вечеринках какие-то джазовые пьесы, импровизировал, но чтобы сделать это профессией – такого даже в мыслях не было! Поэтому получать профессию Милан пошёл в технический университет, который успешно и закончил. Но то ли любовь к музыке пересилила, то ли фамилия сделала своё дело и перенаправила его творческие устремления, но он всё-таки стал композитором. Поэтому в Чехии мы имеем Антонина Дворжака – классика и основоположника чешской музыки и Милана Дворжака – современного джазового композитора, автора многочисленных этюдов и джазовых пьес. Один из таких этюдов вы сейчас услышите. Обратите внимание на его главную особенность – постоянно повторяющаяся фигура в левой руке, которая проходит по четырём аккордам. Это так называемый “риф” - так называют эту фигуру в джазе. Именно она в сочетании с синкопированным ритмом и придаёт пьесе джазовый колорит.
Милан Дворжак. Этюд.
Исполняет Кротова Елизавета (6 класс)
Друзья в шутку называли его “Дуней”. “И тот, кто с Дуней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт”, - шутила неподражаемая Любовь Орлова. Невероятный жизнелюб, оптимист, любимец женщин, человек, обладающий поразительной энергией и магией притяжения – это всё о нём, о композиторе Исааке Дунаевском.
Сейчас Дунаевского называют Моцартом советского кинематографа за мелодическую щедрость, удивительный мелодический дар, за невероятный свет, оптимизм и яркость его мелодий. Приходится только лишь удивляться, как в такое сложное, даже страшное время, когда жил Дунаевский, могли рождаться столь светлые, радостные, полные счастья мелодии. Кто не знает таких его песен, как “Широва страна моя родная”, марш из кинофильма “Цирк”, музыку к кинофильмам “Весёлые ребята”, “Весна”, “Волга-Волга”, “Дети капитана Гранта”.
Когда начинаешь изучать биографию Дунаевского, то понимаешь, что появление такой личности произошло не случайно. В очередной раз история нам продемонстрировала свой эксперимент воспитания и образования, выращивания таланта. Родители – не музыканты, но любители музыки. Как и положено интеллигентным людям в России каждый из них владел каким-либо музыкальным инструментом, музыка в семье звучала постоянно. Из 7 детей Дунаевских пятеро стали профессиональными музыкантами. Сам Исаак начал играть с 7 лет, учился в 2-х заведениях: в гимназии и в училище музыкального общества по классу скрипки. Учась ещё в гимназии, параллельно поступает в консерваторию, которую заканчивает практически параллельно с окончанием гимназии. Всё это происходит в провинциальном украинском городе Харькове, на рубеже революции, когда кажется людям уж совсем не до музыки. Однако залы полны слушателей. Здесь проходят концерты Фёдора Шаляпина, Леонида Собинова, Сергея Рахманинова и Сергея Танеева. Педагогами Дунаевского становятся Константин Горский, которого ценил сам Чайковский и Иосиф Ахрон, ученик Лядова. Культурная жизнь дореволюционного Харькова бурлила и, попав в эту среду, юный Дунаевский впитал всё лучшее. Лучшей почвы для расцвета одарённости и нельзя придумать.
Он на всю жизнь остался энергичным, жизнелюбивым, солнечным, полным оптимизма и юмора человеком. Может быть поэтому юность и любовь стали основой его музыки. Он и сам говорил, что его творчество навсегда посвящено молодости. Трудно представить себе нашу жизнь без задорных песен “А ну-ка песню нам пропой весёлый ветер” или “Капитан, капитан, улыбнитесь”. А школьные годы всех поколений связаны со звуками его незабываемого “Школьного вальса”. Помните?
“Промчались зимы с вёснами,
Давно мы стали взрослыми,
Но помним наши школьные деньки...”
В нашем концерте, под названием “Школьные годы чудесные” мы никак не могли об этом не вспомнить. Ведь “Школьный вальс” Дунаевского на долгие годы стал одной из самых проникновенных песен о юности.
