Внеурочное занятие по теме "Методы исследования. Что такое эксперимент?"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с методом исследования – экспериментом.

Задачи.

Образовательная: познакомить с понятием “эксперимент”, “экспериментирование”.

Воспитательная: способствовать осознанию необходимости овладения исследовательскими умениями.

Развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: презентация, символы с изображением методов исследования, словари, стеклянная посуда, мандарины, зубочистки, пластилин, скрепки, кнопки, монеты, алюминиевая и медная проволока.

I. Организационный момент. Игра “Импульс”.

Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поочерёдно пожмите друг другу руки. Почувствуйте тепло товарища. Я желаю вам удачи!

II. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем быть исследователями. А каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования, давайте их вспомним и покажем картинки с их изображением этих методов.

- Подумать самостоятельно.

- Спросить у другого человека.

- Узнать из книг.

- Понаблюдать.

Какими должны быть исследователи? Ребята, скажите, а за кем и за чем можно наблюдать?

Проверим вашу наблюдательность.

Выполнение упражнений.

  1. Найдите ошибки художника.
  2. Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?
  3. Найди спрятавшиеся предметы
  4. Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

Наблюдение – самый доступный из всех методов. Но не всегда простым наблюдением можно найти истину.

III. Формулировка темы и постановка цели занятия.

Сегодня мы поговорим о новом методе исследования. (Показываю символ “эксперимент”). Как вы думаете, что он означает? Почему вы так решили?

Действительно, сегодня мы поговорим о таком методе исследования, как эксперимент.

IV. Работа над основными понятиями.

Попробуйте сами дать определение понятию “эксперимент”. Обратимся к словарю.

Эксперимент (проба, опыт) – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания.

Эксперимент предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования, в ходе мыслительного эксперимента мы должны решить определённые задачи.

Сегодня мы попробуем поэкспериментировать.

Задание 1. Определение плавучести предметов.

Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах. Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?

Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

Задание 2. Эксперимент с магнитом и металлами.

Мы знаем, что магнит, как по волшебству притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Давайте проведем эксперимент, чтобы узнать это.

Вывод: магнит хорошо притягивает стальные предметы, а медные и алюминиевые не притягивает.

V. Итог занятия. Рефлексия.

Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии?

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!