Цель: знакомство с методом исследования – экспериментом.
Задачи.
Образовательная: познакомить с понятием “эксперимент”, “экспериментирование”.
Воспитательная: способствовать осознанию необходимости овладения исследовательскими умениями.
Развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: презентация, символы с изображением методов исследования, словари, стеклянная посуда, мандарины, зубочистки, пластилин, скрепки, кнопки, монеты, алюминиевая и медная проволока.
I. Организационный момент. Игра “Импульс”.
Ребята, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Поочерёдно пожмите друг другу руки. Почувствуйте тепло товарища. Я желаю вам удачи!
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем быть исследователями. А каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования, давайте их вспомним и покажем картинки с их изображением этих методов.
- Подумать самостоятельно.
- Спросить у другого человека.
- Узнать из книг.
- Понаблюдать.
Какими должны быть исследователи? Ребята, скажите, а за кем и за чем можно наблюдать?
Проверим вашу наблюдательность.
Выполнение упражнений.
- Найдите ошибки художника.
- Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?
- Найди спрятавшиеся предметы
- Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…
Наблюдение – самый доступный из всех методов. Но не всегда простым наблюдением можно найти истину.
III. Формулировка темы и постановка цели занятия.
Сегодня мы поговорим о новом методе исследования. (Показываю символ “эксперимент”). Как вы думаете, что он означает? Почему вы так решили?
Действительно, сегодня мы поговорим о таком методе исследования, как эксперимент.
IV. Работа над основными понятиями.
Попробуйте сами дать определение понятию “эксперимент”. Обратимся к словарю.
Эксперимент (проба, опыт) – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания.
Эксперимент предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования, в ходе мыслительного эксперимента мы должны решить определённые задачи.
Сегодня мы попробуем поэкспериментировать.
Задание 1. Определение плавучести предметов.
Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?
Давайте проверим ваши предположения.
Работа в парах. Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?
Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)
Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)
Задание 2. Эксперимент с магнитом и металлами.
Мы знаем, что магнит, как по волшебству притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Давайте проведем эксперимент, чтобы узнать это.
Вывод: магнит хорошо притягивает стальные предметы, а медные и алюминиевые не притягивает.
V. Итог занятия. Рефлексия.
Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии?
А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?
Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!