Вообще жанр вальса у Дунаевского один из самых любимых. Практически в каждом его фильме есть вальс: и в фильмах “Цирк”, “Три товарища”, “Светлый путь”, “Волга-волга”, “Весна”. Есть вальс и в знаменитом фильме Ивана Пырьева “Кубанские казаки”, созданном в 1950 году. Здесь сконцентрировано всё то, что отличает музыку Исаака Дунаевского и делает её любимой по сей день: и красота мелодий, и динамичное развитие, и удивительная проникновенность. Его сейчас мы услышим этот вальс в исполнении фортепианного ансамбля.
Исаак Дунаевский. Вальс из кинофильма “Кубанские казаки”
Исполняют Кротова Елизавета и Ефимов Николай (6 класс), лауреаты 1У Тамбовского областного открытого конкурса юных пианистов и У Международного фестиваля-конкурса славянской музыки “Гармония”, г.Белгород
Любовь к латиноамериканским ритмам и мелодиям присуща многим композиторам. Кстати сказать был период, когда того же Дунаевского обвиняли даже в плагиате, усмотрев в марше из “Весёлых ребят” сходство с мексиканской песней Ля Аделита. Мы же сейчас послушаем фортепианную пьесу “Бразильский карнавал”, страстность и зажигательность которой тоже связаны с господством латиноамериканских ритмов.
Наталья Смирнова. “Бразильский карнавал”
Исполняют Кротова Елизавета и Ефимов Николай (6 класс)
Музыка – это, вероятно, самый сильный вид магии. А музыка, звучащая в исполнении флейты – это магия вдвойне. Это тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде, это когда слова больше не нужны, потому что они появятся после. Музыка, рождённая флейтой – это своего рода эолова арфа души, звуки которой возносятся ввысь, отвлекаясь от всего суетного.
Сейчас мы услышим два произведения современных авторов для флейты и фортепиано, они написаны разными композиторами, в разных странах, они совершенно различны по характеру, но их объединяет одно – флейта здесь поёт и обращена к человеческой душе. Исполнители – это педагоги, которые уже прошли весь тернистый музыкальный путь обучения, которые своими знаниями и умениями делятся со своими учениками, а сейчас представляют на суд слушателей своё исполнительское мастерство.
Джон Руттер Ария из цикла “Античная сюита”
Исполняют: флейта – Елена Маршавина,
фортепиано – Ольга Ефимова, преподаватели МШ им. Старикова, победители областного конкурса “Лучший преподаватель ДШИ Тамбовской области – 2010”
Паскуаль Пруст Нарадьяда.
Исполняют Елена Маршавина и Ольга Ефимова.
Однажды у Иоганна Себастьяна Баха спросили: “Как Вы достигли таких успехов? Бах ответил: “Будьте прилежны, и Вы достигнете того же!” Невольно задаёшься вопросом: “Шутил ли Бах, издевался над спрашивающими или был вполне искренен, как подобает настоящему протестанту?”
Ведь протестантизм говорит следующее: “Ты ремесленник, ты мастер, работай и воздастся тебе, работай, трудись в поте лица своего, занимайся своим делом, т.е. будь прилежным”.
Прилежными были сотни музыкантов, работающих в разных городах Германии одновременно с Бахом. И что теперь, где они теперь? Мы практически ничего не знаем о них.
Не нужно забывать, что Бах выполнял те же самые функции, что и многие другие музыканты того времени. Как и другие, он сочинял много музыки ко всем праздникам и событиям, он работал с хором, играл на органе, обучал музыкантов. У него, как и у многих других музыкантов того времени была большая семья, требующая больших расходов, были трагедии, глубокие переживания, смерть уносила близких, болели дети, изнуряя душу. НоБах несмотря ни на какие трудности до конца дней своих трудился в поте лица своего, как и большинство его музыкантов-современников. В этом смысле Бах ответил вполне честно – он действительно был прилежным. И в этом смысле до сегодняшнего для каждого ученика, занимающегося музыкой, он может быть примером такого прилежания.
