Актуальность проекта.
Предположение о том, что любое вещество состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов, было высказано около 2500 лет назад древнегреческими философами Левкиппом и Демокритом. Каковы современные представления о молекулярном строении тел, их обоснованность и доказательства представлены в данной работе.
Цели проекта:
познавательные:
- создать условия для получения знаний учащихся по темам из курса физики;
- закрепить знания о молекулярно- кинетической теории;
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;
развивающие:
- развивать интерес к учебе и познавательной деятельности, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать;
- применять свои знания на практике;
- использовать информационные технологии для оформления результатов исследований;
воспитательные:
- воспитывать у учащихся самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и других членов коллектива;
- формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества личности, толерантности;
- формирование критического мышления;
- прививать навыки работы в команде.
Методы.
- Метод проектов (информационных и исследовательских).
- Метод сотрудничества.
Средства обучения, ТСО.
- Таблица “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, портреты Демокрита, М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева.
- Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивные ресурсы.
- Демонстрационное оборудование: мензурки, шар с кольцом, спиртовка.
- Опорные конспекты.
Основополагающий вопрос: атомы и молекулы: миф или реальность?
Объект исследования: молекулярно-кинетическая теория.
Определение направлений работы:
- работы по развитию атомной системы строения вещества предшественников М.В. Ломоносова;
- молекулярно-кинетическая теория М.В.Ломоносова;
- тела состоит из молекул, атомов, элементарных частиц;
- броуновское движение;
- диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах;
- силы взаимодействия между молекул;
- агрегатные состояния вещества;
- периодический закон и строение атома.
Определение способов поиска источника информации по направлениям:
- учебник “Физика 10” Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский;
- дополнительная литература;
- энциклопедии;
- Интернет;
- интерактивные ресурсы;
- CD-диски по физики.
Главные условия.
1. Защита своей работы.
2. Создание наглядных пособий.
3. Создание электронной презентации.
4. Рефлексия и взаимооценка.
1 урок
I. Определение целей проекта.
II. Организация работы.
III. Проведение входной диагностики.
- Что Вы знаете о молекулах?
- Вы хотели бы узнать что-нибудь новое по этой теме?
- Что такое исследовательская работа?
- Вы хотели бы заниматься проектной деятельностью?
- С кем бы ты хотел работать в группе?
- Умеете ли вы оформлять цели, задачи и гипотезу?
- Возникают ли трудности при работе в программах Microsoft Power Point, Publisher?
- Какое настроение в начале проекта?
2 урок
I. Выбор темы исследования.
II. Определение способов и методов исследования, организация групп.
3 урок
(Работа в компьютерном классе)
I. Проведение промежуточной диагностики.
1. Какая тема исследования показалась тебе наиболее интересной?
2. Какой вид работы над темой предпочитаешь?
- подбор литературы;
- работать с Интернетом;
- находить материал;
- составлять опорный конспект;
- работать в группе;
- составлять план исследования;
- подготовка презентаций.
3. Вас устраивает работа вашей группы?
4. В каком виде деятельности испытываете затруднения?
II. Обобщение собранного материала.
III. Выводы по направлениям, их аргументация.
IV. Подготовка наглядного материала.
V. Составление сценария защиты
VI. Составление электронной презентации (домашняя работа).
4–5 урок
I. Защита работ.
II. Рефлексия, самооценка, взаимооценка.
III. Проведение выходной диагностики.
1. Что нового вы узнали, изучая курс?
2. Чему вы научились?
3. Что бы вы хотели узнать ещё по этой теме?
4. Насколько успешной была ваша работа?
5. Какое настроение было в конце проекта?
6. Хотели бы еще поучаствовать в проекте?
6 урок
Тест “Основные положения МКТ”.
Сценарии защиты работ учащихся
I группа: “Кто сказал, что мир состоит из частиц?”
Цель: выяснить, как развивались представления об атомно-молекулярном строении вещества от Демокрита до наших дней.
Ход исследования:
Защита работы: опорный конспект и электронная презентация.
II группа: “Заглянем во внутрь тела… Что там?...”
Цель: показать строение различных тел.
Ход исследования:
- Тела состоит из молекул, атомов, элементарных частиц.
- Привести примеры косвенных доказательств существования атомов.
- Привести прямые доказательства существования атомов.
- Ответ на гипотезу. Выводы.
- Ответ на основополагающий вопрос проекта.
Защита работы: опорный конспект и электронная презентация; показ демонстрации “Кольцо с шаром”.
III группа: “Как ботаник открыл физическое явление?”
Цель: рассмотреть броуновское движение с точки зрения физики.
Ход исследования:
- История открытия данного явления.
- Объяснение броуновского движения А. Эйнштейном.
- Ответ на гипотезу. Выводы.
- Ответ на основополагающий вопрос.
Защита работы: опорный конспект и электронная презентация; показ фрагмента видео сюжета “Модель броуновского движения”.
IV группа: “8; 15,9994; VI; 2 – что бы это значило?”
Цель: выяснить, какую особенность или закономерность в строении атомов элементов отражает каждое обозначение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Ход исследования:
- Физический смысл номера элемента; периода; группы.
- Причины изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и в группах.
- Ответ на гипотезу. Выводы.
- Ответ на основополагающий вопрос проекта.
Защита работы: буклет и электронная презентация.
V группа: “Диффузия и табачный дым”
Цель: показать роль диффузии в жизни человека.
Ход исследования:
- Диффузия в газах.
- Диффузия в жидкостях.
- Диффузия в твёрдых телах
- Ответ на гипотезу. Выводы.
- Ответ на основополагающий вопрос проекта.
Защита работы: буклет и электронная презентация; демонстрации “Диффузия в газах”, “Диффузия в жидкостях”.
VI группа: “Порядок и хаос в мире молекул”
Цель: рассмотреть взаимодействия между молекул.
Ход исследования:
- Силы отталкивания между молекул.
- Силы притяжения между молекул.
- Ответ на гипотезу. Выводы.
- Ответ на основополагающий вопрос проекта.
Защита работы: буклет и электронная презентация; демонстрации “Модель сил притяжения и отталкивания”; слипание свинцовых цилиндров.
VII группа: “Анкета для молекулы”
Цель: выяснить, какими величинами можно охарактеризовать молекулу.
Ход исследования:
- Масса молекулы.
- Размер молекулы.
- Количество вещества.
- Ответ на гипотезу. Выводы.
- Ответ на основополагающий вопрос проекта.
Защита работы: буклет и электронная презентация.
VIII группа: “Почему газы сжимаются, жидкости текут, а твёрдое тело трудно разрушить?”
Цель: показать различия в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.
Ход исследования:
- Строение твёрдых тел (движение, взаимодействие и расположение молекул).
- Строение жидкостей (движение, взаимодействие и расположение молекул).
- Строение газов (движение, взаимодействие и расположение молекул).
- Ответ на гипотезу. Выводы.
- Ответ на основополагающий вопрос проекта.
Защита работы: буклет и электронная презентация.
IX группа: “Алмаз и графит: сходства и различия”
Цель: рассказать о структуре твёрдого тела.
Ход исследования:
- Кристалл.
- Монокристалл.
- Как вырастить кристалл?
- Применение кристаллов.
- Ответ на гипотезу. Выводы.
- Ответ на основополагающий вопрос проекта.
Защита работы: буклет и электронная презентация; демонстрация “Выращивание монокристалла”.