Но всё же всякий раз слушая его музыку, понимаешь, что Бах в своей музыке мыслит на таком уровне, что это уже вопрос не прилежания, а принадлежности.
Сейчас в нашем концерте прозвучит прелюдия и фуга фа минор из 2 тома ХТК Иоганна Себастьяна Баха. Это тот самый ХТК, который был создан композитором, чтобы утвердить все возможные тональности в музыкальной практике, это тот самый ХТК, который был создан как практикум для учащихся, овладевающих сложностями музыкального мастерства. И в то же время это тот самый ХТК, который раскрывает перед нами всю историю человечества, это тот самый ХТК, который в звуках изображает нам всю историю цивилизации. Таков уж Бах: он не может быть ограничен какой-то одной задачей – он безграничен, бездонен.Музыка Баха – это разговор с Богом, это то вместилище, где человек начинает задумываться над своим предназначением, над смыслом своего существования.Даже в самой фамилии Бах есть что-то мистически-божественное: в слове Бах на русском языке 3 буквы и в слове Бог тоже 3 буквы. А если мы переведём эти слова на немецкий язык, то и в том и в другом будет уже по 4 буквы – Bach–Gott.
“Гул затих, я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
На меня направлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно – Авва, Отче,
Чашу эту мимо пронеси!
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль,
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь...
Но продуман распорядок действий
И неотвратим конец пути –
Я один – всё тонет в фарисействе,
Жизнь прожить –
Не поле перейти...
Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга фа минор из 2 тома Хорошо темперированного клавира.
Исполняет ученица 8 класса Екатерина Новикова.
Сейчас в нашем концерте прозвучит произведение композитора, чьё имя не было на вершине пирамиды композиторской славы, но без чьего имени невозможно представить музыкальную культуру Германии 18 века. Более того, имя этого композитора неразрывно связано с тем удивительным, волшебным инструментом, который мы сегодня уже слышали, а именно – с флейтой. Сам будучи флейтистом, он написал невероятно много произведений для флейты, произведений, КОТОРЫЕ ПО СЕЙ ДЕНЬ ПОРАЖАЮТ СЛУШАТЕЛЕЙ БЛАГОРОДСТВОМ, ИЗЯЩЕСТВОМ, КРАСОТОЙ И ВДОХНОВЕННОСТЬЮ ЗВУЧАНИЯ.
Я имею в виду Иоганна ИоахимаКванца, немецкого композитора и флейтиста, жившего в Германии в одно время с Бахом. Это был признанный композитор, допущенный к королевскому двору, он был придворным композитором и музыкантом, каждый день давал уроки игры на флейте королю, управлял придворным оркестром, сочинял, изготавливал инструменты по собственным эскизам, за что король ему щедро платил.
Известно, что коллегой при дворе короля только в более низком статусе – всего лишь в качестве придворного клавесиниста - был известный композитор Карл Филипп Эмануэль Бах – сын Иоганна Себастьяна Баха. И Кванц имел возможность познакомится с Бахом - отцом, который навещал своего сына. Так переплетаются нити истории...
Иоганн ИоахимКванц. Соната для флейты и фортепиано в 2-х частях.
Исполняют: флейта – Гримова Дарья, ученица 4 класса, лауреат областных и региональных конкурсов, (класс преподавателя Маршавиной)
Фортепиано – Новикова Екатерина (8 класс), лауреат областных и региональных конкурсов, (класс преподавателя Ефимовой)
“Если я играю, я не могу сочинять, если я сочиняю, я не хочу играть. Возможно, это потому, что я ленив; возможно, беспрестанные занятия на рояле и вечная суета, связанная с жизнью концертирующего артиста, берут у меня слишком много сил. Возможно, это потому, что я чувствую, что музыка, которую мне хотелось бы сочинять, сегодня неприемлема. А может быть, истинная причина того, что я в последние годы предпочел жизнь артиста-исполнителя жизни композитора, совсем иная. Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия, нетревожимых воспоминаний” - писал в одном их своих писем Сергей Васильевич Рахманинов, композитор и пианист, чьё имя неразрывно связано с Тамбовским краем.
Современники принимали его как величайшего пианиста и не очень-то ценили в нем композитора. Это мучило его всю жизнь. Всю жизнь его жгло желание сочинять музыку. Ведь сам Чайковский предсказал ему великое будущее: незадолго до смерти тот сказал, что в нем видит продолжателя и преемника своего. Так и получилось – музыка Рахманинова продолжила лучшие традиции русской классики, за что и получила у современников прозвище “старомодной”. Мелодичность его сочинений стали считать главным признаком отсталости. А Рахманинову была непонятна “новая музыка”, потерявшая родную почву, музыка часто вычурная, выдуманная, действующая на воображение, на нервы и оставляющая спокойным сердце.
Он, Рахманинов, мог писать только сердцем. Он не любил, когда выспрашивали у него, о чем хотел он сказать в том или другом произведении, какую картину нарисовал... Он не рисовал картин, ничего не объяснял. В его музыке было всё — его мысли, волнения, тревоги, сомнения, надежды... А главное – была мелодия, которая рождалась, словно Венера из пены, росла, обвиваясь подголосками, поднималась, как на гребне волны и затихала в гуще фигураций. И только время расставило всё на свои места, заставив замолчать критиканов и звучать бесконечно прекрасную и щемящую музыку Рахманинова.Сейчас в нашем концерте прозвучит одно из самых проникновенных и трогающих душу произведений Рахманинова раннего периода.
Сергей Рахманинов. Элегия.
Исполняет Новикова Екатерина
Следующее произведение, которое прозвучит в нашей программе – образец яркой концертной виртуозной пьесы. Это одна из пьес современного ростовского композитора Юрия Весняка под названием “Наваждение”.
Юрий Весняк Наваждение.
Кому не знакома песня про березку и рябину, про родной, навек любимый край, песня “Четвёрка дружная ребят” - их поют в школьном хоре, в спортивном лагере, в походе. А весёлая песенка про мельника, мальчика и осла, когда “Старый осёл молодого везёт”? Или песенка храброго рыцаря Дон-Кихота?
Все эти и многие другие песни написал очень добрый, умный человек, композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Часто Дмитрия Борисовича называют “молодежным” композитором. Душевная теплота, радостное настроение, юношеский задор, бодрость отличают не только его песни. Кипучей жизнерадостностью заражает слушателей многие его инструментальные произведения. Такова Рапсодия для фортепиано с оркестром “Школьные годы”. Она написана для конкурса юных пианистов городов Поволжья в 1964 году и является весьма сложным и виртуозным произведением в техническом отношении. По замыслу же все десять вариаций рапсодии соответственно песне демонстрируют нам разные этапы школьных лет, когда школьные годы только начинаются, затем – продолжаются и в конце - вот и кончаются школьные годы. “Герой” Рапсодии как бы постепенно растёт в музыке, так же как и в нашем концерте росли наши ребята: от подготовительного отделения к выпускному классу.
Дмитрий Кабалевский
Рапсодия на тему песни “Школьные годы” для фортепиано с оркестром
Исполняют: учащаяся 8 класса, дважды лауреат Тамбовского открытого областного конкурса юных музыкантов “Солист оркестра”
Новикова Екатерина,
Партия 2-го фортепиано
Победитель областного конкурса преподавателей ДМШ “Мастерство и вдохновение”, лауреат областных конкурсов исполнительского мастерства преподавателей ДМШ и ДШИ,
преподаватель Ольга Ефимова.
Большая удача и счастье, когда ученик находит своего учителя, способного его понять, почувствовать, раскрыть и развить. Но это столь же большое счастье и для учителя найти своего ученика – способного, тонкого, восприимчивого, заинтересованного, трудолюбивого. В данном случае, можно сказать, что все звёзды сошлись : ученица нашла своего учителя, а учитель ученицу. Мы действительно сегодня смогли услышать результаты большого труда и творческого вдохновения и учителя и ученицы. Большое за это им спасибо.